Судья: Привалова О.В. Дело № 33-2017/2018
060г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 февраля 2018г. Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.,
судей: Беляковой Н.В., Емельянова В.А.,
при секретаре: Коцаревой И.Г.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.
дело по иску Мавриной Е.О. к Администрации Уярского района о признании распоряжения незаконным, отмене распоряжения, взыскании денежной компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Мавриной Е.О.,
на решение Уярского районного суда от 22 декабря 2017г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Мавриной Е.О. к администрации Уярского района о признании распоряжения №168-к от 12 сентября 2017 года о применении дисциплинарного взыскания незаконным и отмене распоряжения, взыскании денежной компенсации морального вреда отказать.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Мавриной Е.О. обратилась в суд с иском к Администрации Уярского района о признании распоряжения незаконным, отмене распоряжения, взыскании денежной компенсации морального вреда. Свои требования она мотивировала тем, что с 01 января 1995г. работает в Администрации Уярского района, с 01 января 2001г. - в должности <данные изъяты>. Распоряжением от 12 сентября 2017г. она привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за предоставление недостоверных сведений о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера за 2016г. Полагает привлечение к дисциплинарной ответственности незаконным, поскольку в ее действиях отсутствует коррупционный проступок. Допущенные ею в справках нарушения являются несущественными, допущены вследствие того, что в прошлые годы при предоставлении аналогичных сведений замечаний к ней не высказывалось. Предоставленная для заполнения справка не соответствовала установленной форме, методические рекомендации по ее заполнению до нее доведены не были, при принятии справки уполномоченный на то работник не проверил правильность заполнения. Кроме того, проверка по информации прокуратуры не проводилась, доклад о результатах проверки не оформлялся, к ответственности она была привлечена только на основании своего объяснения. Нарушены порядок проведения проверки и порядок применения меры дисциплинарного взыскания, установленные ст.ст.26-27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», ст.3.2 Закона Красноярского края «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае». В акте о применении к ней взыскания отсутствует указание на часть 1 или 2 ст.27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ». Действиями работодателя по необоснованному привлечению к дисциплинарной ответственности ей причинены нравственные страдания и переживания. В этой связи она просила суд признать незаконным и отменить распоряжение исполняющего обязанности главы Администрации Уярского района №168-к от 12 сентября 2017г., взыскать с ответчика в ее пользу денежную компенсацию морального вреда в сумме 2 500 руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Маврина Е.О. просит решение суда отменить, ссылаясь на его несогласие, а также на то, что со стороны Администрации Уярского района надлежащих доказательств соблюдения принципов справедливости, равенства, соразмерности, законности, вины, гуманизма при привлечении Мавриной Е.О. к дисциплинарной ответственности представлено не было, однако суд это обстоятельство во внимание не принял.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения Мавриной Е.О., представителя Администрации Уярского района Политковской Е.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно ст.12 Федерального закона от 2 марта 2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи.
В соответствии со ст.15 этого же Федерального закона граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации. Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю), в том числе, граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации; лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1.1-3.1 настоящей части.
В соответствии с ч.2 указанной статьи порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
Согласно ч.7 ст.8 этого же Федерального закона проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан или лиц, указанных в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан или лиц.
Пунктом 6 Указа Президента РФ от 21 сентября 2009г. №1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими, сведений (в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений), представляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях реализации мероприятий противодействия коррупции законодательством Российской Федерации, регламентирующим правовые, организационные основы государственной гражданской службы, военной службы, государственной службы иных видов и муниципальной службы, установлена дисциплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений.
Согласно ст.27.1 Федерального закона от 2 марта 2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона (часть 1).
Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании: доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; объяснений муниципального служащего; иных материалов.
При применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.
Согласно ч.1 ст.2 Закона Красноярского края «О представлении гражданами, претендующими на замещение должности муниципальной службы, а также замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» от 07 июля 2009г. № 8-3542, лица, замещающие муниципальные должности, а также граждане, претендующие на замещение должности муниципальной службы высшей, главной, ведущей, старшей группы, муниципальные служащие, замещающие должности муниципальной службы указанных групп, обязаны представлять соответственно в орган местного самоуправления, в котором учреждена соответствующая муниципальная должность, представителю нанимателя сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера) по формам, установленным для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими Красноярского края.
Согласно ч.6 ст.3 указанного Закона в случае непредставления или представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо недостоверных или неполных сведений о расходах муниципальный служащий освобождается от должности муниципальной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что Маврина Е.О. на основании распоряжения №40-р от 27 декабря 2000г. назначена на должность <данные изъяты> Администрации Уярского района.
Распоряжением №168-к от 12 сентября 2017г. Мавриной Е.О. объявлен выговор. Основанием для применения дисциплинарного взыскания явилось ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, а именно предоставление недостоверных сведений о доходах, расходах, об обязательствах имущественного характера. Указанное распоряжение было принято по результатам рассмотрения представления прокурора Уярского района от 02 августа 2017г. №7-01-2017 и протокола заседания комиссии Администрации Уярского района по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов от 12 сентября 2017г.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, пришел к обоснованному выводу о том, что факт совершения Мавриной Е.О. дисциплинарного проступка, выразившегося в предоставлении недостоверных сведений об имуществе своем и своего супруга, указании неполных сведений о счетах, несоблюдении формы справки, подтверждается представлением прокурора Уярского района от 02 августа 2017г. №7-01-2017 «Об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, о противодействии коррупции», из которого видно, что в ходе проверки достоверности сведений, отраженных в справке Мавриной Е.О. о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера содержатся неполные и недостоверные сведения: справка заполнена в рукописном виде, в разделе 3.1 «Недвижимое имущество» неверно указан вид собственности, не указаны реквизиты документов, являющихся законным основанием для возникновения права собственности, в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» не указан адрес банка, аналогичные нарушения в справке, представленной на супруга Мавриной Е.О., ФИО7; протоколом заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов, из которого следует, что помимо указанных в представлении прокурора сведений, Маврина Е.О. в разделе 3.1 справки в п.5 не указала вид имущества, данное недвижимое имущество не указано в разделе 6.1 справки, предоставленной на супруга ФИО7, при этом ФИО7 осуществляет предпринимательскую деятельность на данном объекте; справками истицы за 2016г. - основной и уточненной (от 29 мая 2017г.), при подаче истицей уточненной справки указанные нарушения, имевшиеся в основной справке, устранены не были.
При указанных обстоятельствах ответчик вправе был принять решение о привлечении Мавриной Е.О. к дисциплинарной ответственности.
Нарушений порядка и срока привлечения истицы к дисциплинарной ответственности ответчиком не нарушен, при применении дисциплинарного взыскания им были учтены характер совершенного истицей правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых он был совершен.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку в жалобе не приведено доказательств, опровергающих изложенные в решении выводы суда, а также не указано на обстоятельства, которые не были исследованы судом и которые могли бы повлиять на принятое решение, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, доводам сторон и представленным ими доказательствам в решении дана надлежащая оценка, изложенные в решении выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Уярского районного суда от 22 декабря 2017г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мавриной Е.О. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: