Судья Баздникин И.В. Дело № 33-2015/2014 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего
Трофимовой Е.А.,
судей
Степашкиной В.А. и Воскресенской В.А.,
при секретаре
Выстровой Л.Ю.
25 декабря 2014года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском дело по апелляционной жалобе Государственной жилищной инспекции Камчатского края на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16октября 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Государственной жилищной инспекции Камчатского края к ТСЖ «АКО» о возложении обязанности предоставить документы – отказать.
Заслушав доклад судьи Степашкиной В.А., пояснения представителя товарищества собственников жилья «АКО» Шуманина В.Ю., полагавшего решение суда правильным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственная жилищная инспекция Камчатского края обратилась в суд с иском к товариществу собственников жилья «АКО» (далее - ТСЖ «АКО») об обязании предоставить в течение 5 календарных дней со дня вступления решения в законную силу копии следующих документов:
- платежные документы, предъявленные к оплате потребителям коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, отоплению в помещениях № за период с 1 января 2013 года по 1 января 2014 года;
- сведения о распределении платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды между собственниками жилых помещений, учитываются ли ТСЖ «АКО» объемы коммунальных ресурсов, потраченных в нежилом помещении фирмы «Галеас».
В обоснование исковых требований указала, что председателем правления ТСЖ «АКО» не в полном объеме предоставлены документы, необходимые для проведения документарной проверки по обращению жителей многоквартирного дома <адрес>, проверки правильности начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. В соответствии с приказом руководителя Инспекции произвести проверку по доводам заявителей не представилось возможным, поскольку председатель правления ТСЖ «АКО» Шуманина H.B. по месту проведения проверки отсутствовала, а ее представитель Шуманин В.Ю. представлять какие-либо документы отказался.
Государственная жилищная инспекция Камчатского края своего представителя для участия в судебном заседании не направила.
Представитель ТСЖ «АКО» Шуманин В.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал, полагая, что требования органа ответчиком исполнены. Пояснил, что имеющиеся у ответчика документы были представлены истцу в установленный срок, платежные документы находятся в РКЦ, с которым у ТСЖ заключен договор.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
Не согласившись с решением суда, полагая его незаконным, считая, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, не основаны на правильном применении норм материального права, Государственная жилищная инспекция Камчатского края в апелляционной жалобе просит судебную коллегию данное решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что согласно Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 ТСЖ «АКО» является исполнителем для граждан, проживающих в многоквартирном доме <адрес>, и именно на него, как на исполнителя коммунальных услуг, возложены обязанности по предоставлению платежных документов, предъявленных к оплате потребителям коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, отоплению в помещениях № за период с 1 января 2013 года по 1 января 2014 года, а также сведений о распределении платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды между собственниками жилых помещений, учитываются ли ТСЖ «АКО» объемы коммунальных ресурсов, потраченных в нежилом помещении фирмы «Галеас».
Государственная жилищная инспекция Камчатского края, извещенная о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда своего представителя не направила, в связи с чем на основании ст. ст. 327, 167 ГПК РФ суд апелляционной инстанции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В силу п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила), исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно подп. «е» п. 32 Правил исполнитель имеет право привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя: для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета; для доставки платежных документов потребителям; для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям.
Как следует из материалов дела, в целях проверки фактов, указанных в коллективном обращении жителей многоквартирного дома <адрес> проверки правильности начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, в адрес председателя правления ТСЖ «АКО» Государственной жилищной инспекцией Камчатского края 28 января 2014 года за номером 2ю-б/н направлено требование должностного лица с приложением копии приказа руководителя Инспекции о проведении внеплановой проверки от 23 января 2014 года № 169 о предоставлении должностному лицу Государственной жилищной инспекции Камчатского края в срок до 11 февраля 2014 года заверенных копий документов, необходимых для проведения проверки (л.д. 6).
Согласно акту проверки от 13 февраля 2014 года № 169/1-210 истребованные документы председателем ТСЖ «АКО» были представлены не в полном объеме. Не были представлены платежные документы, предъявленные к оплате потребителям коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, отоплению в помещениях № за период с 1 января 2013 года по 1 января 2014 года, а также сведения о распределении платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды между собственниками жилых помещений, учитываются ли ТСЖ «АКО» объемы коммунальных ресурсов, потраченных в нежилом помещении фирмы «Галеас» (л.д. 9).
Как следует из заявления председателя правления ТСЖ «АКО» платежные документы, предъявленные к оплате потребителям коммунальных услуг, у ТСЖ «АКО» отсутствуют, поскольку указанные документы изготавливаются МАУ «РКЦ по ЖКХ г. Петропавловска-Камчатского», которое производит расчет оплаты всем жильцам дома и издает документы об оплате, также отсутствуют сведения о распределении платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды между собственниками жилых помещений, поскольку все платежные документы, предъявленные к оплате потребителям коммунальных услуг (в том числе и ОДН) изготавливаются по договору с МАУ «РКЦ по ЖКХ г. Петропавловска-Камчатского», которое производит расчет оплаты всем жильцам дома и издает документы для оплаты. Кроме того, указано, что фирма «Галеас» не находится в доме <адрес> (л.д. 32).
