ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2030/2022 от 05.07.2022 Томского областного суда (Томская область)

Судья Попова Е.Н. Дело № 33-2030/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 05 июля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Фоминой Е.А.,

судей Вотиной В.И., Нечепуренко Д.В.,

при секретаре Маслюковой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «СибирьЛизингКом» Мировской Екатерины Владимировны на решение Томского районного суда Томской области от 04 марта 2022 года

по гражданскому делу № 2-597/2022 по исковому заявлению Томского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «СибирьЛизингКом» о понуждении к совершению действий в соответствии с требованиями природоохранного законодательства при эксплуатации производственной площадки,

заслушав доклад судьи Вотиной В.И., пояснения прокурора Кофман Е.Г., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы,

установила:

Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ООО «СибирьЛизингКом», в котором просил возложить на ООО «СибирьЛизингКом» (ОГРН /__/, ИНН 5402473729) обязанность при эксплуатации производственной площадки, расположенной по адресу: Томский район, п.Копылово, ул. П. Морозова, 2в, не позднее четырёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: провести инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утверждённым приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352; разработать программу производственного экологического контроля, соответствующую требованиям статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; разработать и представить в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области декларацию о воздействии на окружающую среду, соответствующую требованиям Порядка заполнения декларации о воздействии на окружающую среду, утверждённого приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509; разработать и согласовать с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

В обоснование иска указано, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «СибирьЛизингКом» требований законодательства при эксплуатации производственной площадки, расположенной по адресу: Томский район, п. Копылово, ул. П. Морозова, 2в. В ходе выездного обследования территории по вышеуказанному адресу, проведённого 27.05.2021 Томской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, а также по результатам изучения представленных документов, выявлены нарушения природоохранного законодательства, допущенные обществом при ведении хозяйственной деятельности. В ходе проверки установлено, что на эксплуатируемом обществом предприятии по производству кирпича имеются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: сушильные печи, туннельная печь обжига, теплогенераторы, свеча рассеивания газа, вальцы тонкого и грубого помола, участок очистки вагонеток, глинозапасник, участок подготовки опилок, глиноприёмное отделение, линия добавки порошкового красителя, склад брака кирпича, сварочный пост, движение транспорта и спецтехники. Эксплуатируемая обществом производственная площадка поставлена на государственный учёт как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, ей присвоена II-я категория негативного воздействия на окружающую среду. Вопреки требованиям природоохранного законодательства в представленном в ходе проверки отчёте об инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утверждённом исполнительным директором ООО «СибирьЛизингКом» К. 23.06.2020, отсутствуют сведения о разработчике инвентаризации и список исполнителей; сведения о хозяйствующем субъекте, объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, его отдельных территориях и производственной деятельности; описание проведённых работ по инвентаризации выбросов с указанием нормативно-методических документов, перечня использованных методик выполнения измерений загрязняющих веществ и расчётного определения выбросов загрязняющих веществ; карта-схема территории объекта, оказывающего негативное воздействие с источниками загрязнения атмосферного воздуха; результаты определения выбросов загрязняющих веществ расчётными (балансовыми) методами, включающие, при необходимости, данные о расходах и составах сырья и топлива; копия аттестата аккредитации привлекаемой аналитической лаборатории с приложением области аккредитации. В нарушение требований части 3 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в программе производственного экологического контроля ООО «СибирьЛизингКом», утверждённой 19.11.2019 генеральным директором ООО «СибирьЛизингКом» З., отсутствуют сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений. Кроме того, ООО «СибирьЛизингКом» не разработаны и не согласованы в установленном порядке с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. В ходе проверки ООО «СибирьЛизингКом» представлена декларация о воздействии на окружающею среду (код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 69-0270-001797-п), направленная 21.02.2020 в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. Установлено, что указанная декларация представлена в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области с нарушением требований пунктов 6, 12, 26 порядка заполнения декларации, утверждённого приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509. Так, к направленной в государственной орган и представленной в ходе проверки декларации не приложен расчёт нормативов допустимых выбросов. На основании изложенного письмом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 08.06.2020 №2632 указанная декларация возвращена ООО «СибирьЛизингКом» для доработки. Вместе с тем на момент проверки доработанная декларация в уполномоченный орган не представлена. За допущенные нарушения по постановлениям Томского межрайонного природоохранного прокурора Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области директор ООО «СибирьЛизингКом» привлечён к административной ответственности по статьям 8.1, 8.5 КоАП РФ (постановления от 05.07.2021 № АП-302, АП-303, вступили в законную силу). В целях устранения допущенных нарушений директору ООО «СибирьЛизингКом» внесено представление от 23.06.2021 № 36-2021, однако по результатам его рассмотрения да настоящего времени перечисленные нарушения природоохранного законодательства не устранены. Указанные нарушения подтверждаются актом осмотра от 27.05.2021 с приложением фотографий, справкой старшего государственного инспектора Томской области в области охраны окружающей среды Г., постановлениями о назначении административного наказания от 05.07.2021 № АП-302, АП-303, а также иными материалами. Допущенные ООО «СибирьЛизингКом» нарушения природоохранного законодательства создают угрозу для окружающей среды и её компонентов, нарушают конституционное право неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Представитель истца Кучер Д.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворения с установлением срока исполнения в течение четырех месяцев с момента вступления в законную силу.

Представитель ответчика Мировская Е.В. поддержала доводы возражений, в которых указала, что 28.06.2021 для инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с Порядком проведения инвентаризации между ответчиком и ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу» заключен договор № 81/21 - ЭМ, согласно которому ФГБУ «ЦЛАТИ» принимает на себя оказание услуг: проведение испытаний (измерений) промышленного выбросов. В связи с большой загруженностью ФГБУ «ЦЛАТИ» услуги по ранее указанному договору были выполнены со значительной задержкой: 03.11.2021 готов протокол результатов испытаний (измерений) № 301- пв; 21.12.2021 готов протокол результатов испытаний (измерений) №349-пв; 21.12.2021 готов протокол результатов испытаний (измерений) № 349/1-пв; 21.12.2021 готов протокол результатов испытаний (измерений) № 350-пв; 21.12.2021 готов протокол результатов испытаний (измерений) № 350/1-пв; 21.12.2021 готов протокол результатов испытаний (измерений) № 351-пв; 21.12.2021 готов протокол результатов испытаний (измерений) № 3511-пв; 22.12.2021 готов протокол результатов испытаний (измерений) № 480-пв; 28.12.2021 готов протокол результатов испытаний (измерений) № 481-пв; 28.12.2021 готов протокол результатов испытаний (измерений) №482-пв. 12.10.2021 между ответчиком и Некоммерческим Партнерством «Центр организации работ и услуг природоохранного назначения» заключен договор № 91/21, на разработку отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, на разработку проекта нормативов допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на разработку мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных условий. И только после получения ФГБУ «ЦЛАТИ» от последнего протокола результатов испытаний (измерений) НП «ЦОР» по заданию от ответчика смог продолжить работу по подготовке отчета инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. На сегодняшний момент отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников проходит процедуру согласования у руководителей ООО «СибирьЛизингКом». В дальнейшем после согласования отчета и на базе его будет произведена разработка нормативов допустимых выбросов (что по предварительному расчету, займет 3 (три) недели). Далее НДВ передается на экспертизу Центра гигиены и эпидемиологии по Томской области, (что по предварительному расчету, займет 1 (один) месяц) и в случае получения положительного экспертного заключения по проектной документации проект НДВ с положительным решением передается в Роспотребнадзор, для получения Санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии эпидемиологическим правилам и нормам (что по предварительному расчету, займет 1 (один) месяц). После этого подготавливается декларация о негативном воздействии на окружающую среду (так как расчет НДВ, а также санитарно- эпидемиологическое заключение являются обязательным условием при согласовании декларации в Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды по Томской области) параллельно с этим готовится программа производственного экологического контроля. На согласование в Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, что по предварительному расчету, займет 1 (один) месяц. Учитывая человеческий фактор и возможные допущенные ошибки, а также тяжелую эпидемиологическую ситуацию, просила установить срок для устранения допущенных нарушений до 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обжалуемым решением на основании ст. 3, ст. 11, ст. 19, ст. 31.2, ст. 39, ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22, ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», приказа Минприроды России от 07 августа 2018 г. № 352, приказа Минприроды России от 19 ноября 2021 г. № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», ст. 45, ст. 88, ст. 98, ст.103, ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования удовлетворены.

Судом постановлено: возложить на ООО «СибирьЛизингКом» (ОГРН /__/, ИНН 5402473729) при эксплуатации производственной площадки, расположенной по адресу: Томский район, п. Копылово, ул. П. Морозова, 2в, не позднее четырёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

провести инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утверждённым приказом Минприроды России от 07.08.2018 №352;

разработать программу производственного экологического контроля, соответствующую требованиям статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;?

разработать и представить в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области декларацию о воздействии на окружающую среду, соответствующую требованиям Порядка заполнения декларации о воздействии на окружающую среду, утверждённого приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509;

разработать и согласовать с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

С ООО СибирьЛизингКом» в пользу МО «Город Томск» взыскана государственная пошлина в размере 6 000 рублей.

В апелляционной жалобе представитель ООО СибирьЛизингКом» Мировская Е.В. просит решение Томского районного суда Томской области от 04.03.2022 изменить в части срока на устранение выявленных нарушений и возложить на ООО «СибирьЛизингКом» при эксплуатации производственной площадки, расположенной по адресу: Томский район, п. Копылово, ул. Морозова, 2в устранить нарушения не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Полагает, что данное решение суда подлежит изменению в части срока на устранение выявленных нарушений.

Отмечает, что ответчик передал отчет в Некоммерческое Партнерство «Центр организации работ и услуг природоохранного значения» для разработки проекта нормативов допустимых выбросов. На сегодняшней момент проект НДВ готов и передан на экспертизу Центра гигиены и эпидемиологии по Томской области. Срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз не может превышать 2 месяцев. В случае получения положительного экспертного заключения по проектной документации проект НДВ с положительным решением передается в Роспотребнадзор для получения Санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии эпидемиологическим правилам и нормам, срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны не может превышать 15 рабочих дней со дня приема и регистрации в территориальном органе Роспотребнадзора заявления и документов. После этого подготавливается декларация о негативном воздействии на окружающею среду, параллельно с этим готовится программа производственного экологического контроля.

Для разработки мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий необходимо получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение от Роспотребнадзора, также необходимо согласование в Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Таким образом, рекомендуемый срок рассмотрения указанными органами мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях не должен превышать 60 дней с даты их поступления в соответствующий орган.

Указывает, что на совершение всех действий в соответствии с требованиями природоохранного законодательства при эксплуатации производственной площадки требуется почти 5 месяцев. Учитывая эпидемиологическую ситуацию в связи с COVID-19, большое количество заболевших и уже выздоровевших, но проходящих реабилитацию, а также учитывая другие факторы: отпуска и возможные ошибки (опечатки) специалистов, реальный срок для устранения допущенных нарушений порядка 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В возражениях на апелляционную жалобу исполняющий обязанности Томского межрайонного природоохранного прокурора Кривошеев С.И. просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель ООО «СибирьЛизингКом» в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Представителем ответчика Мировской Е.В. в Томский областной суд направлено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с ее нахождением в отпуске. В обоснование ходатайства приложен приказ о предоставлении отпуска работнику Мировской Е.В. в период с 27.06.2022 по 17.07.2022.

Рассмотрев заявленное ходатайство, судебная коллегия считает его не подлежащим удовлетворению, поскольку ООО «СибирьЛизингКом» своевременно извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции, неявка его представителя в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению дела, указанные в ходатайстве обстоятельства не являются препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы и не могут быть признаны уважительными причинами для отложения судебного разбирательства. Доказательств невозможности участия в судебном заседании другого представителя ООО «СибирьЛизингКом», в том числе директора общества, не представлено.

Судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика ООО «СибирьЛизингКом», извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам абз. 1 ч. 1 и абз. 1 ч. 2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для отмены или изменения судебного акта.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, неопределенного круга лиц.

В силу статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды - обязательных условий, ограничений или их совокупности, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки её данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утверждён приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 (действующий на дату подачи искового заявления).

Согласно пункту 32 Порядка по результатам инвентаризации выбросов составляется отчёт, содержащий данные инвентаризации и утверждаемый хозяйствующим субъектом, осуществляющим хозяйственную или иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, с указанием даты утверждения.

С 01.03.2022 вступил в силу Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

Согласно пункту 34 данного Порядка по результатам инвентаризации выбросов составляется отчет, содержащий данные инвентаризации и утверждаемый хозяйствующим субъектом, с указанием даты утверждения указанного отчета.

Основные требования к содержанию отчёта определены пунктами 33-37 Порядка (в прежней редакции), пунктами 35-39 Порядка в действующей редакции.

Согласно части 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Из части 3 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

В силу требований частей 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. Порядок проведения указанных работ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных областях и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти.

Согласно пунктам 1-5 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утверждённых приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811, требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определённых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учётом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам». Разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на объектах негативного воздействия на окружающую среду I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.

Пунктом 4 Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Томской области, утверждённого приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 17.09.2020 № 150, установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрабатывают мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ и согласовывают их с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

В соответствии частью 1 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

Согласно части 2 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которым на территории региона является Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области.

В соответствии с частью 4 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчёты нормативов допустимых выбросов.

Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок её заполнения утверждены Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509. В соответствии с приложением 1 к указанному приказу расчёт нормативов допустимых выбросов является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 25.05.2021 Томской межрайонной природоохранной прокуратурой принято решение о проведении проверки № 36-2021. Предметом проверки являлось исполнение ООО «СибирьЛизингКом» требований ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и иных нормативных правовых актов при эксплуатации производственной площадки, расположенной по адресу: Томский район, п. Копылово, ул.П. Морозова, 2 а.

В ходе проверки установлено, что на эксплуатируемом обществом предприятии по производству кирпича имеются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: сушильные печи, туннельная печь обжига, теплогенераторы, свеча рассеивания газа, вальцы тонкого и грубого помола, участок очистки вагонеток, глинозапасник, участок подготовки опилок, глиноприёмное отделение, линия добавки порошкового красителя, склад брака кирпича, сварочный пост, движение транспорта и спецтехники. Эксплуатируемая обществом производственная площадка поставлена на государственный учёт как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, ей присвоена II-я категория негативного воздействия на окружающую среду. Вопреки требованиям природоохранного законодательства в представленном в ходе проверки отчёте об инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утверждённом исполнительным директором ООО «СибирьЛизингКом» К. 23.06.2020, отсутствуют сведения о разработчике инвентаризации и список исполнителей; сведения о хозяйствующем субъекте, объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, его отдельных территориях и производственной деятельности; описание проведённых работ по инвентаризации выбросов с указанием нормативно-методических документов, перечня использованных методик выполнения измерений загрязняющих веществ и расчётного определения выбросов загрязняющих веществ; карта-схема территории объекта, оказывающего негативное воздействие с источниками загрязнения атмосферного воздуха; результаты определения выбросов загрязняющих веществ расчётными (балансовыми) методами, включающие, при необходимости, данные о расходах и составах сырья и топлива; копия аттестата аккредитации привлекаемой аналитической лаборатории с приложением области аккредитации. В нарушение требований части 3 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в программе производственного экологического контроля ООО «СибирьЛизингКом», утверждённой 19.11.2019 генеральным директором ООО «СибирьЛизингКом» З., отсутствуют сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений. Кроме того, ООО «СибирьЛизингКом» не разработаны и не согласованы в установленном порядке с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

ООО «СибирьЛизингКом» 21.02.2020 направила в адрес Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области декларацию о воздействии на окружающею среду (код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 69-0270-001797-п). В ходе проверки декларации установлено, что указанная декларация представлена в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области с нарушением требований пунктов 6, 12, 26 порядка заполнения декларации, утверждённого приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509. Так, к направленной в государственной орган и представленной в ходе проверки декларации, не приложен расчёт нормативов допустимых выбросов. На основании изложенного письмом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 08.06.2020 №2632 указанная декларация возвращена ООО «СибирьЛизингКом» для доработки. Вместе с тем на момент проверки доработанная декларация в уполномоченный орган не представлена.

За допущенные нарушения по постановлениям Томского межрайонного природоохранного прокурора Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области директор ООО «СибирьЛизингКом» привлечён к административной ответственности по статьям 8.1, 8.5 КоАП РФ (постановления от 05.07.2021 № АП-302, АП-303, вступили в законную силу).

По факту выявленных нарушений директору ООО «СибирьЛизингКом» внесено представление от 23.06.2021 № 36-2021, однако по результатам его рассмотрения да настоящего времени перечисленные нарушения природоохранного законодательства не устранены.

Поскольку в настоящий момент ООО «СибирьЛизингКом» не устранены следующие нарушения: не проведена инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утверждённым приказом Минприроды России от 07.08.2018 №352; не разработана программа производственного экологического контроля, соответствующую требованиям статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; не разработана и не представлена декларация о воздействии на окружающую среду, соответствующую требованиям Порядка заполнения декларации о воздействии на окружающую среду, утверждённого приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509 в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области; не разработаны и не согласованы с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, а последствием выявленных нарушений является конституционное право неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и возложил на ООО «СибирьЛизингКом» обязанность устранить указанные нарушения.

Поскольку вышеизложенные обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и решение суда в части удовлетворения требований о возложении на ООО «СибирьЛизингКом» обязанности устранить нарушения, не ставятся под сомнение в апелляционной жалобе, то на основании статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 №16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» судебная коллегия не дает правовой оценки решению суда в указанной части, рассматривая дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Свое несогласие с решением суда представитель ответчика Мировская Е.В. выражает в части установленного судом срока на устранение выявленных нарушений.

Однако данные доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны обоснованными.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Устанавливая ответчику срок для устранения нарушений – не позднее четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, суд исходил из того, что с учетом вида и характера необходимых для исполнения решения суда мероприятий и установленных сроков их исполнения, данный срок является разумным и достаточным для исполнения решения суда.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Исходя из принципов разумности и необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, с учетом конкретных обстоятельств дела, того обстоятельства, что нарушение или несоблюдение требований природоохранного законодательства приводит к нарушению конституционного права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, что является высшей ценностью государства, принимая во внимание, что решение принято судом 04.03.2022 и на момент его вступления в законную силу уже прошло 4 месяца, судебная коллегия полагает, что срок для исполнения судебного акта определен судом верно, оснований для его увеличения не имеется.

Таким образом, при разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, представленным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела, а апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных процессуальным законом к отмене или изменению постановленного судом решения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Томского районного суда Томской области от 04 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «СибирьЛизингКом» Мировской Екатерины Владимировны – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.