ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2045/19 от 28.03.2019 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья ФИО5 Дело № 33-2045/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ивановой Е.А.

судей Жуковской С.В. и Костенко Е.Л.

при секретаре Буткиной А.В.

рассмотрела в судебном заседании 28 марта 2019 года дело по апелляционной жалобе ОАО «РЖД» на решение Сыктывкарского городского суда от 19 декабря 2018 года, по которому постановлено:

Иск Сыктывкарского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить препятствия к реализации инвалидам равных с другими людьми условий возможностей доступа на посадочную платформу станции Усть-Вымь Северной железной дороги путем совершения следующих действий: определить архитектурно-планировочные и организационные решения, оцениваемые с точки зрения доступности объекта транспортной инфраструктуры для маломобильных групп населения по следующим параметрам: оборудование предупредительными сигнальными полосами вдоль краев платформы и тактильными наземными указателями для пассажиров с недостатками зрения; утвердить параметры их оценки с учетом наличия имеющихся конструктивных особенностей платформы; согласовать принятые архитектурно-планировочные и организационные решения с органом социальной защиты Республики Коми с учетом мнения общественной организации инвалидов.

Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения представителей ОАО «РЖД» Дружковой А.Г., Чижовой Н.А., прокурора Яковлевой Т.Р., представителя Коми республиканской организации «Всероссийское общество инвалидов» Королева Д.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Сыктывкарский транспортный прокурор обратился в суд в порядке ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации на посадочной платформе станции Усть-Вымь Северной железной дороги путем приведения ее в состояние, удобное для малоподвижных групп населения, поскольку проведенной Сыктывкарской транспортной прокуратурой проверкой выявлены нарушения Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов».

К участию в деле в качестве третьих лиц суд привлек Коми Республиканская Организация «Всероссийское Общество Инвалидов» и Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.

В судебном заседании Сыктывкарский транспортный прокурор на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Представители ответчика ОАО «РЖД» с иском не согласились.

Представитель третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми требования поддержала.

Третье лицо Коми Республиканская Организация «Всероссийское Общество Инвалидов» явку представителя в судебное заседание не обеспечило, в полученной судом телефонограмме с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие, выражено согласие с заявленными прокурором требованиями.

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОАО «РЖД» с решением суда не согласно и просит его отменить, указывая на неправильное применение судом норм материального права и недоказанность наличия указанных в исковом заявлении нарушений.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для её удовлетворения и отмены решения суда по доводам жалобы не усматривает.

Судом установлено, что Сыктывкарской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите маломобильных групп населения и инвалидов в деятельности Северной дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД», в ходе который выявлены нарушения Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», в том числе на станции Усть-Вымь, собственником низкой пассажирской платформы.

В соответствии с паспортом № 36 от 10.07.2018 доступности пассажирского остановочного пункта для пассажиров из числа инвалидов указанная платформа введена в эксплуатацию в 1967 году и не предусмотрена для обслуживания маломобильных групп населения.

Пунктом 3.6 паспорта установлены требуемые мероприятия по адаптации станции Усть-Вымь и рекомендованный период проведения, из которого следует, что до 2025 года на указанной станции должны быть установлены тактильная плитка, тактильно-информационные знаками, мнемосхемы, пандусы, индукционные системы для МГН, информационное табло.

При этом в соответствии с п. 3.8 до адаптации объектов ОАО «РЖД» рекомендовано оказывать помощь маломобильным пассажирам (инвалидам-колясочникам) по заявке через МГН.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (часть 8 статьи 15).

Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами (часть 7 статьи 15).

Таким образом, как правильно указал суд, исходя из требований действующего законодательства, с учетом положений ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обязанность по оснащению специальными приспособлениями платформ для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан возложена на собственнике объекта, т.е. на ОАО «РЖД».

Доводы ОАО «РЖД» о том, что положения ст. 15 данного Закона, в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, судом обоснованно признаны несостоятельными.

Вышеуказанной нормой закона, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Из указанной нормы не следует, что она должна применяться только при строительстве новых объектов.

Кроме того, согласно данной правовой норме, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Пассажирские платформы находятся в постоянном пользовании пассажиров, в связи, с чем они должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям.

Приведенные выше положения действующего законодательства обязывают владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта содержать платформу в надлежащем состоянии, что способствует обеспечению безопасности жизни и здоровья, находящихся на платформах лиц.

ОАО «РЖД» распоряжением от 10.04.2018 № 721/р утвержден Корпоративный порядок обеспечения условий доступности для маломобильных пассажиров и пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, пассажирских поездов и предоставляемых услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом (далее - Корпоративный порядок), разработанный в рамках реализации требований приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 06.11.2015 № 329 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования», который разработан в целях формирования в ОАО «РЖД» условий для исполнения требований законодательства Российской Федерации и действующих нормативных документов, содержащих положения по обеспечению условий доступности для маломобильных пассажиров и пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожной инфраструктуры, предназначенные для обслуживания пассажиров и предоставляемых услуг по перевозке пассажиров.

Ответчик полагает, что поскольку ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что в случаях, если существующий объект невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги. Указанной мерой является информационно-сервисный Центр содействия мобильности ОАО «РЖД», согласованный с Всероссийским обществом слепых.

Возражая против иска, ответчик полагал, что поскольку ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что в случаях, если существующий объект невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги. Указанной мерой является информационно-сервисный Центр содействия мобильности ОАО «РЖД», согласованный с Всероссийским обществом слепых.

Между тем, судом с достаточной полнотой, в том числе показаниями свидетеля ФИО14, являющегося инвалидом 2 группы с рождения, установлено, что информационно-сервисный Центр содействия мобильности ОАО «РЖД» не является достаточной мерой для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги, поскольку на станции Усть-Вымь данная программа не работает, а также согласована только с Всероссийским обществом слепых, а не с региональным обществом инвалидов.

В данном случае судебная коллегия соглашается с выводом суда, что ответчиком не представлено доказательств функционирования информационно-сервисный Центр содействия мобильности ОАО «РЖД» на станции Усть-Вымь, поскольку из статьи, опубликованной на сайте Всероссийского Общества Инвалидов, с информацией о том, как действует существующий в ОАО «РЖД» порядок оказания практической помощи инвалидам и маломобильным группам населения при осуществлении ими поездок в пределах полигона Северной железной дороги, и на которую ссылался ответчик в обоснование своей позиции, следует, что посадка группы сотрудников Всероссийского Общества Инвалидов проводилась на станции Микунь, а высадка на станции Воркута, а не на станции Усть-Вымь.

В силу ст. 9 Конвенции «О правах инвалидов», части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 № 627, которым утверждена Методика, позволяющая объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, СП 31-102-99 (актуализированному в 2009 году) «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения» и СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные инвалидам» в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

Адаптация объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН может достигаться двумя путями:

- архитектурно-планировочными решениями и соответствующими ремонтно-строительными работами;

- организационными решениями вопросов предоставления соответствующих социально значимых услуг.

Согласно пункту 6 Постановления Госстроя России и Минтруда России от 22.12.1999 N 74/51, утвердившего РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», последовательность работ в этом случае определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры», с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, образования и др.) на основе реальных сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов.

Положениями Методики предусмотрено, что с целью реализации на территориях субъектов Российской Федерации государственной политики в отношении инвалидов в части создания им условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, средствам информации и связи органы власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» разрабатывают, утверждают и обеспечивают исполнение нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по указанным направлениям на соответствующей территории, в том числе территориальных и ведомственных программ и планов, направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.

В нарушение требований статей 12, ч. 1, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, указывающих на принятие всех необходимых архитектурно-планировочных и организационных решений по вопросам предоставления соответствующих социально-значимых услуг по следующим параметрам: оборудование тактильными наземными указателями для пассажиров с недостатками зрения, а также проведении оценки доступности объекта с учетом наличия имеющихся конструктивных особенностей платформы, в силу вышеприведенных норм, ответчиком не представлено.

Указание ОАО «РЖД» на то, что в паспорте № 36 от 10.07.2018 доступности пассажирского остановочного пункта для пассажиров из числа инвалидов приняты все необходимые архитектурно-планировочные решения таким доказательством не является, поскольку указанный паспорт не содержит сведений по определению архитектурно-планировочных решений в отношении пассажирской платформы ст. Усть-Вымь, поскольку в п. 3.6 указаны только требуемые мероприятия по адаптации и рекомендованный период их проведения.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно счел доказанными заявленные требования прокурора о возложении на ответчика как владельца станции Усть-Вымь обязанности по устранению выявленных нарушений.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что суд без достаточных оснований возложил на ответчика обязанность по оборудованию предупредительными сигнальными полосами вдоль краев платформы, поскольку из материалов дела, в частности фотографий, следует, что такая сигнальная полоса белого цвета на платформе станции существует, в связи с чем судебная коллегия полагает необходимым исключить эту обязанность из резолютивной части решения, уточнив ее редакцию.

В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Суд полагает необходимым установить срок для исполнения возложенной обязанности – 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок разумным с учетом объема заявленных требований.

Материалы дела суд исследовал полно, доказательства оценил правильно, закон применил и истолковал верно, в связи с чем оснований для удовлетворения жалобы не находит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сыктывкарского городского суда от 19 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «РЖД» - без удовлетворения.

Резолютивную часть решения уточнить, изложить ее в следующей редакции:

Иск Сыктывкарского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить препятствия к реализации инвалидам равных с другими людьми условий возможностей доступа на посадочную платформу станции Усть-Вымь Северной железной дороги путем совершения следующих действий: определить архитектурно-планировочные и организационные решения, оцениваемые с точки зрения доступности объекта транспортной инфраструктуры для маломобильных групп населения по следующим параметрам: оборудование тактильными наземными указателями для пассажиров с недостатками зрения; утвердить параметры их оценки с учетом наличия имеющихся конструктивных особенностей платформы; согласовать принятые архитектурно-планировочные и организационные решения с органом социальной защиты Республики Коми с учетом мнения общественной организации инвалидов.

Председательствующий:

Судьи: