ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2023/19 от 12.07.2019 Томского областного суда (Томская область)

Судья: Шачнева А.А. Дело № 33-2023/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 июля 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Брагиной Л.А.,

судей: Емельяновой Ю.С., Уваровой В.В.,

при секретаре Пензиной О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске апелляционную жалобу исполняющей обязанности начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) ФИО1 на решение Колпашевского городского суда Томской области от 18 апреля 2019 года

по делу по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) о признании права на назначение пенсии, включении периодов в специальный стаж работы, назначении пенсии, взыскании судебных расходов.

Заслушав доклад судьи Емельяновой Ю.С., объяснения представителя истца ФИО2 ФИО3, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) (далее – ГУ УПФ РФ в Колпашевском районе Томской области (межрайонное)), в котором, с учетом последующего уточнения исковых требований, просила признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы в пекарне ИП ФИО2 в должности кочегара производственных печей, занятого в хлебопекарном производстве, с 13.03.2002 по 19.06.2018, возложить на ответчика обязанность назначить ей пенсию с 19.06.2018, взыскать судебные расходы в сумме 17300 руб., из которых 300 руб. - уплаченной государственной пошлины, 5000 руб. - расходы за оплату услуг по составлению искового заявления, 12000 руб. - расходы за представительство в суде.

В обоснование заявленных требований указала, что 19.06.2018 обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением Управления ПФ РФ в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) № 152685/18 от 16.08.2018 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. С данным решением не согласна. Сослалась на то, что 24.03.1999 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда РФ. Основным видом ее деятельности является производство хлеба. В пекарне установлена печь марки ХПК-50М-2, которая отапливается твердым топливом - углем и дровами. Ежедневно ею выпекается хлеба более 300 булок. В пекарне она работает в качестве кочегара, зольщика, пекаря и более 80 % рабочего времени выполняет работу кочегара. На протяжении всего времени осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ею регулярно уплачивались обязательные платежи. Учитывая, что на момент обращения к ответчику ей исполнилось 45 лет, стаж работы на работах с тяжелыми условиями труда превысил 10 лет, следовательно, у нее возникло право на досрочную страховую пенсию по старости.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 ФИО3 требования поддержала по основаниям, изложенным в иске и дополнении к нему.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения иска возражала. Пояснила, что согласно представленным документам и сведениям из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на дату обращения продолжительность страхового стажа ФИО2 составила 23 года 2 месяца 18 дней, продолжительность стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 20 лет 1 месяц 26 дней, специальный стаж отсутствует, так как должности, в которых работала заявитель, не предусмотрены Списками производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях. Также сослалась на положения ст. 58.3 Федерального закона №-213 от 24.07.2009, согласно которым включение периодов в специальный стаж предусмотрено только в том случае, если страхователем был оплачен дополнительный тариф.

Обжалуемым решением исковые требования ФИО2 удовлетворены частично. Постановлено признать за ФИО2 право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) включить ФИО2 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с подп. 2 п. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды ее работы в пекарне ИП ФИО2 с 02.03.2004 по 19.06.2018 в должности кочегара производственных печей, занятого в хлебопекарном производстве. В удовлетворении требований ФИО2 о возложении обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) о включении ФИО2 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периода ее работы в пекарне ИП ФИО2 с 13.03.2002 по 01.03.2004 в должности кочегара производственных печей, занятого в хлебопекарном производстве, отказать. Обязать ГУ УПФ РФ в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) назначить ФИО2 страховую пенсию с 19.06.2018 на основании п.п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Взыскать с ГУ УПФ РФ в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) в пользу ФИО2 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходы по оплате услуг адвоката по составлению искового заявления в размере 5000 руб., расходы на представительство в суде в размере 10000 руб., а всего взыскать 15300 руб.

В апелляционной жалобе исполняющая обязанности начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) П. просит решение отменить, принять новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что периоды работы истца с 02.03.2004 по 19.06.2018 в должности пекаря, истопника, зольщика в хлебопекарне, где истец выполняла обязанности кочегара производственных печей в течение полного рабочего дня, не включены пенсионным органом в специальный стаж по причине несоответствия занимаемой истцом должности Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Отмечает, что ФИО2 самостоятельно представляла сведения о стаже в орган Пенсионного фонда Российской Федерации с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя до 31.12.2011. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО2 указанные периоды отражены как обычные периоды работы. ФИО2 документов, подтверждающих льготный характер работы, для включения спорных периодов в специальный стаж в Управление предоставлено не было.

