Судья Тайлакова Ю.А. дело № 33-2024/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 февраля 2018 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Алешко О.Б., Решетниковой И.Ф.,
при секретаре Поздняковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Ремезкова В.Е., его представителя Соломатина Е.Ю. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 16 ноября 2017 года по делу
по иску Ремезкова В.Е. к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш Дом» о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Секериной О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ремезков В.Е. обратился в суд с иском к ООО «УК «Наш Дом» о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником <адрес>. Ответчик ООО «УК «Наш Дом» является компанией, осуществляющей управление данным домом. В период с 01.02.2017 по 30.06.2017 собственник жилого помещения вносил плату за вывоз твердых бытовых отходов исходя из недействующего тарифа 1 руб. 27 коп. на квадратный метр. С установленным управляющей компанией порядком расчета за вывоз твердых бытовых отходов, исходя из площади занимаемого помещения, истец не согласен. Согласно Методике планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 23 февраля 1999 года № 9 (ред. от 12.10.2000), установлено, что для определения платы за вывоз мусора установлена оплата в куб. м., бытовых отходов.
Просил признать действия ООО «УК «Наш Дом» по применению методики начисления на вывоз мусора с квадратного метра незаконными; обязать ответчика ООО «УК «Наш Дом» привести услугу по вывозу мусора в соответствии с законодательством и произвести начисления за вывоз мусора, исходя из норматива потребления на вывоз твердых бытовых отходов 0,075 куб. м. на одного проживающего в квартире человека в месяц; взыскать с ответчика ООО «УК «Наш Дом» в пользу Ремезкова В.Е. оплату государственной пошлины в размере 300 руб., компенсацию морального вреда в сумме 1000 руб.
В ходе рассмотрения дела представитель истца Ремезкова В.Е. – Соломатин Е.Ю., действующий по нотариальной доверенности, предоставил уточненное исковое заявление, в котором указал, что в период с 01.11.2014 по 30.10.2017 собственник жилого помещения вносил плату за вывоз твердых бытовых отходов, исходя из недействующего тарифа 1 руб. 27 коп. на квадратный метр. При этом ответчик не учитывает требование закона начислять мусор на одного человека.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 16 ноября 2017 года Ремезкову В.Е. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец, его представитель просят решение отменить, ссылаясь на доводы, аналогичные доводам искового заявления. Кроме того, указывают, что судом не учтена сложившаяся в субъекта судебная практика по спорному вопросу, которой установлена обязанность по оплате услуги по вывозу твердых бытовых отходов исходя из установленного норматива, приходящегося на одного человека, а не из площадь жилого помещения. При этом в ранее принятых судебных актах суды применяют Методику планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-комммунального хозяйства, утвержденную Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительной и жилищной политике от 23.02.1999 № 9. Ссылка суда на предписание Государственной жилищной инспекции Алтайского края, обязывающее начислять плату за вывоз мусора с квадратного метра, правового значения не имеет, поскольку такое предписание отменено как незаконное. Судом дано неверное толкование действующему законодательству, определяющему размер платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
На основании положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Ремезкову В.Е. на праве собственности принадлежит <адрес> в <адрес>.
Управление домом осуществляется ответчиком. Из содержания имеющихся квитанций об оплате жилого помещения и коммунальных услуг следует, что истцу плата за вывоз ТБО начислялась исходя из площади принадлежащего ему жилого помещения и тарифа.
Полагая такой способ начисления платы за вывоз ТБО незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что начисление платы за вывоз ТБО производится ответчиком в соответствии с действующим законодательством исходя из площади жилого помещения истца, поскольку данная услуга относится не к коммунальной услуге, а к содержанию жилья. Применение методики, на которую ссылается истец, недопустимо, так как такой документ не был официально опубликован, следовательно, такая методика расчета не является действующей. Действующее законодательство не содержит запрета на использование методики начисления платы за вывоз ТБО исходя из площади занимаемого помещения.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции не соглашается.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно пп. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (в действующей редакции), утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), содержание общего имущество включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 232 от 27.02.2017 в указанный пп. «д» п. 11 Правил № 491 внесены изменения: из подпункта «д» слова «твердых» исключены, пункт 11 дополнен подпунктом «д(2)»: «содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями».
Вместе с тем, изменения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 232 от 27.02.2017, применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 2 постановления Правительства РФ от 27.02.2017 № 232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).
Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года (ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
Таким образом, поскольку в настоящее время в Алтайском крае еще не определен региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами и не утвержден единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, плата за вывоз твердых бытовых отходов включается в плату за содержание общего имущества.
В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В п. 31 Правил № 491закреплено, что при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Вместе с тем, тариф 1,27, применяемый ответчиком для расчета платы за вывоз мусора в составе платы за содержание жилья, решением общего собрания собственников жилого <адрес> в <адрес> не утвержден. Доказательств того, что управляющая организация обраащалась к жильцам с предложением по установлению такого тарифа, материалы дела не содержат.
В п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 ГК РФ).
Таким образом, выводы суда о том, что ответчик законно применяет тариф 1,27 руб./кв.м, не соответствуют обстоятельствам дела, противоречит вышеприведенным положениям законодательства, в связи с чем решение суда в этой части подлежит отмене, а иск частичному удовлетворению.
При этом судебная коллегия также учитывает следующее.
Согласно ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из материалов дела следует, что вывоз твердых бытовых отходов, образующихся от жителей дома по <адрес> в <адрес>, осуществляется ООО «Ремстройбыт» на основании договора № 12 от 14.04.2013. Приложением к указанному договору установлено, что ООО «УК Наш Дом» производит оплату за предоставленные услуги по тарифу 164,81 куб./м в год со всех жителей дома, количество которых составляет 129 человек.
В п. 10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155, закреплено, что цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.
В соответствии с действующим законодательством государственному регулированию подлежат тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов; к полномочиям органов местного самоуправления относится установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями (п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Определенный договором 164,81 руб. за 1 м3 не превышает сумму тарифа, установленного решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 25.11.2016 № 418, на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, оказываемые ООО «Благоустройство» потребителям муниципального образования город Рубцовск, на 2017-2019 годы (27,42 руб.), и тарифа, утвержденного постановлением администрации г. Рубцовска от 04.09.2016 № 4015 на услугу по вывозу твердых бытовых отходов, оказываемую МУП «СпецТрансСервис» населению г. Рубцовска (168,96 руб.).
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что применяемый ответчиком размер платы за вывоз мусора (в рамках платы за содержание жилья) и порядок ее расчета не утвержден общим собранием собственников, действия ООО «УК Наш Дом» по применению методики начисления платы за вывоз мусора исходя из площади жилого помещения нельзя признать законными, в данной части апелляционная жалоба является обоснованной.
Более того, постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 № 232 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354). Правила № 354 дополнены разделом XV(1) «Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами», приложение № 2 Правил дополнен разделом II(1). Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю за расчетный период в i-м жилом помещении (жилой дом, квартира) или нежилом помещении, а также в занимаемой им j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире».
Изменения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 № 232, применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. До утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, но не позднее 1 сентября 2017 г., расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется по формулам 9(3), 9(4) и 9(6) приложения № 2 к Правилам №354 (п. 2, п. 3 постановления Правительства РФ от 27.02.2017 № 232).
Согласно п. 148 (30) Правил № 354 в новой редакции размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения № 2 к настоящим Правилам. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения № 2 к настоящим Правилам. При раздельном накоплении и сборе сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения № 2 к настоящим Правилам соответственно.
При этом в формулах 9(1) и 9(3) приведен расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, в формулах 9(2) и 9(4) - исходя из общей площади жилого помещения.
Таким образом, законодательством, подлежащим применению со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотрена возможность определения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из площади жилого помещения в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения.
В настоящее время такое решение на территории Алтайского края не принято.
Доводы истца о том, что услуга по вывозу твердых бытовых отходов должна оплачиваться исходя из норматива – 0,075 куб.м основаны на неверном толковании закона.
Так, истец ссылается на то, что норма вывоза отходов 0,075 куб.м установлена ГОСТом Р 51617-2000. «Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», утвержденном постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 № 158-ст.
Однако данный ГОСТ является недействующим с 30.06.2015 и не может быть применен в рассматриваемом деле.
В настоящее время нормы накопления твердых бытовых отходов утверждаются органами местного самоуправления. Такое полномочие, в частности, предусмотрено п. 3.1.1.11 Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых отходов производства и потребления в границах муниципального образования город Рубцовск Алтайского края, утвержденного постановлением администрации г. Рубцовска от 30.05.2014 № 2307.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998, п. 2 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов»).
Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.10.2017 № 215, не вступившим в силу, установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Алтайского края: 0,180 куб.м/мес. с одного проживающего – для г. Барнаула; 0,121 куб.м./мес. с одного проживающего – для иных населенных пунктов Алтайского края.
Названное решение № 215 от 19.10.2017 вступает в силу с момента присвоения юридическому лицу, действующему на территории Алтайского края, статуса регионального оператора и определения зоны его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 2 решения).
На основании изложенного, требования истца об обязании производить начисления платы за вывоз мусора исходя из норматива потребления на вывоз твердых бытовых отходов 0,075 куб.м на одного проживающего в квартире человека в месяц, не подлежат удовлетворению.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права признаются существенными, в связи с чем, решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения о признании незаконными действий ответчика по начислению оплаты за вывоз мусора исходя из площади жилого помещения.
С учетом положений ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», установление факта незаконности действий управляющей организации является основанием для взыскания в пользу Ремезкова В.Е. компенсации морального вреда, размер которой с учетом фактических обстоятельств дела судебная коллегия определяет в 100 рублей, полагая, что данная сумма отвечает требованиям разумности и справедливости.
Поскольку обращение истца в суд было обусловлено нарушением его прав как потребителя, учитывая положения ч. 3 ст. 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», пп. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, решение в части взыскания государственной пошлины также подлежит отмене.
На основании положений ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 16 ноября 2017 года отменить.
Принять новое решение.
Исковые требования Ремезкова В.Е. удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ООО «Управляющая компания «Наш Дом» по начислению платы за вывоз мусора исходя из квадратного метра незаконными.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «Наш Дом» обязанность начислять оплату за вывоз мусора исходя из норматива потребления на вывоз твердых бытовых отходов на одного проживающего в квартире человека в месяц.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «Наш Дом» в пользу Ремезкова В.Е. компенсацию морального вреда в размере 100 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В остальной части иска отказать.
Председательствующий
Судьи