Председательствующий по делу Дело № 33-2028/2018
Судья Тернова Ю.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Михеева С.Н.
судей краевого суда Погореловой Е.А. Подшиваловой Н.С.
при секретаре Галицкой Я.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 22 мая 2018 года гражданское дело по иску ФИО1 к АО «ЗабТЭК» о защите прав потребителей,
по апелляционной жалобе истца ФИО1
на решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 05 февраля 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований ФИО1 к АО «ЗабТЭК» о признании незаконными действий ответчика по начислению размера платы за не предоставленную коммунальную услугу по отоплению, признании незаконными действий ответчика по не снижению или не корректировке размера платы за не предоставленную коммунальную услугу по отоплению, признании действий ответчика обсчетом, обязании ответчика произвести перерасчет за коммунальную услугу по отоплению, взыскании с ответчика в его пользу неустойки, морального вреда, штрафа за невыполнение требований потребителя в добровольном порядке, рассмотрении вопроса о привлечении ответчика к административной ответственности отказать.
Заслушав доклад судьи краевого суда Михеева С.Н., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Он является потребителем коммунальных услуг, как лицо, совместно проживающее с собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, отопления предоставляются ресурсоснабжающей организацией ООО «Коммунальник». Протоколом внеочередного собрания собственников и пользователей помещений многоквартирного дома от 18.04.2014 года выбрана управляющая организация ООО «Шилка», а также решено заключить договоры на поставку коммунальных услуг теплоснабжение, услуги горячего и холодного водоснабжения, водоотведения с ответчиком. В соответствии с постановлением главы администрации, отопительный сезон начался 20 сентября 2016 года, то есть, на 19 суток позднее утвержденного Приказом РСТ №209, что привело к изменению объема потребления тепловой энергии. В нарушение норм действующего законодательства, ответчик не произвел перерасчет не оказанной коммунальной услуги по отоплению, начислив истцу за сентябрь 2016 года сумму за отопление без учета не предоставленного объема тепловой энергии в размере 3729,63 рублей, которую истец оплатил. Разница начисленной ответчиком суммы составила 3 149,47 рублей. Претензия истца с требованием о перерасчете оставлена ответчиком без удовлетворения. Кроме того, в нарушение требований Правил 354 ответчик не осуществил корректировку общего размера платы за коммунальную услугу по отоплению в квартире истца в первом квартале 2017 года за прошедший 2016 года в сумме 2487,33 рублей, согласно формуле 6(1) приложения №2 Правил 354. Претензия истца с требованием корректировки за коммунальную услугу по отоплению также оставлена без удовлетворения. На основании изложенного, просил признать незаконными действия ответчика по начислению размера платы в сумме 3 149,47 рублей за не предоставленную коммунальную услугу по отоплению в период с 01 по 19 сентября 2016 года, признать незаконными действия ответчика по не снижению или не корректировке размера платы в сумме 2487,33 рублей за не предоставленную коммунальную услугу по отоплению в 2016 году, признать указанные незаконные действий ответчика обсчетом, обязать ответчика произвести перерасчет за коммунальную услугу по отоплению в сумме 5 636,80 рублей не позднее 01 января 2018 года, взыскать с ответчика в его пользу неустойку в сумме 5 636,80 рублей, моральный вред в сумме 1000 рублей, штраф за невыполнение требований потребителя в добровольном порядке, рассмотреть вопрос о привлечении ответчика за обсчет к административной ответственности по ст. 14.7 КоАП РФ.
22 декабря 2017 года произошла реорганизация ООО «Коммунальник» в форме преобразования, создано юридическое лицо АО «Забайкальская топливно-энергетическая компания».
Определением Шилкинского районного суда от 09 января 2018 года судом произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим АО «ЗабТЭК».
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. Указывает, что договор о предоставлении коммунальной услуги по отоплению, заключенный между истцом и ответчиком является возмездным и публичным, согласно условиям которого предоставление данной услуги осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода. Многоквартирный дом, в котором проживает истец, оборудован коллективным прибором учета тепловой энергии, но не введен в эксплуатацию, в связи с чем в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг. Расчет и корректировка размера платы граждан за услуги отопления осуществляется с применением нормативов потребления коммунальных услуг. Отмечает, что отопительный период в 2016 году длился на 1,3 календарных месяца меньше, утвержденного п/п. 30.12 для городского поселения «Шилкинское» Приложения к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 05.11.2015 № 209. В соответствии с постановлением администрации городского поселения «Шилкинское» № 415 от 13.09.2016 года, подача тепловой энергии на объекты жилищного фонда осуществлена ответчиком с 20.09.2016, что соответствует 7,7 месяцам, равным продолжительности фактического отопительного периода. Однако в соответствии с указанным выше приказом № 209 отопительный сезон 2016-2017 должен был начаться с 01.09.2016, что противоречит п. 5 Правил 354. Приводя расчеты в формулах, ссылается на наличие суммы обсчета за сентябрь 2016 года. Вывод суда о том, что начисление платы истцу за коммунальную услугу в виде отопления в спорный период производилось исходя из установленного органом исполнительной власти Забайкальского края способа оплаты за отопление с применением действующих тарифов, норматива потребления по установленной законодательством формуле, сделан без учета фактических обстоятельств. Вывод суда о том, что по состоянию на 30.06.2016 на территории Шилкинского района действовал способ оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, в связи с чем отсутствуют основания для проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу, носит необоснованный характер. Указывает, что в 2016 году произошло изменение способа оплаты по отоплению, когда норматив по названной услуге должен быть рассчитан с учетом продолжительности отопительного периода.
Истец в судебное заседание не явился, о времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без своего участия.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика ФИО2, просившую решение оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст. ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления и производить оплату за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Аналогичные положения предусмотрены ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартивном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующие договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (в ред. от 29.06.2016 года) утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила №354).
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 № 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия (пункт 2).
До вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила №354), с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления (пункт 3).
В соответствии с п.42(1) Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Особенности определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению установлены в п.1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 №857 (ред. от 10.09.2013) "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила №857).
В соответствии с п. 1(1) Правил №857 органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение, указанное в подпункте "а" пункта 1 настоящего постановления, в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно п.2 Правил №857 органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решения, указанные в подпункте "а" или "б" пункта 1 настоящего постановления, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами №354.
В соответствии с п.1 Правил №857 в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению (далее - коэффициент периодичности платежа), определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года.
С учетом указанных федеральных правовых норм, при правильном применении нормативных актов принятых РСТ Забайкальского края и муниципальным образованием Шилкинского района и с учетом фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда с приведенными истцом формулами расчетов, не могут быть приняты во внимание, в связи с их несоответствием указанным правовым актам.
В рассматриваемом споре подлежит применению формула 2(1) приложения № 2 к Правилам №354: Pi = Si x (N х К) х Т, где: Si - общая площадь i-ro помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома; N - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; К - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемый путем деления количества полных месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году; Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно информации Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 05.02.2018 года на основании приказа РСТ Забайкальского края от 05.11.2015 года №209 на территории Шилкинского района действует способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года.
Указание в жалобе на то, что отопительный период 2016 года должен был быть рассчитан не с 1 – го сентября, а с 19- го сентября, также как и ссылка о необходимости исчисления отопительного периода исходя из 7,7 месяцев, а не 9 месяцев, не могут быть приняты во внимание, поскольку энергоснабжающая организация обоснованно руководствовалась Приказом РСТ Забайкальского края от 05.11.2015 №209 об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление в жилых помещениях на территории Забайкальского края.
Как следует из указанного Приказа №209 норматив потребления на отопление на территории муниципального образования городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» составляет 0,0404 Гкал/м 2 в месяц.
В целях исключения возможности резкого роста платы граждан за коммунальные услуги, связанного с пересмотром нормативов потребления коммунальных услуг, Правительством РФ принято постановление №857 от 27.08.2012 «Об особенностях применения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах».
Как следует из указанного постановления Правительства РФ, в случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае общий объем коммунального ресурса, необходимый для отопления в многоквартирном доме в отопительный период 9 месяцев распределяется на 12 месяцев, и соответственно, плата за отопление начисляется ежемесячно.
РСТ Забайкальского края, используя такое право, приняло указанный выше Приказ № 209.
После 01.07.2016 года решения об изменении способа оплаты за коммунальную услугу отопление на территории Шилкинского района не принималось.
Приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края №209 от 05.11.2015 года установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории городского поселения «Шилкинское» Забайкальского края: с 01 июля 2016 года 0,0404 Гкал/кв.м., коэффициент периодичности платежа 0,75, период оказания услуги 9 месяцев.
Решением Совета городского поселения «Шилкинское» №36 от 17.03.2016 года «Об установлении минимальных социальных нормативов потребления коммунальных услуг для населения на территории городского поселения «Шилкинское» был установлен норматив отопления в размере 0,0303 Гкал/кв.м.
Приказом №114 от 10.02.2016 года ООО «Коммунальник» на территории городского поселения «Шилкинское» с 01 июля 2016 года тариф за теплоснабжение установлен в размере 1991, 74 рублей норматив тепловой энергии на нужды отопления 0,0303, размер платы за отопление в месяц 60, 35 рублей.
Из лицевого счета следует, что при начислении истцу платы за отопление ответчиком с 01.07.2016 года применялись данные тарифы.
Доводы апелляционной жалобы о противоречии Приказа РСТ №209 Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006г №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» основаны на неверном толковании закона.
В связи с этим указание апеллянта о необходимости начисления платы за фактические дни предоставления тепловой энергии не основаны на нормах права, поскольку тарифы на тепловую энергию и нормы потребления для расчета платы устанавливаются на календарный год, при этом размер платы при отсутствии приборов учета рассчитывается только исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами исполнительной власти.
Ссылка в апелляционной жалобе на наличие оснований для изменения норматива потребления, несостоятельна ввиду следующего.
В п. 16 указанных Правил №306 определены случаи изменения нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением Администрации городского поселения «Шилкинское» №415 от 13.09.2016 года, которым постановлено в связи с устойчивым понижением среднесуточной температуры наружного воздуха, теплоснабжающим организациям обеспечить в срок до 20.09.2016 года подачу тепловой энергии на объекты жилищного фонда на территории городского поселения «Шилкинское».
Постановлением Администрации городского поселения «Шилкинское» №210 от 12.05.2016 года постановлено завершить отопительный сезон 2015-2016 годов 12.05.2016 года.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что постановления муниципального органа власти приняты с учетом постановления Правительства №306, а решения об изменении нормативов в установленном настоящими правилами порядке не принималось.
Согласно п.42(2) Правил 354 способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) приложения № 2 к настоящим Правилам.
Поскольку судом первой инстанции правильно установлено, что органом исполнительной власти Забайкальского края в срок до 01 октября 2016 года не принималось решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению, по состоянию на 30 июня 2016 года на территории Шилкинского района действовал способ оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, в связи с чем, оснований для проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу у ответчика не имелось.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат правовых оснований для отмены либо изменения решения, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, направлены на иную оценку представленных доказательств, для чего оснований не имеется.
Фактические обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение решения по делу, не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 05 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Копия верна
Судья Забайкальского краевого суда С.Н.Михеев