РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Стома Д.В. Дело №33-2033/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 апреля 2017 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего: Бояровой И.К.
судей: Шкарупиной С.А., Харитоненко Н.О.
при секретаре: Киячко А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФКУ «Войсковая часть 51280 (Управление Балтийского флота)» на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 17 августа 2016 года, которым суд постановил:
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ФКУ «Управление Балтийского флота», выразившееся в непринятии мер по обеспечению промышленной безопасности на объекте «Площадка нефтебазы №»
Обязать ФКУ «Управление Балтийского флота» получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов («Площадка нефтебазы №» свидетельство о регистрации № от 10.01.2014, класс опасности <данные изъяты>).
Обязать Министерство Обороны Российской Федерации в срок до 01 марта 2017 года, привести в соответствие с требованиями промышленной безопасности опасный производственный объект «Площадка нефтебазы №» (свидетельство о регистрации № от 10.01.2014, класс опасности <данные изъяты>), расположенный по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, пос. Переславское, а именно: оборудовать объект
- специальной эстакадой для приема и отпуска нефтепродуктов в железнодорожные цистерны, а также специально оборудованными сливоналивными устройствами, обеспечивающими безопасное проведение сливоналивных операций;
- рукавами с ограничителями налива, а также средствами механизации;
- системой трубопроводов, обеспечивающих полное освобождение трубопроводов от остатков наливаемого или сливаемого продукта;
- закрытой дренажной системой;
- приборами для контроля давления и температуры наливаемого нефтепродукта на общем коллекторе;
- площадкой, занятой сливо-наливными устройствами, имеющей твердое водонепроницаемое покрытие, огражденное по периметру бортиком высотой 200 мм, уклон не менее 2° в сторону лотков с уклоном 0,5° к сборным колодцам (приямкам), располагаемым на расстоянии не более 50 м;
- автоналивными станциями, оборудованными специальными устройствами (светофорами, шлагбаумами или другими средствами, ограничивающими несогласованное движение транспорта) для предотвращения выезда заполненных нефтепродуктами автоцистерн с опущенными в их горловины наливными устройствами;
- инструментом, исключающим искрообразование при производстве сливо-наливных работ;
- сигнализаторами довзрывных концентраций на пункте слива-налива нефти и светлых нефтепродуктов;
- системой трубопроводов и коллекторов слива и налива, предусматривающих подвод инертного газа или пара с использованием специально предназначенного оборудования и стационарных линий, для исключения образования взрывоопасных смесей;
- устройствами молниезащиты и защиты от статического электричества.
В удовлетворении остальной части исковых требований, том числе о приостановлении деятельности «Площадки нефтебазы №» войсковой части № - отказать.
Заслушав доклад судьи Бояровой И.К., объяснения представителя ФКУ «Войсковая часть 51280 (Управление Балтийского флота)» ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя ФГУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Министерства Обороны РФ» ФИО2, возражения помощника военного прокурора Елкина А.Ю., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Военный прокурор, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия ФКУ «Управление Балтийского флота», выраженного в непринятии мер по обеспечению промышленной безопасности на объекте «Площадка нефтебазы №», обязании ФКУ «Управление Балтийского флота», Министерства Обороны РФ привести опасный производственный объект в соответствие с требованиями промышленной безопасности, получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов, указывая, что 73 военной прокуратурой гарнизона с привлечением специалистов отдела Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Калининградской области проведена проверка исполнения в войсковой части № (Калининградская область, Зеленоградский р-н, п. Переславское) требований законодательства о промышленной безопасности.
В соответствии со свидетельством о регистрации опасных производственных объектов № от 10.01.2014 ФКУ «Войсковая часть 51280» (Управление Балтийского флота) эксплуатирует опасный производственный объект «Площадка нефтебазы №», расположенный по адресу: <адрес> (peг. № от 10.01.2014 года), который в соответствии с ч. 3 ст. 2 федерального закона от 27.07.1997 № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» по уровню потенциальной опасности относится к среднему (<данные изъяты>) классу опасности.
В ходе проверки железнодорожных путей необщего пользования, примыкающих к ст. Переславское - Западное Калининградской железной дороги, пользователем которых является войсковая часть №, установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 27.07.1997 года № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - ФЗ № 116), Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - ФЗ № 99), Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Минэнерго от 19.06.2003 года № 232 (далее - Правила), Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 06.05.2002 года № 33 (далее - Межотраслевые правила), Руководства по безопасности для нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2012 № 777 (далее - Руководство), допускается эксплуатация опасного производственного объекта войсковой части № в отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта I, П и III классов опасности и с грубыми нарушениями требований промышленной безопасности.
Так, прием и отпуск нефтепродуктов в железнодорожные цистерны осуществляется в отсутствие специальной эстакады, а также специально оборудованных сливоналивных устройств, обеспечивающих безопасное проведение сливоналивных операций (ч. 1, ст. 9 ФЗ № 116, п. 5.3 Правил, п. 7.1 Руководства). Налив нефтепродуктов в железнодорожные цистерны осуществляется по рукавам РБС-100, в которых отсутствуют ограничители налива, а также средства механизации (п. 7.2 Руководства). Система трубопроводов не обеспечивает полное освобождение трубопроводов от остатков наливаемого или сливаемого продукта, закрытая дренажная система отсутствует (п. 7.4 Руководства). Отсутствуют приборы для контроля давления s и температуры наливаемого нефтепродукта на общем коллекторе (п. 7.24 Руководства). Площадка, занятая сливо-наливными устройствами, не имеет твердое водонепроницаемое покрытие, огражденное по периметру бортиком высотой 200 мм, а также уклон не менее 2° в сторону лотков, которые в свою очередь должны предусматриваться с уклоном 0,5° к сборным колодцам ) (приямкам), располагаемым на расстоянии не более 50 м (ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116, п. 3.4.5 Межотраслевых правил, п. 7.99 Правил). Автоналивные станции не оборудованы специальными устройствами (светофорами, шлагбаумами или другими средствами, ограничивающими несогласованное движение транспорта) для предотвращения выезда заполненных нефтепродуктами автоцистерн с опущенными в их горловины наливными устройствами (п. 8.16 Руководства). Торможение железнодорожных вагонов-цистерн допускается металлическими башмаками (ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116, п. 3.4.8 Межотраслевых правил). При производстве сливо-наливных операций применяется инструмент не исключающий искрообразование (ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116, п. 3.4.14 Межотраслевых правил). На пункте слива-налива нефти и светлых нефтепродуктов отсутствуют сигнализаторы довзрывных концентраций (п. 8.13 Руководства). В системах трубопроводов и коллекторов слива и налива не предусмотрен подвод инертного газа или пара с использованием специально предназначенного оборудования и стационарных линий, для исключения образования взрывоопасных смесей (п. 7.12 Руководства). Кроме того, устройства молниезащиты и защиты от статического электричества проектной документацией не разработаны, (п. 77 Руководства).
Контрольной проверкой, проведенной с привлечением специалистов 948 отдела гостехнадзора (территориального) МО РФ, установлено, что выявленные нарушения требований промышленной безопасности не устранены.
Ненадлежащее исполнение обязанностей, выраженное в непринятии мер по обеспечению промышленной безопасности на объекте «Площадка нефтебазы №», расположенном по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, п. Переславское, создает реальную угрозу возникновения аварий на эксплуатируемом объекте и чрезвычайных ситуаций, что нарушает права неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, просил признать незаконным бездействие ФКУ «Управление Балтийского флота», выразившееся в непринятии мер по обеспечению промышленной безопасности на объекте «Площадка нефтебазы №», обязать ФКУ «Управление Балтийским флотом» привести в соответствие с требованиями промышленной безопасности опасный производственный объект «Площадка нефтебазы №» (свидетельство о регистрации № от 10.01.2014, класс опасности <данные изъяты>), расположенный по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, пос. Переславское, а именно:
- получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов; оборудовать объект:
- специальной эстакадой для приема и отпуска нефтепродуктов в железнодорожные цистерны, а также специально оборудованными сливоналивными устройствами, обеспечивающими безопасное проведение сливоналивных операций;
- рукавами с ограничителями налива, а также средствами механизации;
- системой трубопроводов, обеспечивающих полное освобождение трубопроводов от остатков наливаемого или сливаемого продукта;
- закрытой дренажной системой;
- приборами для контроля давления и температуры наливаемого нефтепродукта на общем коллекторе;
- площадкой, занятой сливо-наливными устройствами, имеющей твердое водонепроницаемое покрытие, огражденное по периметру бортиком высотой 200 мм, уклон не менее 2° в сторону лотков с уклоном 0,5° к сборным колодцам (приямкам), располагаемым на расстоянии не более 50 м;
- автоналивными станциями, оборудованными специальными устройствами (светофорами, шлагбаумами или другими средствами, ограничивающими несогласованное движение транспорта) для предотвращения выезда заполненных нефтепродуктами автоцистерн с опущенными в их горловины наливными устройствами;
- инструментом, исключающим искрообразование при производстве сливо-наливных работ;
- сигнализаторами довзрывных концентраций на пункте слива-налива нефти и светлых нефтепродуктов;
- системой трубопроводов и коллекторов слива и налива, предусматривающих подвод инертного газа или пара с использованием специально предназначенного оборудования и стационарных линий, для исключения образования взрывоопасных смесей;
- устройствами молниезащиты и защиты от статического электричества, приостановить деятельность «Площадки нефтебазы №» войсковой части № до устранения нарушений требований промышленной безопасности.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФКУ «Войсковая часть 51280 (Управление Балтийского флота)» просит решение отменить в части назначенного судом срока выполнения работ, считая его недостаточным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом, 09.07.2015 года военной прокуратурой с участием государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по Калининградской области Центрального управления Ростехнадзора, была проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 21.07.1997 года № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» при организации безопасности работы с опасными грузами на железнодорожном транспорте.
В ходе проверки железнодорожных путей необщего пользования, примыкающих к ст. Переславское - Западное Калининградской железной дороги, пользователем которых является войсковая часть №, установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 27.07.1997 года № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Минэнерго от 19.06.2003 года № 232, Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 06.05.2002 года № 33, Руководства по безопасности для нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2012 № 777, допускается эксплуатация опасного производственного объекта войсковой части № в отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта <данные изъяты> класса опасности и с грубыми нарушениями требований промышленной безопасности.
Так, прием и отпуск нефтепродуктов в железнодорожные цистерны осуществляется в отсутствие специальной эстакады, а также специально оборудованных сливоналивных устройств, обеспечивающих безопасное проведение сливоналивных операций (ч. 1, ст. 9 ФЗ № 116, п. 5.3 Правил, п. 7.1 Руководства). Налив нефтепродуктов в железнодорожные цистерны осуществляется по рукавам РБС-100, в которых отсутствуют ограничители налива, а также средства механизации (п. 7.2 Руководства). Система трубопроводов не обеспечивает полное освобождение трубопроводов от остатков наливаемого или сливаемого продукта, закрытая дренажная система отсутствует (п. 7.4 Руководства). Отсутствуют приборы для контроля давления s и температуры наливаемого нефтепродукта на общем коллекторе (п. 7.24 Руководства). Площадка, занятая сливо-наливными устройствами, не имеет твердое водонепроницаемое покрытие, огражденное по периметру бортиком высотой 200 мм, а также уклон не менее 2° в сторону лотков, которые в свою очередь должны предусматриваться с уклоном 0,5° к сборным колодцам) (приямкам), располагаемым на расстоянии не более 50 м (ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116, п. 3.4.5 Межотраслевых правил, п. 7.99 Правил). Автоналивные станции не оборудованы специальными устройствами (светофорами, шлагбаумами или другими средствами, ограничивающими несогласованное движение транспорта) для предотвращения выезда заполненных нефтепродуктами автоцистерн с опущенными в их горловины наливными устройствами (п. 8.16 Руководства). Торможение железнодорожных вагонов-цистерн допускается металлическими башмаками (ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116, п. 3.4.8 Межотраслевых правил). При производстве сливо-наливных операций применяется инструмент не исключающий искрообразование (ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116, п. 3.4.14 Межотраслевых правил). На пункте слива-налива нефти и светлых нефтепродуктов отсутствуют сигнализаторы довзрывных концентраций (п. 8.13 Руководства). В системах трубопроводов и коллекторов слива и налива не предусмотрен подвод инертного газа или пара с использованием специально предназначенного оборудования и стационарных линий, для исключения образования взрывоопасных смесей (п. 7.12 Руководства). Кроме того, устройства молниезащиты и защиты от статического электричества проектной документацией не разработаны, (п. 77 Руководства).
В соответствии с предписанием Ростехнадзора необходимо было выполнить ряд мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений.
Согласно справке от 27.06.2016 года ведущего инженера-инспектора территориального отдела Ростехнадзора – ФИО3, подготовленной по результатам проверки устранения ранее выявленных нарушений требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта в войсковой части № «Площадка нефтебазы №», ни одно из перечисленных выше нарушений, установленных в ходе проверки, проведенной прокуратурой с участием Ростехнадзора в 2015 году не устранено.
