ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-20452/2016 от 12.10.2016 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Санкт-Петербургский городской суд

Рег. №: 33-20452/2016 Судья: Петрова

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Охотской

судей

Кордюковой

Малининой

с участием прокурора

при секретаре

Штыга

Поповой

рассмотрела в открытом судебном заседании 12 октября 2016 года гражданское дело №2-2021/2016 по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис №1 Приморского района» на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга по иску прокурора Приморского района Санкт-Петербурга, в защиту неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис №1 Приморского района» об обязании совершить действия.

Заслушав доклад судьи Охотской, объяснения прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Приморского района Санкт-Петербурга обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику, в защиту неолпределенного круга лиц, в котором, после уточнения требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил, обязать ответчика в 120-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу произвести необходимые действия в подъезде № 2 многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов, а именно: поручни вдоль обеих сторон на высоте со стороны лицевого фасада привести в соответствие с нормативными требованиями не менее 0,85-0,92 м; ширину между поручнями со стороны дворового фасада привести в соответствие с нормативными требованиями не более 0,9-1,0 м; ширину между поручнями со стороны лицевого фасада привести в соответствие с нормативными требованиями не более 0,9-1,0 м; ограждения с поручнями с двух сторон пандуса на высоте (верхний поручень) со стороны лицевого фасада привести в соответствие с нормативными требованиями не более 0,85-0,92 м; высоту каждого элемента порогов входной двери привести в соответствие с нормативными требованиями не более 0,014 м; высоту каждого элемента порогов входной двери внутри здания привести в соответствие с нормативными требованиями не более 0,014 м.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой Приморского района проверки были выявлены указанные нарушения прав неопределенного круга лиц, инвалидов и других маломобильных групп населения на объекте по вышеназванному адресу, по которому ответчик является управляющей организацией; данные нарушения делают объект социальной инфраструктуры недоступным для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных категорий лиц, в связи с чем, ущемляются права неопределенного круга лиц - социально незащищенных граждан.

Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 07 апреля 2016 года исковые требования Прокурора Приморского района Санкт-Петербурга удовлетворены. Судом постановлено: обязать ООО «Жилкомсервис № 1 Приморского района» в срок до истечения 120 дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить мероприятия в подъезде №2 многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в целях обеспечения его доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, а именно: поручни по высоте со стороны лицевого фасада привести в соответствие с нормативными требованиями в пределах 0,85 - 0,92 м; ширину между поручнями со стороны дворового и лицевого фасадов привести в соответствие с нормативными требованиями в пределах 0,9 - 1,0 и;-высоту каждого элемента порогов входных дверей привести в соответствие с нормативными требованиями не более 0,014 м. Взыскать с ООО «Жилкомсервис № 1 Приморского района» в доход государства госпошлину в размере <...> рублей.

В апелляционной жалобе представитель ООО «Жилкомсервис №1 Приморского района» просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представители ООО «Жилкомсервис №1 Приморского района», Администрации Приморского района Санкт-Петербурга, НО «Фонд региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела в суд апелляционной инстанции не поступало, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено.

При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Также судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу без участия не явившегося в судебное заседание представителя ГУ «Жилищное агентство Приморского района», поскольку в материалах дела имеются данные, подтверждающие его надлежащее извещение, учитывая, что 11 октября 2016 года представителем третьего лица в адрес Санкт-Петербургского городского суда представлено ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствие.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного 4 самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В силу положений Постановления Правительства РФ от 01.12.2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы» основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта. Согласно пункту 41 Постановления Правительства Российской федерации от 26.12.2014 N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», установлен Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», согласно которому СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» обязателен для исполнения.

В силу статьи 9 Конвенции «О правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».

Судом установлено, что на основании договора № 2/1-УО-12 от 22 февраля 2012 года в редакции дополнительного соглашения № 1 от 09 апреля 2014г. управления многоквартирным домом между управляющей организацией и жилищной организацией, выступающей уполномоченным представителем Санкт-Петербурга - собственника жилых и нежилых помещений в этом доме, заключенного между Администрацией Приморского района Санкт-Петербурга и ООО «Жилкомсервис № 1 Приморского района», ООО «Жилкомсервис № 1 Приморского района» является управляющей организацией, которая обязуется по заданию собственника в течение срока действия настоящего договора за плату в порядке, предусмотренном в данном договоре, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, предоставлять коммунальные услуги собственнику, а также иным лицам, пользующимся жилыми и нежилыми помещениями, являющимися собственностью Санкт-Петербурга, осуществлять иную направленную на достижение целей управления данным многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с п.2.1.1 указанного договора управляющая организация обязана осуществлять надлежащее управление многоквартирным домом, надлежащее содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В ходе прокурорской проверки установлено, что подъезд №... дома <адрес> не соответствует требованиям СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Как следует из материалов проверки, высота поручней со стороны лицевого фасада дома составляет 0,75 - 0,8 м, ширина между поручнями со стороны дворового фасада составляет 1,77 м, ширина между поручнями со стороны лицевого фасада составляет 1,10 м, высота порогов при входных дверях составляет 0,07 м, высота порогов при входных дверях внутри здания составляет 0,05 м, ограждения с поручнями с двух сторон пандуса со стороны лицевого фасада имеют высоту 1,13 - 1,18 м.

В соответствии с п. 4.1.14 СП 59.13330.2012 наружные лестницы и индусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м.

В соответствии с п. 4.1.15 СП 59.13330.2012 пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 дo 0,92 м). Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. В соответствии с п. 5.1.4 СП 13330.2012 входные двери должны иметь ширину в свету не менее 1,2 м. Высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м.

В соответствии с п. 5.2.15 СП 13330.2012 вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м (допускается от 0,85 до 0,92 м), у пандусов - дополнительно и на высоте 0,7 м. Расстояние между поручнями пандуса принимать в пределах от 0,9 до 1,0 м.

Представитель ответчика в суде первой инстанции не отрицал наличие указанных нарушений, доказательств опровергающих материалы проверки, в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суд первой инстанции не представил.

Учитывая, что отсутствие беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры – жилого дома №..., <адрес> в Санкт-петербурге является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, а также Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что требования прокурора об обязании ответчика обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения подлежат удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что согласно договора на управление многоквартирным домом ответчик не принимал на себя обязательств по изменению конфигурации крылец, входной двери, первого этажа многоквартирного жилого дома и лифтов, а также, что данные работы не предусмотрены и в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года №290 судебная коллегия полагает несостоятельными.

ООО «Жилкомсервис №1 Приморского района» осуществляет управление многоквартирным жилым домом, в связи с чем, обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к своему жилому помещению должна быть возложена на него в силу ст. 15 ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Доводы апелляционной жалобы о том, что по состоянию на 07 апреля 2016 года общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решение о реконструкции многоквартирного дома и капитальном ремонте общего имущества такого дома с целью приведения его в соответствие с требованиями СП 59.13330.2012 не принималось, в связи с чем работы, перечисленные в исковых требованиях, не могут быть проведены, по мнению судебной коллегии не могут послужить основанием к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, должны обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

Согласно письму Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 28 августа 2015 года №02-12-239/15-0-2 в условиях существующей застройки, когда объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, возможно проведение адаптации объектов для обеспечения доступности для маломобильных групп населения при применении принципа «разумного приспособления». Реализовать мероприятия по обеспечению доступности многоквартирного дома для маломобильных групп населения возможно от установки элементарных устройств за счет средств текущего ремонта, до устройств технически сложных, трудоемких, требующих значительного финансирования, установка которых возможна при наличии технической возможности при капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

Как усматривается из резолютивной части решения суда для его исполнения ответчику необходимо провести следующие мероприятия: поручни по высоте со стороны лицевого фасада привести в соответствие с нормативными требованиями в пределах 0,85 - 0,92 м; ширину между поручнями со стороны дворового и лицевого фасадов привести в соответствие с нормативными требованиями в пределах 0,9 - 1,0 и;-высоту каждого элемента порогов входных дверей привести в соответствие с нормативными требованиями не более 0,014 м.

По мнению судебной коллегии исполнение решения суда первой инстанции возможно за счет средств текущего ремонта многоквартирного дома, поскольку для его исполнения не требуется установление сложных технических устройств или проведение работ требующих значительного финансирования.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенными судом первой инстанции толкованием действующего законодательства и оценкой представленных по делу доказательств.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 07 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис №1 Приморского района» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: