ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-20216/2015 от 22.12.2015 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Кирюхин А.Г. Дело № 33-20216/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Екатеринбург 22 декабря 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Ковалевой Т.И.,

судей Седых Е.Г., Кучеровой Р.В.

при секретаре Власовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя Уральского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Открытому акционерному обществу «Федеральнаяпассажирская компания» в лице Уральского филиала о возложении обязанности по апелляционной жалобе представителя АО «ФПК» Уральский филиал Морозова И.А. на решение Железнодорожного районного суда г.Екатеринбурга от 24 августа 2015 года.

Заслушав доклад судьи Ковалевой Т.И., судебная коллегия

установила:

прокурор предъявил иск в интересахРоссийской Федерации к акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» в лице Уральского филиала о возложении обязанности организациигосударственной охраны Пассажирского вагонного; депо Пермь (...), Пассажирского вагонного депо Свердловск (...), Вагонного участка Екатеринбург (...), Вагонного участка Тюмень (...), Вагонного участка Нижний Тагил (...).

В обоснование иска указано, что Уральской транспортной прокуратуройв ходе проверки исполнения законодательствао транспортнойбезопасности выявлено, что АО «Федеральная пассажирская компания» в лице Уральского филиала АО «ФПК» не соблюдаются требований законодательства о транспортной безопасности и мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации в части обеспечения организации государственной охраны объектов железнодорожного транспорта, имеющих оборонное значение. Оказание услуг по охране объектов филиала АО «Федеральная пассажирская компания» осуществляет ООО ЧОП «( / / )». По мнению прокурора, указанные объекты подлежат государственной охране с учетом положений ч. 2 ст. 23 Закона «О железнодорожном транспорте» и перечня наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентстважелезнодорожного транспорта, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерацииот27 июня 2000 года № 891-р. Прокурор просил установить государственную охрану с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Решением Железнодорожного районного суда г.Екатеринбурга от 24 августа 2015 года на Открытоеакционерное общество «Федеральная пассажирская компания» (в лице Уральского филиала) возложена обязанность организации государственной охраны Пассажирского вагонного депо Пермь (...), Пассажирского вагонного депо Свердловск (...), Вагонного участкаЕкатеринбург (...), Вагонного участка Тюмень (...), Вагонного участка Нижний Тагил (...). Взыскана с Открытого акционерногообщества «Федеральная пассажирская компания» (в лице Уральского филиала) в доход местного бюджета госпошлина в размере ( / / ) руб.

С таким решением представитель АО «ФПК» Уральский филиал Морозов И.А. не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права. Указывает, что Перечень объектов, который относится к объектам локомотивного и вагонного хозяйства (предназначенных для выполнения мобилизационных планов), закреплен в Постановлении Правительства Российской Федерации № 57 от 06 февраля 2004 года и является закрытым. Однако обязательство по организации государственной охраны возложено на ответчика в отношении всех объектов недвижимого имущества, находящегося в собственности ответчика и на балансе структурных подразделений Уральского филиала, а не только тех, которые в соответствии с законодательством подлежат государственной охране.

В апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.

Прокурор Мирошниченко М.Н. возражала относительно доводов апелляционной жалобы.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Пассажирское вагонное депо Пермь (...), Пассажирское вагонное депо Свердловск (...,...), Вагонный участок Екатеринбург (...),Вагонный участок Тюмень (...), Вагонный участокНижний Тагил (г.Нижний Тагил, ...) являются структурными подразделениями АО «Федеральная пассажирская компания» (Уральский филиал).

В состав имущества структурных подразделений входят объекты недвижимого имущества. Одновременно указанное имущество входит в перечень охраняемых объектов Уральского филиала АО «Федеральная пассажирская компания» по договору на оказание услуг по охране объектов филиала АО «Федеральная пассажирская компания» между АО «Федеральная пассажирская компания» в лице начальника Уральского филиала АО «Федеральная пассажирская компания» (Заказчик) и ООО ЧОП «( / / )» (Исполнитель) 27 февраля 2014 года.

Из положений о структурных подразделениях ответчика следует, что вышеуказанные структурные подразделения участвуют в мобилизационных мероприятиях. В силу п. 2.3 Положения вагонный участок и пассажирское вагонное депо осуществляет следующие виды деятельности для выполнения основных задач: формирование пассажирских поездов, формирование поездных бригад, экипировка пассажирских вагонов водой и топливом, текущее содержание и ремонт основных фондов, закрепленных за вагонным участком, обеспечение экипировки и подготовки подвижного состава в рейс, организация и проведение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданскойобороне в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Разрешая заявленный спор, суд пришел к правильному выводу о том, что ответчик обязан обеспечивать охрануструктурных подразделений с привлечением подразделений государственной ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта.

Согласно ст. ст. 5 и 28 ФЗ от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране" государственную охрану осуществляют государственные органы, при этом обеспечение деятельности органов государственной охраны является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ФЗ от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" федеральные органы исполнительной власти обеспечивают транспортную безопасность в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 23 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и специальных грузов осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, внутренних войск федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и иными уполномоченными подразделениями. Перечни таких объектов и грузов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Указанный Перечень наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации N 891-р от 27 июня 2009 года, к указанным объектам относятся: объекты локомотивного и вагонного хозяйства, имеющие
оборонное значение (предназначенные для выполнения мобилизационных планов).

В силу ст. 5 Федерального закона «О ведомственной охране» перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание государственной ведомственной охраны, определяются ПравительствомРоссийской Федерации, ПостановлениемПравительства РоссийскойФедерации от12 июля 2000 года № 514 «Об организации ведомственной охраны» в перечень Федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственнуюохрану, поименовано Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Таким образом, указанное агентство и создает подразделения государственной ведомственной охраны.

Доводы жалобы о том, что законодательством определен четкий перечень объектов, которые подлежат охране подразделениями ведомственной охраны, не могут служить основанием для отмены решения.

Как следует из ответа на запрос прокурора от 18 декабря 2014 года № 1706/23, Начальник уральского филиала АО «Федеральная пассажирская компания» сообщает, что структурные подразделения Уральского Филиала АО «ФПК» Пассажирское вагонное депо Пермь, Пассажирское вагонное депо Свердловск, Вагонный участок Екатеринбург, Вагонный участок Тюмень, Вагонный участок Нижний Тагил участвуют в пассажирских перевозках мобилизационного периода во исполнение мобилизационного задания возложенного на Уральский филиал.

Такая же информация содержится в выписке из мобилизационного плана, исследованной судом в ходе судебного заседания 19 августа 2015 года. Выписка из мобилизационного плана исследована судом, о чем составлен протокол совершения отдельного процессуального действия.

Решение суда является законным и обоснованным, поскольку у суда имелись основания для его принятия, в связи с чем оно подлежит оставлению без изменения.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Не является основанием для отмены решения в части и издание приказа о прекращении деятельности вагонного участка Нижнего Тагила, поскольку фактически его работа не прекращена.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 320, п.1 327.1, п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Железнодорожного районного суда г.Екатеринбурга от 24 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя АО «ФПК» Уральский филиал Морозова И.А. - без удовлетворения.

Председательствующий: Т.И. Ковалева

Судьи: Е.Г. Седых

Р.В.Кучерова