19 февраля 2014 года в отношении ТСЖ «АКО» составлен протокол № 47 об административном правонарушении по ст. 19.7 КоАП РФ по факту не полного предоставления документов по требованию должностного лица, осуществляющего государственный надзор (л.д. 15).
Вступившим в законную силу Постановлением по делу об административном правонарушении от 11 апреля 2014 года ТСЖ «АКО» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 руб. (л.д. 16 – 18).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, ссылаясь на подп. «е» п. 32 Правил, а также подп. 3, 4 п. 2.1.1. договора на оказание услуг от 31 июля 2012 года № 4У-ТСЖ, заключенного между МАУ «Расчетно-кассовый центр по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского» (РКЦ) и ТСЖ «АКО» (заказчик), согласно которого РКЦ оказывает услуги заказчику по ведению бухгалтерского учета, в том числе производство начислений платежей гражданам-потребителям, а также перерасчеты оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги (пп. 3 п. 2.1.1), выписки счетов-извещений гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг (пп. 4 п. 2.1.1), пришел к выводу, что, поскольку осуществление начислений жильцам дома <адрес> по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, выписку платежных документов производит МАУ «Расчетно-кассовый центр по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского», то требования истца о возложении обязанности на ТСЖ «АКО» предоставить платежные документы, предъявленные к оплате потребителям коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, отоплению в помещениях №, за период с 1 января 2013 года по 1 января 2014 года, а также сведения о распределении платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды между собственниками жилых помещений, учитывается ли ТСЖ «АКО» объемы коммунальных ресурсов, потраченных в нежилом помещении фирмы «Галеас», необоснованны.
Между тем, при принятии решения по делу судом первой инстанции не учтено, что, заключив договор с муниципальным автономным учреждением «Расчетно-кассовый центр по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского» ТСЖ «АКО» реализовало свое право на привлечение организации для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям. Однако положения Правил не освобождают исполнителя при реализации своих прав, предусмотренных подп. «е» п. 32 Правил, от обязанностей исполнителя и, следовательно, не освобождают ТСЖ «АКО» от исполнения требований п. 5 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Поскольку ТСЖ «АКО» является исполнителем для граждан, проживающих в многоквартирном доме <адрес>, и именно на него, как на исполнителя коммунальных услуг, возложены обязанности по предоставлению платежных документов, предъявленных к оплате потребителям коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, отоплению, решение суда в части отказа в возложении обязанности на ответчика предоставления копий документов, предъявленных к оплате потребителям коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, отоплению в помещениях № за период с 1 января 2013 года по 1 января 2013 года, подлежит отмене, а требования истца в данной части удовлетворению.
По указанному выше основанию решение суда подлежит также отмене в части отказа в удовлетворении требования о возложении обязанности на ответчика предоставления сведений о распределении платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды между собственниками жилых помещений, учитывается ли ТСЖ «АКО» объемы коммунальных ресурсов, потраченных в нежилом помещении фирмы «Галеас».
Рассматривая заявленное истцом требование, судебная коллегия приходит к следующему.
Пункт 40 Правил предусматривает, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Пунктом 44 Правил определено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В соответствии с п. 48 Правил при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Раздел Ш приложения № 2 к Правилам определяет порядок расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме.
В соответствии с подп. «е» п. 69 Правил в платежном документе указываются общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
Поскольку Правилами определен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме за определенный (расчетный) период, а истцом в рассматриваемом требовании не указан расчетный период, за который ответчику следует предоставить требуемые сведения, оснований для удовлетворения требования о возложении обязанности на ответчика предоставить сведения о распределении платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды между собственниками жилых помещений, учитывается ли ТСЖ «АКО» объемы коммунальных ресурсов, потраченных в нежилом помещении фирмы «Галеас» не имеется, так как в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, абз. 8 п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 1000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16 октября 2014 года отменить.
Иск Государственной жилищной инспекции Камчатского края удовлетворить частично.
Обязать ТСЖ «АКО» предоставить в Государственную жилищную инспекцию Камчатского края копии документов в срок до 1 февраля 2015 года: платежные документы, предъявленные к оплате потребителям коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, отоплению в помещениях № по <адрес> за период с 1 января 2013 года по 1 января 2014 года.
В удовлетворении требования Государственной жилищной инспекции Камчатского края к ТСЖ «АКО» о возложении обязанности предоставить сведения о распределении платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды между собственниками жилых помещений, учитываются ли ТСЖ «АКО» объемы коммунальных ресурсов, потраченных в нежилом помещении фирмы «Галеас» отказать.
Взыскать с ТСЖ «АКО» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1000 руб.
Председательствующий
Судьи