ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-20366/2015 от 05.02.2016 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Корякова Н.С. Дело № 33-593/2016 (33-20366/2015)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 05.02.2016

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Волковой Я.Ю.,

судей Киселевой С.Н.,

ФИО1

при секретаре Тяжовой Т.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску прокурора города Полевского в интересах неопределенного круга лиц к Органу местного самоуправления Администрации Полевского городского округа, Органу местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа о признании права собственности на объекты культурного наследия и возложении обязанности по внесению в реестр муниципального имущества Полевского городского округа сведений об объектах культурного наследия

по апелляционной жалобе Органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа на решение Полевского городского суда Свердловской области от 24.09.2015.

Заслушав доклад судьи Киселевой С.Н., объяснения представителя ответчика Органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа ФИО2 (доверенность от ( / / )), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора ..., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

прокурор ..., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчикам о признании права собственности Полевского городского округа на следующие объекты: мемориальная доска памяти Героя Советского Союза ФИО3, расположена по адресу: ... на здании ...; мемориальная доска памяти маршала Советского Союза ФИО4, расположена по адресу: ..., <...>; мемориальная доска о расположении госпиталя в годы Великой Отечественной войны в здании школы, расположена по адресу: ...; мемориальная доска о расположении госпиталя в годы Великой Отечественной войны в здании Полевской больницы по адресу: ..., на здании ...; мемориальная доска памяти Героя Советского Союза ФИО5, расположена по адресу: ..., на здании ...» по ...; мемориальная доска памяти Героя Советского Союза ФИО6, расположена на здании ...» по адресу: .... Возложении на Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа обязанности внести сведения об указанном движимом имуществе в реестр муниципального имущества Полевского городского округа. В обоснование требований истец указал, что указанные мемориальные доски внесены в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Полевского городского округа, и объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Полевского городского округа, однако их собственник не определен, в реестр муниципального имущества они не включены. Поскольку указанные мемориальные доски находятся в ведении ОМС Управление культурой Полевского городского округа свыше пяти лет, данное движимое имущество является собственностью Полевского городского округа и подлежит включению реестр муниципального имущества Полевского городского округа.

Решением Полевского городского суда Свердловской области от 24.09.2015 исковые требования прокурора города Полевского удовлетворены частично, признано право собственности Полевского городского округа на следующие объекты:

- мемориальную доску памяти Героя Советского Союза ФИО3, расположена по адресу: ... на здании ...,

- мемориальную доску памяти маршала Советского Союза ФИО4, расположена по адресу: ..., <...>,

- мемориальную доску о расположении госпиталя в годы Великой Отечественной войны в здании школы, расположена по адресу: ...,

- мемориальную доску о расположении госпиталя в годы Великой Отечественной войны в здании Полевской больницы по адресу: ..., на здании ...,

- мемориальную доску памяти Героя Советского Союза ФИО5, расположена по адресу: ..., на здании МКОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа ...» по ...,

- мемориальную доску памяти Героя Советского Союза ФИО6, расположена на здании ... по адресу: ....

На Орган местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа возложена обязанность внести об указанном имуществе сведения в реестр муниципального имущества Полевского городского округа. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Не согласившись с постановленным решением, ответчик Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа принес на него апелляционную жалобу, в которой указал на то, что прокурор надлежащим истцом по данному спору не является, поскольку иск заявлен в интересах муниципального образования Полевского городского округа. Полагает, что дело о признании вещи бесхозяйной подлежало разрешению в порядке особого производства. Вопрос о принадлежности мемориальных досок собственникам учреждений, на которых они находятся, судом не разрешался.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО2 жалобу по изложенным в ней основаниям поддержала.

Прокурор ... указала на отсутствие правовых оснований для отмены постановленного судом решения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, ответчик ОМС Администрации Полевского городского округа и третье лицо ОМС Управление культурой Полевского городского округа явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом путем направления извещения по почте 20.01.2016. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, для проверки доводов апелляционной жалобы личного участия сторон не требуется, поскольку требуется только оценка правильности применения норм права, явка в судебное заседание является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Заслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии с частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения по охране материальных и духовных ценностей культуры регулируются конституционными нормами посредством возложения на каждого члена общества обязанности с уважением относиться к историческому, культурному и духовному наследию, заботиться о нем, охранять памятники истории и культуры

В этом случае государство обладает правом требовать от каждого индивида исполнения юридической обязанности по охране материальных и духовных ценностей культуры, должного поведения в обществе, обусловленного необходимостью проявления повседневной заботы о сохранении культурного наследия страны.

Согласно статье 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Закон об объектах культурного наследия) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии со статьей 6 Закона об объектах культурного наследия, под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Статьей 9.3 Закона об объектах культурного наследия к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отнесено: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Согласно статье 10 Закона об объектах культурного наследия, меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют местные администрации либо входящие в их структуру и уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевые (функциональные) или территориальные органы (далее - муниципальные органы охраны объектов культурного наследия).

Судом установлено, что указанные прокурором города Полевского в иске мемориальные доски, расположенные на территории Полевского городского округа, включены в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Полевского городского округа и объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, утвержденный Решением Думы Полевского городского округа от 29.05.2014 № 143.

Обеспечение охраны и сохранения памятников истории и культуры, ведение реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Полевского городского округа, и объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Полевского городского округа относится к полномочиям ОМС Управление культурой Полевского городского округа в соответствии с пунктами 4.1.2, 4.1.5 Положения о порядке исполнения вопроса местного значения «Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Полевского городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Полевского городского округа», утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 15.02.2007 № 349. Вместе с тем собственник указанных мемориальных досок отсутствует, в связи с чем суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия оснований для отмены правильного по существу решения суда не усматривает.

Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения относится к вопросам местного значения в силу п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, возложена на органы местного самоуправления, на территориях которых они находятся (ст. 11 Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»).

Принимая во внимание, что данные объекты культурного наследия не включены в реестры: объектов муниципальной собственности г. Полевского, объектов государственной собственности Свердловской области, объектов федерального имущества, их техническая инвентаризация и паспортизация не проводилась, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в силу прямого указания закона на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, в связи с чем удовлетворил требования прокурора.

Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права (ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации) судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку данная норма права не применялась судом при разрешении спора несмотря на ее указание прокурором в иске.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Суд также указывает мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле.

Исходя из материалов дела усматривается, что мемориальные доски расположены на объектах, находящихся на территории Полевского городского округа, следовательно, в силу закона (пункт 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1) они должны относиться к муниципальной собственности.

Согласно письму Органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа от 30.03.2015 № 13-242, направленному прокурору, ОМС Управление муниципальным имуществом ПГО не имеет возможности для принятия мер по оформлению указанных объектов в муниципальную собственность, так как денежные средства необходимые для технической инвентаризации в бюджете Полевского городского округа на 2015 год не предусмотрены (л.д.9).

Учитывая вышеперечисленные положения действующего законодательства, правовую позицию органа местного самоуправления, а также тот факт, что спорные объекты культурного наследия в чьей-либо собственности не находятся, кто-либо притязаний на приобретение их в собственность не заявляет, суд первой инстанции обоснованно признал право муниципальной собственности на данные объекты.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Полевского городского суда Свердловской области от 24.09.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа - без удовлетворения.

Председательствующий: Я.Ю.Волкова

Судьи: С.Н.Киселева

ФИО1