ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-20468/2015 от 01.09.2015 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Ефанова Н.Г. Дело № 33-20468/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 сентября 2015 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Агибаловой В.О.

судей: Диденко И.А., Якубовской Е.В.,

с участием прокурора Стукова Д.Г.,

по докладу судьи Якубовской Е.В.

при секретаре < Ф.И.О. >13

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника прокурора Ленинградского района Краснодарского края на решение Ленинградского районного суда Краснодарского края от 16 июля 2015 года.

Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Ленинградского района Краснодарского края обратился в суд с иском в интересах инвалида Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. ФИО1 <...> г.р. о нарушении его прав и законных интересов в сфере обеспечения права на получение мер социальной поддержки.

В обоснование заявленных требований указал, что ФИО1 является инвалидом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., <...>. он обратился в администрацию МО Ленинградский район с обращением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, представив необходимые документы. Согласно материалам учетного дела ФИО1 зарегистрирован и проживает в настоящее время в жилом помещении общей площадью <...> кв.м., жилой площадью <...> кв.м., принадлежащем на праве собственности его дочери ФИО2 Постановлением администрации МО Ленинградский район от <...>. № <...> ФИО1 отказано в приеме на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «Ветераны и приравненные к ним лица» в связи с тем, что предоставленные документы не подтверждают права заявителя состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного зарегистрированного <...> кв.м., что более учетной нормы для благоустроенных жилых помещений). Прокурор Ленинградского района Краснодарского края, обращаясь в суд с заявлением, считает указанное постановление незаконным и нарушающим права инвалида Великой отечественной войны 1941-1945гг. ФИО1, поскольку ФИО1 не числится собственником недвижимого имущества, не реализовывал ранее право однократной бесплатной приватизации жилого фонда до <...>., по данным ЕГРП права на недвижимое имущество у ФИО1 отсутствуют. Как инвалид не получал ранее меры социальной поддержки в виде получения жилья, при обращении в администрацию МО Ленинградский район для постановки на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий ФИО1 жилья не имел. Считает постановление администрации МО Ленинградский район от <...>. № <...> незаконным, просил его отменить, обязать администрацию муниципального образования Ленинградский район устранить нарушение жилищных прав ФИО1 путем отмены указанного постановления, обязать администрацию муниципального образования Ленинградский район принять ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как инвалида Великой Отечественной войны 1941-1945гг. В судебном заседании прокурор доводы заявления поддержал, настаивал на удовлетворении заявленных требований, представитель заявителя ФИО1 по доверенности ФИО3 доводы заявления поддержала в полном объеме, представитель администрации МО Ленинградский район ФИО4 возражала против удовлетворения заявления прокурора в интересах ФИО1

Обжалуемым решением суд отказал в удовлетворении заявления прокурора Ленинградского района Краснодарского края, действующему в интересах ФИО1, о признании действий и постановления администрации МО Ленинградский район «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включении в список граждан по категории «Ветераны и приравненные к ним лица» незаконными и обязании администрации МО Ленинградский район включить ФИО1 в список отдельной категории граждан федеральной подведомственности «Ветераны и приравненные к ним лица» нуждающихся в жилом помещении.

В апелляционном представлении, поданном в Краснодарский краевой суд, прокурор Ленинградского района просит решение Ленинградского районного суда Краснодарского края от 16.07.2015г. отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований. В обоснование доводов апелляционного представления указано, что ФИО1 является инвалидом второй группы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны, в том числе на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ранее это право ФИО1 реализовано не было.

Администрацией МО Ленинградский район поданы возражения на апелляционное представление, в которых просят об оставлении решения без изменения, апелляционного представления без удовлетворения, высказывая мнение о законности и обоснованности принятого судом решения.

Проверив материалы дела, выслушав позицию прокурора Стукова Д.Г., поддержавшего апелляционное представление в полном объеме, просившего решение Ленинградского районного суда от 16.07.2015г. отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, обсудив доводы апелляционного представления и возражений администрации МО Ленинградский район, содержащих просьбу об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении заявления прокурора Ленинградского района, суд первой инстанции указал, что ФИО1 ранее реализовал свое право на меры социальной поддержки как инвалид Великой Отечественной войны, поскольку решением Ленинградского районного совета народных депутатов № <...> от <...>., принятым во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 14.04.1990г. № 375 «О мероприятиях в связи с празднованием 45-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне», квартира в <...> распределена ФИО1 Впоследствии в <...> году по договору дарения данная квартира была им отчуждена в пользу дочери ФИО3 В настоящее время ФИО1 проживает в той же квартире, общая площадь которой составляет <...> кв.м., то есть обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи составила <...> кв.м., что выше учетной нормы для благоустроенного жилого помещения. В вязи с изложенным отказ администрации МО Ленинградский район в принятии на учет ФИО1 в качестве нуждающегося в жилом помещении и включении в список граждан по категории «Ветераны и приравненные к ним лица» от <...>. суд признал правомерным.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, ФИО1 является инвалидом Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 этого же Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (в редакции Федерального закона от 06.05.2010г. № 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 2, п. 2 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны.

При этом статья 2 Федерального закона от 06.05.2010г. № 79-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» предусматривает, что действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 14, подпункта 3 пункта 1 статьи 15, подпункта 4 статьи 17, подпункта 3 пункта 1 статьи 18 и подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (в редакции данного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

Заявитель ФИО1 обратился с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении <...>., обжалуемое постановление издано <...>., в связи с чем на возникшие правоотношения распространяется действие Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» в указанной редакции, предусматривающей, как приведено выше, норму предоставления жилья свыше <...> кв.м., а также обеспечение жильем независимо от имущественного положения инвалида Великой Отечественной войны.

Суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о том, что ФИО1 ранее реализовал свое право на меры социальной поддержки как инвалид Великой Отечественной войны. Так, из текста решения Ленинградского районного совета народных депутатов № <...> от <...>. усматривается, что оно принято «в целях ускорения выполнения жилищной программы, предотвращения бросовых затрат, денежных, материальных и трудовых ресурсов, создания благоприятных условий для отделки квартир по желанию будущих жильцов». Данным решением квартира в <...> распределена ФИО1 Из текста решения невозможно установить, что оно является принятым во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 14.04.1990г. № 375 «О мероприятиях в связи с празднованием 45-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне», как это указано в обжалуемом решении. При этом впоследствии указанная квартира приобретена ФИО1 в собственность по договору купли-продажи с рассрочкой платежей, заключенному <...> между ФИО1 и Ленинградским РЭУ МПЖКХ Краснодарского края, то есть по возмездной сделке, что опровергает вывод суда о реализации ФИО1 права на меры социальной поддержки в виде предоставления жилья как инвалиду Великой Отечественной войны.

Кроме того, как усматривается из материалов дела, с <...>. на основании договора дарения собственником квартиры № <...> по ул. <...>, где проживает ФИО1, является его дочь – ФИО3 Таким образом, на момент обращения ФИО1 с заявлением в администрацию МО Ленинградский район у него в собственности отсутствовало какое-либо жилое помещение, при этом истек пятилетний срок со дня отчуждения жилого помещения, предусмотренный ч. 1 ст. 9 Закона Краснодарского края от 29.12.2008г. № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Обеспеченность на одного члена семьи собственника жилого помещения жилой площадью свыше учетной нормы в данном случае не имеет правового значения, поскольку с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении обратился не собственник квартиры, а инвалид Великой Отечественной войны ФИО1, не обладающий правом собственности на указанное жилое помещение.

Принимая во внимание, что у ФИО1 имелись все основания для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, о чем он представил необходимый пакет документов, судебная коллегия полагает отказ администрации МО Ленинградский район Краснодарского края, выраженный в постановлении от <...>. № <...>, незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя ФИО1

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, а решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований прокурора Ленинградского района в интересах ФИО1 нельзя признать законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции полностью или в части, по основаниям, предусмотренным статьей 330 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, и принять по делу новое решение.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции необходимо отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных прокурором Ленинградского района требований.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ленинградского районного суда Краснодарского края от 16 июля 2015 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Заявление прокурора Ленинградского района Краснодарского края о защите прав и законных интересов инвалида Великой Отечественной войны 1941-1945гг. ФИО1 в сфере обеспечения права на получение мер социальной поддержки удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации муниципального образования Ленинградский район по отказу в принятии на учет инвалида Великой Отечественной войны 1941-1945гг. ФИО1 в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Обязать администрацию муниципального образования Ленинградский район устранить допущенное нарушение прав инвалида Великой Отечественной войны 1941-1945гг. ФИО1 путем отмены постановления администрации муниципального образования Ленинградский район от <...>. № <...> «Об отказе в принятии на учет ФИО1 в качестве нуждающегося в жилом помещении».

Обязать администрацию муниципального образования Ленинградский район принять ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как инвалида Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Председательствующий:

Судьи: