ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2025/2022 от 08.06.2022 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Судья Сабрекова Е.А. УИД: (суд первой инстанции) (суд апелл.инстанции)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 июня 2022 года г.Ижевск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего Дубовцева Д,Н.,

судей Нургалиева Э.В., Пашкиной О.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Перевощиковым А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Юкаменского районного суда Удмуртской Республики от 27 января 2022 года, которым оставлены без удовлетворения исковые требования ФИО1 к муниципальному автономному учреждению « Центр развития образования Юкаменского района» о взыскании невыплаченной заработной платы, денежной компенсации в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Дубовцева Д.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась с иском к муниципальному автономному учреждению « Центр развития образования Юкаменского района» (далее – МАУ «ЦРО Юкаменского района») о взыскании неначисленной заработной платы за период с 19 ноября 2018 года по 20 сентября 2021 года в сумме 77951,38 руб., денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы в сумме 14782,49 руб.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что 13 февраля 2018 года заключила с ответчиком трудовой договор, по его условиям была принята на работу на должность методиста.

С 13 февраля 2018 года по настоящее время ей необоснованно не выплачивалась надбавка за работу в сельских населенных пунктах в размере 25 %, предусмотренная Положением об оплате труда работников бюджетных, казенных образовательных учреждений и иных учреждений муниципального образования Юкаменский район Удмуртской Республики, утвержденным Постановлением Администрации муниципального образования «Юкамеснкий район» от 26 июля 2013 года № .

В суде первой инстанции истец ФИО1 заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика – МАУ «ЦРО Юкаменского района» - ФИО2 исковые требования признала, указывая, что одним из видов деятельности ответчика является образовательная деятельность, соответствующую лицензию на указанную деятельность ответчик иметь не обязан, так как эта деятельность не основная.

Представитель третьего лица – Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Юкаменский район УР» - ФИО3 возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на доводы, указанные в письменных возражениях.

В письменных возражениях Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Юкаменский район УР» указала, что надбавка за работу в сельских населенных пунктах устанавливается работникам образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работающих в сельских населенных пунктах, что следует из пункта 18 Положения об оплате труда работников государственных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 июля 2013 года № 15 и Перечня № 2, являющегося приложением к указанному Приложению.

МАУ «ЦРО Юкаменского района» не является образовательной организацией, не осуществляет образовательную деятельность на основе лицензии. Занимаемая истцом должность методиста не относится к педагогическим работникам, Положение об оплате труда работников МАУ «ЦРО Юкаменского района» не предусматривает спорную выплату. Предметом деятельности МАУ «ЦРО Юкаменского района» является оказание методических услуг в сфере образования, обеспечение деятельности организаций муниципальной системы образования Юкаменского района, непосредственно направленных на достижение уставных целей учреждения ( том 1, л.д.137, 224)

Представитель третьего лица – отдела образования администрации «Муниципальный округ Юкаменский район УР» - ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований, ссылалась на доводы, изложенные в письменных возражениях

В письменных возражениях указано, что ответчик не является образовательной организацией, не имеет лицензии на реализацию образовательных программ, Устав учреждения не содержит сведений о видах реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и направленности. Финансовое обеспечение МАУ «ЦРО Юкаменского района» осуществляется за счет средств бюджета района, в период с 2018 по 2021 год ответчику не выделялись средства для реализации образовательных программ, их реализация не была предусмотрена в утвержденном муниципальном задании. Муниципальное задание ответчика заключается в методическом сопровождении образовательных организаций, что соответствует его уставной деятельности ( том 1, л.д.222-223)

Третье лицо – Министерство образования и науки Удмуртской Республики просило рассмотреть дело в отсутствие их представителя, в ранее представленном письменном отзыве их представитель ФИО5 привел нормы из Положения об оплате труда работников государственных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 июля 2013 года № 15, при этом какой либо позиции представляемого им органа относительно заявленных истцом требований не указал (том 2, л.д.109).

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 ссылаясь на неверную оценку судом представленных доказательств, просит отменить оспариваемый судебный акт, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Судебная коллегия на основании статей 167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) считает возможным рассмотреть гражданское дело по апелляционной жалобе в отсутствие участвующих в деле лиц.

При рассмотрении дела судебная коллегия в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ проверяет законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе и возражениях на неё.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что ФИО1 с 13 февраля 2018 года состоит в трудовых отношениях с МАУ «Центр развития образования Юкаменского района» (ранее МКУ «ЦРО Юкаменского района») в должности методиста (кадровая работа). Между сторонами 13 февраля 2018 года заключен трудовой договор, по условиям которого ФИО1 установлен должностной оклад в размере руб., стимулирующая выплата до 80 % от должностного оклада, районный коэффициент 15 %.

Дополнительным соглашением № 1 от 20 декабря 2018 года к трудовому договору от 13 февраля 2018 года размера оклада ФИО1 установлен в размере руб.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что МАУ «Центр развития образования Юкаменского района» не является образовательной организацией, работа у ответчика в должности методиста не даёт право на получение надбавки за работу в сельских населенных пунктах.

Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 июля 2013 года № 315 утверждено Положение об оплате труда работников государственных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Удмуртской Республики» (далее – Положение № 315).

Из пункта 4 Постановления следует, что органам местного самоуправления в Удмуртской Республике при принятии муниципальных правовых актов об оплате труда муниципальных образовательных организаций рекомендовано руководствоваться Положением № 315).

В соответствии с пунктом 18 Положения № 315 надбавка за работу в сельских населенных пунктах устанавливается работникам организаций, работающим в сельских населенных пунктах, в соответствии с Перечнем, приведенным в приложении 2 к Положению.

В данном Перечне работников образовательных организаций, организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работающих в сельских населенных пунктах указаны педагогические работники, методисты и др.

В соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 июля 2013 года № 315 Администрацией муниципального образования «Юкаменский район» 26 июля 2013 года принято Постановление № 460, которым (в редакции Постановления Администрации муниципального образования «Юкаменский район» 26 июля 2013 года № 335, с последующими изменениями и дополнениями) утверждено Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования «Юкаменский район» (том 1, л.д.89-104, 105-124, 236).

Пунктом 14 Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования «Юкаменский район» установлено, что надбавка за работу в сельских населенных пунктах в размере 25 % должностного оклада, ставки заработной платы устанавливается в соответствии с Перечнем, приведенным в приложении 2 к Положению.

Приложением 2 к Положению об оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования «Юкаменский район» является «Перечень работников образовательных организаций, работающих в сельских населенных пунктах», в который среди других специалистов включены педагогические работники и методисты.

Таким образом, проанализировав Положение об оплате труда работников государственных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Удмуртской Республики», утвержденное Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 июля 2013 года № 315 и Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования «Юкаменский район», утвержденное Постановлением Администрации муниципального образования «Юкаменский район» от 26 июля 2013 года № 460, суд пришел к обоснованным выводов, что из их буквального толкования следует, что право на получение надбавки за работу в сельской местности имеют работники образовательных организаций.

Судебная коллегия эти выводы суда полагает правильными.

Приведенные в жалобе истца доводы о том, что с учетом внесенных в Постановление № 460 изменений Постановлением Администрации муниципального образования «Юкаменский район» 26 июля 2013 года № 335 (том 1, л.д.105), приведенный «Перечень работников образовательных организаций, работающих в сельских населенных пунктах», являющийся приложением № 2 к Положению об оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования «Юкаменский район» (том 1, л.д.101) стал «Перечнем работников муниципальных учреждений, работающих в сельских населенных пунктах», то есть стал иметь более широкое применение, являются ошибочными.

В рассматриваемом случае имели место изменение наименования Постановления № 460 и утвержденного им Положения, соответственно изменение нумерационных заголовков Приложений к указанному Положению, а также другие изменения, связанные с заменой слов «бюджетные, казенные образовательные организации и иные учреждения» на слова «муниципальных учреждений», однако это не привело к изменению содержания этих Приложений и в частности Приложения № 2 - «Перечня работников образовательных организаций, работающих в сельских населенных пунктах».

В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее-Федеральный закон № 273) образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ.

Понятие образовательной организации дано в пункте 18 статьи 2 Федерального закона № 273, согласно которому это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

Организацией, осуществляющей обучение, является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (пункт 19 статьи 2 Федерального закона № 273).

Для осуществления образовательной деятельности организацией в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение, деятельность которого регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым такой организацией (часть 6 статьи 31 Федерального закона «Об образовании»).

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона № 273 образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона № 273 в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Частью 3 статьи 23 Федерального закона № 273 предусмотрено, что в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Согласно части 5 статьи 23 Федерального закона № 273 наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

Таким образом, основным признаком образовательной организации является реализация образовательных программ в виде её основной деятельности на основании лицензии. Образовательная деятельность также может осуществляться организацией на основании лицензии, если в её структуре создано специализированное структурное образовательное подразделение.

Из Устава МАУ «ЦРО Юкаменского района», утвержденного 9 августа 2019 года ( действовавшего до 19 января 2022 года), следует, что учреждение оказывает муниципальные услуги и исполняет муниципальные функции по информационно-методическому, материально-техническому, организационному обеспечению деятельности организации системы образования Юкаменского района. Учреждение выполняет муниципальное задание, установленное Учредителем, в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом видами деятельности. Кроме муниципального задания и обязательств учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату. Предметом деятельности Учреждения является оказание методических услуг в сфере образования, обеспечения деятельности организаций муниципальной системы образования Юкаменского района, непосредственно направленных на достижение уставных целей учреждения. Целями деятельности Учреждения являются оказание муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций по информационно-методическому, материально-техническому, организационному обеспечению деятельности организации системы образования Юкаменского района ( пункты 2.1-2.5)

Согласно пункта 2.6 Устава основными видами деятельности учреждения являются: реализация государственной и муниципальной политики в сфере общего и дополнительного образования в рамках своей компетенции; развитие сети муниципальных образовательных организаций в соответствии с принципами общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам обучающихся с учетом образовательных потребностей граждан и наличия ресурсов; обеспечение целостности, системности и преемственности уровней образования дифференциации и вариативности муниципальных образовательных организаций и программ: создание ( в пределах своих полномочий) необходимых условий реализации прав граждан на непрерывное образование ( том 1, л.д.72-80).

Аналогичные основные направления деятельности учреждения предусмотрены Уставом МАУ «ЦРО Юкаменского района», утвержденного 19 января 2022 года ( пункты 2.6-2.6.4).

Целями деятельности Учреждения указаны: непрерывное развитие профессионализма педагогов, создание единого научно-методического пространства, повышение качества образования, функционирование и развитие образовательных организаций, обеспечение научно-методического сопровождения процессов развития муниципального образования, координация исследований в инновационной деятельности, осуществление взаимодействия, интеграции и координации усилий профессионального сообщества, ориентированного на решение задач развития муниципальной системы образования ( пункт 2.5).

Среди функций учреждения, направленных для достижения поставленных целей, также указаны: ведение образовательной деятельности (семинары, творческие группы, школы профессионального мастерства, конференции, совещания, школы проектирования, исследования и др ( пункта 2.7.12) ; планирование и организация повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогических и руководящих работников района, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования, участие в разработке курсовой системы подготовки педагогических и руководящих работников образовательных организаций по проблемам системы образования ( пункта 2.7.22) ( том 2, л.д.172-189).

Согласно информации из ЕГРЮЛ на МАУ «ЦРО Юкаменского района», в разделе сведений о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, основным видом деятельности организации указана «деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки ( 85.42.9)».

Согласно «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст), «деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки (85.42.9)» включает в себя:

- курсы по подготовке охранников;

- курсы выживания;

- ораторские курсы;

- курсы скорочтения.

Эта группировка также включает:

- обучение работодателей и работников по охране труда;

-подготовку, переподготовку, повышение квалификации и дополнительное профессиональное образование специалистов в области использования атомной энергии.

Сторонами по настоящему делу не оспаривался тот факт, что МАУ «ЦРО Юкаменского района» не имеет лицензии на реализацию образовательных программ, не имеет в своей структуре специализированного образовательного подразделения.

Из должностной инструкции методиста (кадровая работа) МАУ «ЦРО Юкаменского района», утвержденной 13 февраля 2018 года, следует, что в его должностные обязанности входит текущее и перспективное планирование работы по вопросам кадровой работы, осуществление методического сопровождения образовательных организаций по вопросам кадрового делопроизводства, осуществление кадрового делопроизводства, выполнение работ по комплектованию образовательных организаций кадрами, организация разработки планов по труду, принятие участия в организации работы, методическом и информационном обеспечении соответствующих комиссий, организация работы по распределению стимулирующих выплат, разработка проектов должностных инструкций и трудовых договоров, осуществление хранение и учета трудовых книжек, ведение работы по воинскому учету, составление установленной законодательством отчетности, организация работы по защите персональных данных, оказание методической помощи образовательным организациям и тд.

Пунктом 2.26 должностной инструкции предусмотрено ведение образовательной деятельности (совещаний, семинаров, проектов, замена учителей на период нетрудоспособности согласно диплома об образовании) (том 1 л.д.128-130).

Аналогичные должностные обязанности указаны в должностной инструкции методиста (кадровая работа) МАУ «ЦРО Юкаменского района», утвержденной 21 января 2020 года (том 1, л.д.131-132).

Данные о том, что истец в спорный период времени заменяла учителей в общеобразовательных учреждениях, в материалах дела отсутствуют, истец на данное обстоятельство при рассмотрении спора не ссылалась.

Таким образом, поскольку МАУ «ЦРО Юкаменского района» не является образовательной организацией, не осуществляет образовательную деятельность на основе лицензии в качестве основного либо дополнительно вида деятельности, выводы суда о том, что на истца, работающей в указанном учреждении в должности методиста по кадровой работе, не распространяется Положение об оплате труда работников государственных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Удмуртской Республики», утвержденное Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 июля 2013 года № и Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования «Юкаменский район», утвержденное Постановлением Администрации муниципального образования «Юкаменский район» от 26 июля 2013 года , в части установления надбавки за работу в сельских населенных пунктах, являются верными.

Поскольку правовых оснований для установления истцу надбавки за работу в сельских населенных пунктах не имелось, то её требования о взыскании задолженности по заработной плате исходя из невыплаченной суммы спорной надбавки обоснованно оставлены судом без удовлетворения.

Руководствуясь частью 2 статьи 39 ГПК РФ, в том числе при наличии возражений относительно заявленных требований со стороны третьих лиц, суд обоснованно не принял признание ответчиком иска, поскольку принятие такого иска противоречит регулирующим данные отношения нормативным актам и исходя из бюджетного финансирования спорной надбавки нарушает законные интересы других лиц.

Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.

Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для изменения или отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Юкаменкого районного суда Удмуртской Республики от 27 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 июня 2022 года.

Председательствующий Д.Н. Дубовцев

Судьи Э.В. Нургалиев

О.А. Пашкина