Кроме того, указывает, что периоды работы, имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующие тарифам, установленным статьей 58.3 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 №212-ФЗ, а после проведения специальной оценки условий труда - в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» - при условии отнесения класса условий труда на соответствующих рабочих местах к вредному или опасному классу условий труда.

Руководствуясь ст.327 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующему.

Из материалов дела следует, что 19.06.2018 ФИО2 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) от 16.08.2018 № 152685/18 ФИО2 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа, по ст. 8, п. 6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ - ввиду отсутствия требуемого возраста. Согласно представленным документам и сведениям из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на дату обращения продолжительность страхового стажа ФИО2 составила 23 года 2 месяца 18 дней, продолжительность стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 20 лет 1 месяц 26 дней, специальный стаж отсутствует, так как должности, на которых работала заявитель, не предусмотрены Списками производств, работ, профессий должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту.

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

Аналогичные положения содержались в ранее действовавшем Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подп. 2 п. 1 ст. 27).

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (ч. 2 ст. 33 Закона).

Согласно ч. 2, 3, 6 ст. 30 Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Согласно подп. «б» п. 1, п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда: Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).

В соответствии с п. 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как следует из содержания пункта 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Согласно позиции 23200000-13162 раздела XXXIII «Общие профессии» вышеуказанного Списка № 2 от 26.01.1991 правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются кочегары технологических печей, занятые в производствах, где основные рабочие пользуются правом на пенсионное обеспечение.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Минтруда СССР от 16.04.1991 N 1 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10", по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, пенсии следует назначать: кочегарам производственных печей, занятым в хлебопекарном производстве, как кочегарам технологических печей, занятым в производствах, где основные рабочие пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение.

В соответствии, с положениями ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца.

Согласно п. 11 постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, трудовая книжка ФИО2 содержит следующие записи о спорных периодах работы: 24.03.1999 - зарегистрирована администрацией Каргасокского района в качестве предпринимателя; 02.03.2004 - хлебопекарня в должности пекарь, истопник, зольщик (ИП ФИО2).

Согласно Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 13.06.2018 ФИО2 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 24.03.1999. К основному виду деятельности ИП ФИО2 относится производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения.

В отношении спорных периодов работы ИП ФИО2 соответствующих сведений о льготных условиях своего труда своевременно в пенсионный орган не представляла, страховые взносы по соответствующим тарифам не начисляла и не уплачивала.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации поручено устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также списками работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.

В соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, введенным в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 № 367, в разделе «Профессии рабочих» под кодом 13162 включена профессия «кочегар технологических печей», под кодом 12618 – «истопник».

В материалы дела истцом представлены должностные инструкции пекаря и кочегара (истопника) производственных печей, занятых в хлебопекарном производстве, утвержденные ИП ФИО2 (без даты).

Должностной инструкцией кочегара (истопника) производственных печей предусмотрено ведение процесса сжигания топлива в топках производственных печей, работающих на твёрдом, жидком топливе; проверка исправности печей и контрольно- измерительных приборов; регулировка процесса горения топлива, тяги, температурного режима, установленного для каждого сорта хлебобулочных изделий; контроль процесса сжигания и расхода топлива; поддерживание необходимой температуры в отапливаемом помещении; наблюдение за исправным состоянием печей и дымоходов; подготовка, подвозка и подноска топлива к печам; загрузка топливом печей и шумовка топок; очистка топок печей и поддувал от золы и шлака; очистка дымоходов от золы и сажи; удаление золы и шлака из помещения в отведённое место; содержание в чистоте рабочего места; использование защитных средств, спецодежды (халат, верхонки, рукавицы и т.д.).

Данные обязанности соответствуют изложенным в постановлении Минтруда РФ от 10.11.1992 N 31 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих" обязанностям истопника. Однако должность истопника в Списке № 2 от 26.01.1991 не значится.

Из показаний допрошенных судом первой инстанции в качестве свидетелей Л., З., Д. следует, что истец в своей пекарне сама печет хлеб, при этом она круглосуточно топит печь, печь промышленная, ФИО2 носит дрова, выгребает золу.

В соответствии с утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30 разделом «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1, в отношении кочегара технологических печей предусмотрено следующее - характеристика работ: ведение процесса сжигания твердого, жидкого и газообразного топлива в различного типа топках сушильных барабанов, обжиговых, муфельных и других технологических печей. Обслуживание камер высотой до двух этажей по обжарке и копчению колбас и свинокопченостей. Регулирование процесса горения, дутья, тяги и температурного режима на обслуживаемом оборудовании. Подготовка оборудования и топлива к работе: очистка топки от шлака и золы, чистка форсунок, мазутофильтров, проверка исправности кладки колосников топки, состояния и работы шиберов, исправности искроуловительных устройств, состояния форсунок, вентиляторов, регулирующей и контрольно-измерительной аппаратуры. Выбор режима работы топок. Наблюдение за работой топок, насосов, двигателей, газовой коммуникации, воздуходувок, эксгаустеров и т.п. Текущий ремонт обслуживаемого оборудования. Должен знать: устройство топок различного типа технологических печей, вентиляторов, насосов, двигателей, воздуходувок, эксгаустеров, контрольно-измерительных приборов; методы эффективного использования оборудования; теплотворную способность топлива; нормальный технологический режим и правила регулирования горения топлива.

Должностной инструкции зольщика истцом не представлено.

При этом судебная коллегия учитывает, что в соответствии со Списком N 2 от 22.08.1956 зольщики право на льготное пенсионное обеспечение имели (раздел 32 "Общие профессии"). При пересмотре Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (Выпуск 1. Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. N 31/3-30)) наименование профессии "зольщик", предусмотренное по ранее действовавшим разделам ЕТКС издания 1969 - 1973 гг., было унифицировано в наименование профессии "машинист (кочегар) котельной". Согласно позиции 3200000-13786 раздела XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 от 26.01.1991 правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы. Между тем требований о включении спорного периода работы в специальный стаж как периода работы в должности машиниста (кочегар) котельной истец не заявляла.

При установленных по делу обстоятельствах, учитывая, что Общероссийский классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов предусматривает профессии истопника и кочегара технологических печей в качестве самостоятельных, должностные обязанности по данным профессиям различны, оснований полагать, что самим истцом, являющейся индивидуальным предпринимателем, неправильно поименована занимаемая ею же должность – «истопник» вместо «кочегар технологической печи» не имелось, в связи с чем вопрос об установлении тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности той должности, которая дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости - кочегара технологических печей (кочегара производственных печей, занятого в хлебопекарном производстве), судом первой инстанции разрешен быть не мог.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В настоящем случае решение суда данным требованиям не отвечает. Выводы суда первой инстанции о том, что в период со 02.03.2004 по 19.06.2018 в хлебопекарне ФИО2 выполняла обязанности кочегара производственных печей, занятого в хлебопекарном производстве, в течение полного рабочего дня, указанный период подлежит включению в стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости, на ответчика подлежит возложению обязанность назначить истцу страховую пенсию с 19.06.2018 на основании подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», судебная коллегия полагает ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.

В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Решение суда подлежит отмене в части возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) обязанностей включить ФИО2 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с подп. 2 п. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», период ее работы в пекарне ИП ФИО2 с 02.03.2004 по 19.06.2018 в должности кочегара производственных печей, занятого в хлебопекарном производстве, назначить ФИО2 страховую пенсию с 19.06.2018, взыскания с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) в пользу ФИО2 судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходов по оплате услуг адвоката по составлению искового заявления в размере 5000 руб., расходов на представительство в суде в размере 10000 руб., с принятием нового решения об отказе ФИО2 в удовлетворении данных требований.

Руководствуясь п.2 ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Колпашевского городского суда Томской области от 18 апреля 2019 года отменить в части возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) обязанностей включить ФИО2 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с подп. 2 п. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды ее работы в пекарне ИП ФИО2 с 02.03.2004 по 19.06.2018 в должности кочегара производственных печей, занятого в хлебопекарном производстве, назначить ФИО2 страховую пенсию с 19.06.2018, взыскания с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) в пользу ФИО2 судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходов по оплате услуг адвоката по составлению искового заявления в размере 5000 руб., расходов на представительство в суде в размере 10000 руб., принять в этой части новое решение об отказе ФИО2 в удовлетворении данных требований.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи: