ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2045/19 от 04.02.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 04 февраля 2019 г. по делу № 33-2045/2019

Судья: Совина О.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.

судей Субхангулова А.Н., Якуповой Н.Н.

с участием прокурора Сафина А.Р.

при секретаре Дилявировой Н.А.,

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Государственного казенного учреждения Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан, Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 ноября 2018 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора Иглинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан, Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения удовлетворить частично.

Обязать Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан устранить повреждения покрытия проезжей части дороги в виде ям и выбоин, обустроить обочины и установить дорожные знаки на участке автомобильной дороги Иглино - Красный Восход с 42 по 54 километр муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан в соответствии с правилами, установленными ГОСТ Р 50597-93.

Обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству обеспечить выполнение мероприятий по устранению повреждений покрытия проезжей части дороги в виде ям и выбоин, обустройству обочин и установке дорожных знаков на участке автомобильной дороги Иглино - Красный Восход с 42 по 54 км муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан в соответствии с правилами, установленными ГОСТ Р 50597-93.

Заслушав доклад судьи Якуповой Н.Н., судебная коллегия

установила:

прокурор Иглинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Правительству Республики Башкортостан, Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, Государственному казенному учреждению Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.

В обоснование иска указано, что по коллективному обращению жителей Красновосходского сельсовета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан прокуратурой Иглинского района Республики Башкортостан проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, в частности, на автомобильной дороге Иглино – Красный Восход с 42 по 54 километр имеются многочисленные повреждения покрытия дорожного полотна, в виде ям и выбоин, отсутствуют обочины и дорожные знаки. Данные недостатки затрудняют движение транспортных средств, нарушают права на безопасность лиц, являющихся пользователями дороги, и создают угрозу жизни и здоровью людей. Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02 февраля 2012 года № 28. В указанный перечень входит и автомобильная дорога Иглино - Красный Восход.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11 апреля 2012 года № 102 утвержден порядок формирования и использования бюджетных ассигнований Дорожного фонда Республики Башкортостан, который устанавливает правила формирования и использования бюджетных ассигнований Дорожного фонда Республики Башкортостан.

Согласно п. 1.2 Порядка объем бюджетных ассигнований Фонда утверждается законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

В соответствии с п. 1.3 Порядка главным распорядителем бюджетных средств Фонда является Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству. Пунктом 3.3 Порядка государственным заказчиком в отношении объектов, относящихся к автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения и сооружениям на них, а также связанных с ними работ (проектных работ и работ, связанных с управлением дорожным хозяйством), является подведомственное государственное казенное учреждение, осуществляющее управление дорожным хозяйством, в том числе оперативное управление указанными дорогами.

Уточнив исковые требования, прокурор Иглинского района Республики Башкортостан просил обязать Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан принять меры к устранению нарушений требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и искусственных сооружений, непосредственно влияющих на безопасность дорожного движения, а именно отремонтировать автомобильную дорогу Иглино - Красный Восход (42–54 км) в муниципальном районе Иглинский район Республики Башкортостан. При недостаточности находящихся в распоряжении Государственного казенного учреждения Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан денежных средств, требующихся для ремонта автомобильной дороги Иглино - Красный Восход (42 – 54 км) в муниципальном районе Иглинский район Республики Башкортостан, субсидиарную ответственность по данному обязательству возложить на Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

Не согласившись с данным решением суда, Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан, Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству в своих апелляционных жалобах ставят вопрос об отмене данного решения ввиду его незаконности и необоснованности, указывая на то, что в бюджет не заложены денежные средства на ремонт вышеуказанного участка дороги. Кроме того, указывают на то, что ими предприняты надлежащие меры в пределах компетенции.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, руководствуясь положениями ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Государственного казенного учреждения Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан Мурзабаеву А.С., Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству Назарову Е.Н., поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя Правительства Республики Башкортостан Ступина С.П., ОМВД России по Иглинскому району Канбекова Р.Ф., возражавших против доводов апелляционных жалоб, заключение прокурора Сафина А.Р., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению обжалуемого решения, поскольку оно принято в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории РФ в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц.

В силу п. 11 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, включающих проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 26.2 указанного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются региональными властями самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). В целях реализации имеющихся полномочий органы государственной власти субъектов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за его исполнением (ч. 3 ст. 26.13 184-ФЗ).

Статьями 8, 103 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства субъекта Российской Федерации, осуществлять государственные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации с наличием финансовой возможности.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Дорожная деятельность согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Как указано в п. 12 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона под «содержанием автомобильной дороги» понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального Закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу положений ст. 33 названного закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.

В соответствии с Порядком формирования и использования бюджетных ассигнований Дорожного фонда Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11 апреля 2012 года № 102, главным распорядителем бюджетных средств Фонда является Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожной деятельности, который на основании стратегических и программных документов, нормативных актов и поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Президента Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан, а также предложений государственного заказчика и администраций муниципальных районов и городских округов осуществляет адресное (пообъектное) распределение бюджетных ассигнований Фонда и формирует проект территориального заказа.

Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, определены Государственным стандартом ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (утв. Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст).

Материалами дела установлено, что автомобильная дорога Иглино-Красный Восход Иглинского района Республики Башкортостан протяженностью 51,8 км. Участок дороги протяженностью 46,0 км имеет асфальтобетонное покрытие, участок с переходным типом покрытия – 5,8 км., входит в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02 февраля 2012 №28.

Дорога находится в оперативном управлении ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан, ее техническое состояние поддерживается за счет средств, выделяемых на содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

В ходе проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения и исполнения законодательства со стороны органов местного самоуправления по реализации полномочий органами местного самоуправления, прокуратурой Иглинского района Республики Башкортостан выявлены нарушения, а именно на участке автомобильной дороги Иглино – Красный Восход с 42 по 54 км имеются многочисленные повреждения покрытия дорожного полотна в виде ям и выбоин, отсутствуют обочины и дорожные знаки.

Указанные нарушения подтверждаются актами проверки и фотографиями, проведенными прокуратурой Иглинского района Республики Башкортостан совместно с ОГИБДД ОМВД России по Иглинскому району (л.д. 21 – 31, 87 - 128).

Между тем, согласно требованиям пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3 ГОСТа.

В силу п. 6.2.1 ГОСТ дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

Указанные повреждения покрытия проезжей части, отсутствие обустроенных обочин, дорожных знаков затрудняют движение транспортных средств, нарушают права на безопасность лиц, являющихся пользователями названных автомобильных дорог, и создают угрозу жизни и здоровью людей.

В момент фиксации повреждений спорный участок дороги не был обозначен соответствующими дорожными знаками (временные дорожные знаки, информационные щиты, другие технические средства), предупреждающими участников дорожного движения об опасных условиях движения.

Представление прокурора № 62 от 17 мая 2018 года об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации ответчиком ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан надлежащим образом не исполнено.

Установленные факты являются нарушением ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», согласно которой в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Правильно истолковав и применив при разрешении спора положения ст. 3, ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 6 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 № 196 «О безопасности дорожного движения», оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. ст. 59, 60, 67, 71 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований, возложив на Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан обязанность провести ремонтные работы по приведению дорожного покрытия на обозначенном участке автодороги в соответствии с требованиями действующего законодательства о безопасности дорожного движения, а на Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству обеспечить выполнение указанных мероприятий.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и оснований для иной их оценки судебная коллегия не усматривает.

Как усматривается из материалов дела, в своих отзывах Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству и ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан указывают, что участок автодороги (42-54 км) требует капитального ремонта. При этом вопрос финансирования проектных работ по капитальному ремонту автодороги будет рассмотрен в установленном законом порядке при формировании территориального заказа на 2019 – 2021 годы в пределах выделенных бюджетных ассигнований.

Таким образом, с целью обеспечения исполнимости судебного решения суд правомерно обязал Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан устранить повреждения покрытия проезжей части дороги в виде ям и выбоин, обустроить обочины и установить дорожные знаки в соответствии с правилами, установленными ГОСТ Р 50597-2017, а Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству обязать обеспечить выполнение указанных мероприятий путем распределения бюджетных ассигнований дорожного фонда и формирования проекта территориального заказа.

Учитывая изложенное, принимая во внимание отсутствие доказательств устранения выявленных недостатков, судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии бездействия со стороны ответчиков, не принявших мер по их своевременному устранению, и об удовлетворении исковых требования прокурора Иглинского района Республики Башкортостан.

Доводы апелляционных жалоб ответчиков о том, что в бюджет не заложены денежные средства на ремонт вышеуказанного участка дороги, не могут быть приняты во внимание, поскольку не являются основаниями для отмены судебного решения и не освобождают ответчиков от исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности, в том числе по устранению нарушений, угрожающих безопасности дорожного движения.

Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, доводы апелляционных жалоб не опровергают правильности выводов суда, направлены на иную оценку доказательств, ошибочное толкование норм действующего законодательства, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения. При таких обстоятельствах, решение является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Государственного казенного учреждения Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан, Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству - без удовлетворения.

Председательствующий Ф.Ф.Сафин

Судьи А.Н.Субхангулов

Н.Н.Якупова