Войсковая часть № (пос. Переславское Зеленоградского р-на Калининградской обл.), на территории которой расположен и функционирует опасный производственный объект, является подразделением войсковой части № и входит в структуру Балтийского флота, самостоятельным юридическим лицом не является.
Суд обоснованно пришел к выводу о незаконном бездействии со стороны Управления Балтийского флота по устранению нарушений пожарной и промышленной безопасности в отношении эксплуатируемой на территории войсковой части № площадки нефтебазы.
Судом установлено, что руководством войсковой части № неоднократно в период с 2012 по 2015 годы направлялись заявки в адрес начальника Управления технического обеспечения Балтийского флота, начальника службы горючего управления ресурсного обеспечения БФ, начальника ОКС БФ РУЗКС ЗВО, начальника службы горючего УРО БФ с указанием на несоответствие участка слива-налива железнодорожных цистерн требованиям Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, установленных Постановлением госгортехнадзора РФ от 20.05.2003 года № 33 и Правилам пожарной безопасности, на выполнение проектных работ и установку пожарно-охранной сигнализации на резервуарах для хранения легковоспламеняющихся жидкостей и иных объектов, в том числе площадки слива-разлива топлива, о необходимости выделения денежных средств для проведения реконструкции железнодорожной сливо-наливной эстакады, по организации и подаче заявок на аукцион по проведению ремонта фонда специального назначения для нужд Министерства Обороны, на разработку проектной документации по реконструкции сливо-наливной эстакады, на обучение должностных лиц по специальности «Организация погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами на железнодорожном транспорте», на которые ответы не поступили. Ввиду отсутствия надлежащего финансирования работы по ремонту железнодорожной эстакады и других объектов, входящих в состав опасного производственного объекта «Площадка нефтебазы №» не производились.
Обязанность по проведению работ в целях устранения нарушений требований пожарной безопасности, необходимость в проведении которых никем под сомнение не ставилась и не ставится, судом возложена на Министерство Обороны РФ. Такая обязанность обусловлена требованиями ст. 210 ГК РФ, в соответствии с положениями которой именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Кроме того, возлагая таковую обязанность непосредственно на Министерство обороны, а не на его структуры, суд также учитывал, что именно Министерство обороны является главным распорядительным бюджетных средств, за счет которых должно быть обеспечено выполнение предусмотренных решением суда работ.
Решение суда в части возложения указанной выше обязанности на Министерство обороны не обжалуется.
По мнению подателя апелляционной жалобы, судом был установлен недостаточный срок для исполнения решения суда.
Кроме того, к моменту рассмотрения дела в апелляционном порядке, назначенный судом срок уже истек.
В этой связи, судебная коллегия считает необходимым назначить новый срок, к которому решение суда должно быть исполнено, работы, изложенные в резолютивной части решения выполнены.
При назначении данного срока судебная коллегия учитывает, что предусмотренные решением суда работы направлены на устранение нарушений пожарной и промышленной безопасности, обеспечение которой в подведомственном Министерству Обороны учреждении ( войсковой части) затрагивает интересы не только военнослужащих и сотрудников данного учреждения, но и неопределенного круга лиц, в том числе лиц гражданского населения, проживающих в непосредственной близости об объектов воинской инфраструктуры. В данной ситуации, должен быть соблюден баланс интересов как Министерства Обороны, так и граждан, интересы которых в сфере безопасности нарушаются, в связи с чем срок, который просит установить податель жалобы – до октября 2018 года, не будет отвечать требованиям разумности. С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым установить срок исполнения решения – до 1 ноября 2017 года. При этом, судебная коллегия также учитывает, что о существе решения ответчикам - и Управлению Балтийского флота, и Министерству Обороны было известно, необходимость выполнения работ, как и их объем, не оспаривались, соответственно еще до вступления решения суда в законную силу имелось достаточно времени для проведения мероприятий, направленных на выполнение работ, в том числе связанных с заключением государственных контрактов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 17 августа 2016 года уточнить в части срока, установленного судом для выполнения возложенных на Министерство Обороны РФ обязанностей по приведению в соответствие с требованиями промышленной безопасности опасного производственного объекта - «Площадка нефтебазы №» (свидетельство о регистрации № от 10.01.2014, класс опасности <данные изъяты>), установить Министерству Обороны РФ новый срок – до 01 ноября 2017 года, в остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу– без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: