ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-20315/2015 от 24.08.2015 Московского областного суда (Московская область)

Судья Рожнова О.Е. Дело № 33-20315/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Терещенко А.А.,

судей Чиченевой Н.А., Соколовой Н.М.,

при секретаре Портнове Е.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 августа 2015 года апелляционную жалобу Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области на решение Одинцовского городского суда Московской области от 20 мая 2015 года по делу по заявлению <данные изъяты> об оспаривании действий и бездействия Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области,

заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,

объяснения представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» - <данные изъяты>., представителя <данные изъяты>

установила:

<данные изъяты> обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра») по Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости 1 кв. м и кадастровой стоимости образованных путем раздела земельных участков с кадастровыми номерами с <данные изъяты> исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1107,81 руб. за 1 кв. м; признать незаконным бездействие Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, выразившееся в неопределении кадастровой стоимости образованных путем раздела земельных участков с кадастровыми номерами с <данные изъяты> исходя из удельного показателя кадастровой стоимости преобразуемого (исходного) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 199,51 руб. за 1 кв. м, согласно пункту 2.1.17. приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» (зарегистрирован в Минюсте России 15.09.2006 № 8297); обязать Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области определить и внести в Государственный кадастр недвижимости удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м и кадастровую стоимость образованных путем раздела земельных участков с кадастровыми номерами с <данные изъяты> применив удельный показатель кадастровой стоимости исходного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 199,51 руб. за 1 кв. м.

Свои требования заявитель мотивировал тем, что являлся собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, кадастровая стоимость которого рассчитана исходя из удельного показателя в размере 199,51 руб. за 1 кв. м на основании решения арбитражного суда. Впоследствии заявителем было принято решение о разделе данного земельного участка. В результате раздела были образованы земельные участки с кадастровыми номерами с <данные изъяты>, право собственности на которые зарегистрировано за заявителем 10-11.02.2015. Как следует из официальной информации ГКН, кадастровая стоимость указанных земельных участков рассчитана исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1107,81 руб. за 1 кв. м. С данным решением заявитель не согласен, в связи с чем обратился в суд.

В судебном заседании представитель заявителя <данные изъяты> поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» - <данные изъяты> против удовлетворения заявления возражала.

Решением Одинцовского городского суда Московской области от 20 мая 2015 года заявление <данные изъяты> удовлетворено.

В апелляционной жалобе Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции <данные изъяты> не явился. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, извещенного о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.

Выслушав объяснения представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» - <данные изъяты>., представителя <данные изъяты>., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу части 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Из материалов дела усматривается, что заявитель на основании договора купли-продажи от 14.10.2014 являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:964, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем.

Решением Арбитражного суда Московской области от 03.07.2014 (дело № А41-13526/2014), вступившим в законную силу 04.08.2014, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> утвержденные распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 № 564-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области», признаны не соответствующими рыночной стоимости; в отношении данного земельного участка определена кадастровая стоимость исходя из удельного показателя в размере 199,51 руб. за 1 кв. м.

19.01.2015 собственником земельного участка (заявителем) принято решение о разделе земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, в результате чего были образованы земельные участки с кадастровыми номерами с <данные изъяты>, право собственности на которые зарегистрировано заявителем 10-11.02.2015.

Как следует из официальной информации Государственного кадастра недвижимости, кадастровая стоимость указанных земельных участков рассчитана исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1107,81 руб. за 1 кв. м.

В соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) к объектам гражданских прав относятся вещи.

Согласно статье 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Статьей 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование земельных участков подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Таким образом, по смыслу приведенных выше правовых норм земельные участки с кадастровыми номерами с <данные изъяты> были образованы с момента государственной регистрации прав на них.

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 135-ФЗ) при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Во исполнение положений указанной статьи 12.08.2006 Минэкономразвития России был издан приказ № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» (зарегистрирован в Минюсте России 15.09.2006 № 8297) (далее – Методические указания).

Согласно пункту 1.2. Методических указаний настоящие указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:

- образования нового земельного участка;

- изменения площади земельного участка;

- изменения вида разрешенного использования земельного участка;

- перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;

- включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.

На основании пункта 2.1.17. Методических указаний в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.

В соответствии с пунктом 1.3. Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2. настоящих Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.

Согласно пункту 1.4. Методических указаний результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков.

На основании пункта 1.5. Методических указаний Акт определения кадастровой стоимости земельных участков оформляется для земельных участков в пределах одного кадастрового квартала. В случаях одновременного образования в пределах одного кадастрового квартала нескольких земельных участков в пределах одного кадастрового квартала земельных участков оформляется один Акт определения кадастровой стоимости земельных участков.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая все обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при определении кадастровой стоимости образованных путем раздела земельных участков заявителя с кадастровыми номерами с <данные изъяты> их кадастровая стоимость должна быть определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости преобразуемого (исходного) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, размер которого согласно решению Арбитражного суда Московской области от 03.07.2014 составляет 199,51 руб. за 1 кв. м.

Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области при определении кадастровой стоимости образованных путем раздела земельных участков заявителя с кадастровыми номерами с <данные изъяты> была нарушена методика определения кадастровой стоимости, предусмотренная пунктом 2.1.17. Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222, что привело к нарушению прав заявителя <данные изъяты>, вынужденного оплачивать необоснованно завышенный налог на землю.

Исходя из изложенного, суд правомерно удовлетворил заявленные Ратниковым Н.П. требования.

Доводы апелляционной жалобы Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков была определена в 2012 году, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку спорные земельные участки не существовали в 2012 году как объекты недвижимости и, соответственно, не являлись самостоятельным объектом гражданских прав до момента государственной регистрации прав на них (в 2015 году).

Государственная кадастровая оценка земель не может проводиться в отношении земельных участков, права собственности на которые не зарегистрированы, несмотря на то, что данным участкам присвоен кадастровый номер, который носит временный характер. Объектами оценки могут выступать только объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данная правовая позиция отражена в письме Минэкономразвития России от 25.05.2015 № ОГ-Д23-7301.

Судом первой инстанции установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами с <данные изъяты> были образованы с момента регистрации прав на них, а именно 10-11 февраля 2015 года.

Материалами дела подтверждается, что на момент образования спорных земельных участков кадастровая стоимость преобразуемого земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> была рассчитана исходя из удельного показателя в размере 199,51 руб. за 1 кв. м.

Согласно части 9 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ) в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями.

В силу положений части 4 статьи 24 Федерального закона № 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 135-Ф3 объектами оценки могут выступать:

отдельные материальные объекты (вещи);

совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

права требования, обязательства (долги);

работы, услуги, информация;

иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Согласно статье 24.13 Федерального закона № 135-Ф3 государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.

В соответствии с ФСО № 4 государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.

К объектам оценки относятся объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте (ФСО № 1).

В соответствии с Порядком формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.11.2013 № 648 (зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2013 № 30934), формирование перечня объектов недвижимости,подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - перечень), осуществляется органом, осуществляющим формирование и предоставление перечня, с учетом и при наличии следующих сведений в запросе заказчика работ по определению кадастровой стоимости: вид (виды) объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Общие сведения о формируемом перечне текстовой части перечня включают:

вид (виды) объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;

общее количество объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, указанных в перечне.

В текстовую часть перечня включаются сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости и актуальные на дату формирования перечня, обо всех объектах недвижимости, соответствующих сведениям, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, за исключением объектов недвижимости, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня отсутствует хотя бы одно из следующих сведений или сведений о характеристике: площадь, в случае если объектом недвижимости, подлежащим государственной кадастровой оценке, является земельный участок, здание, помещение.

Таким образом, при проведении государственной кадастровой оценки объектами могут выступать земельные участки, права на которые зарегистрированы. Части земельных участков не могут выступать в качестве объектов оценки, даже если сведения о них внесены в ГКН с временным статусом.

Как установил суд, на момент рассмотрения в Арбитражном суде Московской области искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> спорных земельных участков с кадастровыми номерами с <данные изъяты> не существовало.

Иные доводы апелляционной жалобы Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области также не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.

Руководствуясь статьями 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Одинцовского городского суда Московской области от 20 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: