ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2046/20 от 05.03.2020 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья Зверькова А.М.

Докладчик Емельянов А.Ф. Дело № 33-2046/2020 (2-912/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово 05 марта 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего Емельянова А.Ф.

судей Сорокина А.В., Галлингера А.А.

при секретаре Бурдуковой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова А.Ф. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ООО "Экологические технологии" ФИО1 на решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 07 ноября 2019 года

по иску ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 к ООО "Экологические технологии" о перерасчете платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛА:

ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 обратились в суд с иском к ООО "Экологические технологии" о перерасчете платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, о защите прав потребителей.

В обоснование требований указано, что они проживают в индивидуальных жилых домах, расположенных по <адрес> и <адрес>.

По состоянию на 01.07.2019 им была начислена ООО "Экологические технологии" плата за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, что считают незаконным, поскольку на территории <адрес> и находящихся близи улиц: <адрес>, <адрес>, <адрес> в районе 1,5 км. не установлено ни одного контейнера или бункера для складирования ТКО.

Жители данных улиц складируют мусор на несанкционированных свалках, которые периодически вывозит администрация города.

Региональный оператор вообще не приступал к исполнению обязательств по обращению с отходами (сбор и вывоз ТКО), в связи с чем он незаконно начислил им суммы платы за услуги по обращению с ТКО.

Просят обязать ООО "Экологические технологии" произвести перерасчет платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами путем аннулирования начисленных сумм задолженности: ФИО2 в размере 1 082,96 рублей; ФИО3, ФИО4, ФИО5 в размере 3 248,92 рублей; ФИО6 в размере 1 082,96 рублей; ФИО7, ФИО8 в размере 2 042,64 рублей; ФИО9, ФИО10, ФИО11 в размере 3 161,61 рублей; ФИО12, ФИО13, ФИО14 в размере 3 161,61 рублей; не производить начисление им платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до момента обустройства места (площадки) для складирования твердых коммунальных отходов, установки контейнеров или предоставления Региональным оператором мешков, в соответствии с положениями СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов".

В судебном заседании ФИО2, ФИО5, ФИО7, ФИО4 исковые требования поддержали.

ФИО3, ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, третье лицо ФИО15, представители третьих лиц: МУП "Управление городским хозяйством" г. Осинники, Государственной жилищной инспекции по Кемеровской области (Осинниковский отдел), ООО "ЭкоГрад", Департамента жилищно-коммунального комплекса Кемеровской области в судебное заседание не явились.

Представитель ответчика ООО "Экологические технологии" ФИО16 в судебном заседании исковые требования не признала.

Представитель третьего лица - администрация Осинниковского городского округа Кемеровской области ФИО17, представитель третьего лица - Территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Осинники – ФИО18 считали заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Решением суда от 07 ноября 2019 года постановлено: обязать ООО "Экологические технологии" произвести перерасчет платы за услуги по обращению с ТКО путем снятия начисления предъявленной суммы задолженности с:

- ФИО2, проживающей по адресу: <адрес>, в размере 1 082,96 рублей;

- ФИО7, ФИО8, проживающих по адресу: <адрес>, в размере 2 107,74 рублей;

- ФИО3, ФИО4, ФИО5, проживающих по адресу: <адрес>, в размере 3 248,92 рублей;

- ФИО9, ФИО10, ФИО19, проживающих по адресу: <адрес>, в размере 3 161,61 рублей;

- ФИО6, проживающей по адресу: <адрес>, в размере 1 082,96 рублей;

- ФИО12, ФИО13, ФИО14, проживающих по адресу: <адрес>, в размере 3 161,61 рублей.

Обязать ООО "Экологические технологии" прекратить начисление платежей по услуге по обращению с ТКО, начиная с 01.07.2018 и до момента заключения договоров на вывоз ТКО и обустройства места (площадки) для складирования ТКО, установке контейнеров:

- ФИО2, проживающей по адресу: <адрес>; ФИО7, ФИО8, проживающим по адресу: <адрес>; ФИО3, ФИО4, ФИО5, проживающим по адресу: <адрес>; ФИО9, ФИО10, ФИО11, проживающим по адресу: <адрес>; ФИО6, проживающей по адресу: <адрес>; ФИО12, ФИО13, ФИО14, проживающим по адресу: <адрес>.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ООО "Экологические технологии" ФИО1 просит решение суда отменить, указывая, что органом местного самоуправления для жителей домов , , , , по <адрес> и <адрес> созданы места накопления, которые расположены по адресу: <адрес>, где установлены контейнеры объемом 7,8 м3, вывоз КТО осуществляется ответчиком регулярно. При этом законодательством не возлагается на регионального оператора обязанность по организации контейнерной площадки и установке контейнера законодательством.

Выводы суда об отсутствии заключенных с истцами договоров считает незаконным, поскольку договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с истцами заключен на условиях типового договора.

Считает, что оснований для удовлетворения требований истцов не имеется.

Кроме того, решение суда является неисполнимым, поскольку указание суда о необходимости снять начисление за неоказанную услугу по вывозу ТКО всем истцам с 01.07.2018 до заключения договора и установки контейнера, не создает четкого понимания, за какой временной промежуток и в какой сумме необходимо произвести перерасчет.

В дополнениях к апелляционной жалобе представитель ООО "Экологические технологии" ФИО1 указывает на наличие судебных приказов о взыскании с истцов задолженности по оплате услуги по обращению с ТКО, законодательством не предусмотрена обязанность по установке контейнеров на каждой улице, ответчиком представлены отчеты по геозонам, подтверждающие вывоз ответчиком ТКО с близлежащих контейнерных площадок на <адрес>, <адрес>, <адрес> С ФИО2 заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 26.03.2019.

Истцы, ответчик, третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции истцы, представители третьих лиц не явились.

Судебная коллегия, руководствуясь ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истцов, представителей третьих лиц.

Заслушав представителя ответчика ООО "Экологические технологии" ФИО1, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и видно из материалов дела, 27.10.2017 между Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области и ООО "Экологические технологии" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Юг" Кемеровской области, согласно п. 1.2 которого ООО "Экологические технологии" (сокращенно ООО "ЭкоТек") присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет (л.д.26-36, т.7).

Согласно п. 2.1 соглашения региональный оператор обеспечивает сбор, транспортировку твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением третьих лиц.

На основании договора на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов № 21-18/эт от 02.02.2018 региональный оператор ООО "ЭкоТек" поручил, а ООО "ЭкоГрад" приняло на себя обязательство оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в границах территории оказания услуг, в том числе на территории Осинниковского городского округа, а именно: осуществлять сбор отходов в местах их скопления и сбора и их транспортирование и передачу, вывоз в места приема и передачи, при этом региональный оператор обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора.

Согласно п. 1.2 договора сбор и транспортирование отходов осуществляется из контейнеров, расположенных в местах сбора и накопления отходов, указанных в приложении к договору.

Перечень мест сбора и накопления отходов является предварительным и подлежит корректировке как по инициативе регионального оператора, так и по согласованию сторон в ходе исполнения настоящего договора.

Согласно п. 1.4 договора сбор и дальнейшее транспортирование отходов в места приема и передачи, указанные в приложении к настоящему договору, осуществляется специализированными транспортными средствами ООО "ЭкоГрад", предназначенными для перевозки отходов, оборудованными механизмами и приспособлениями для погрузки, выгрузки и транспортирования отходов, оснащенных видеорегистратором и системой позиционирования (ГЛОНАС и/или GPS), обеспечивающей передачу данных в режиме реального времени.

Согласно п. 1.7 договора сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов из мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, санитарными правилами и нормами и условиями настоящего договора. Время вывоза отходов: в период с 07:00 часов до 23.00 часов по местному времени.

Согласно п. 3.2 договора датой начала оказания услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов является 01.07.2018, датой окончания – 30.06.2021 (л.д. 176-183, т.1).

На основании агентского договора № 274-18/эт от 23.07.2018 об осуществлении деятельности по начислению и приему платежей физических лиц, заключенного между ООО "ЭкоТек" и МУП "УГХ" г. Осинники, МУП "УГХ" г. Осинники обязуется производить расчет размера платы, начисление за услуги по обращению с ТКО, а также процентов в связи с ненадлежащим исполнением плательщиками обязанности по оплате услуги; вести учет услуги по обращению с ТКО в едином платежном документе вместе с прочими коммунальными услугами; производить печать платежных документов для предоставления плательщику в помещении РКЦ; производить обработку обращений потребителей по вопросам начисления, оплаты за услугу, прием и обработку заявлений по перерасчетам услуг; производить прием платежей, и перечислять полученные денежные средства от плательщиков за услугу по обращению с ТКО ( л.д.40-68, 69-112, т.1).

Постановлением Администрации Осинниковского городского округа от 17.10.2018 № 557-п утверждена схема размещения мест накопления твердых коммунальных отходов для жителей частного сектора Осинниковского городского округа (л.д.1-5, т.1). Согласно указанной схемы, места установки контейнерных площадок для сбора ТКО жителей индивидуальных жилых домов по <адрес> не поименованы.

Постановлением Администрации Осинниковского городского округа № 780-п от 28.12.2018 утверждена схема размещения и реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, Порядок определения мест сбора и накопления ТКО на территории муниципального образования – Осинниковский городской округ (л.д.56-91, т. 7). Места площадок накопления ТКО для жителей индивидуальных жилых домов по <адрес>, не определены.

Постановлением администрации Осинниковского городского округа № 399-п от 02.07.2019 внесены в постановление администрации Осинниковского городского округа № 780-п от 28.12.2018 изменения, изложены в новой редакции: Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования – Осинниковский городской округ и Схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (л.д.56-91, т. 7).

ООО "Экологические технологии" начислена плата за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.07.2018 по 30.06.2019: ФИО2 в размере 1 082,96 рублей; ФИО3, ФИО4, ФИО5 в размере 3 248,92 рублей; ФИО6 в размере 1 082,96 рублей; ФИО7, ФИО8 в размере 2 042,64 рублей; ФИО9, ФИО10, ФИО11 в размере 3 161,61 рублей; ФИО12, ФИО13, ФИО14 в размере 3 161,61 рублей.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истцов об обязании ответчика снять начисление платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.07.2018 по 30.06.2019, прекратить начисление платежей за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.07.2018 до момента заключения договоров на вывоз ТКО и обустройства места (площадки) для складирования ТКО, установки контейнеров, суд исходил из того, что между истцами и ответчиком не заключены договоры на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, контейнеры для сбора ТКО в районе места жительства истцов отсутствуют, ответчиком не представлены доказательства оказания истцам указанной услуги, в связи с чем у ответчика не возникло право начислять истцам плату за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

С такими выводами суда согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО.

В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Статья 24.7 названного Федерального закона регулирует отношения по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов. Такой договор является публичным для регионального оператора и региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. В соответствии с пунктом 4 данной статьи собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

С учетом положений пункта 5 той же статьи договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", которым одновременно были утверждены также Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.

Порядок заключения договора на оказание услуги по обращению с ТКО установлен в разделе I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее Правила № 1156).

Согласно п. 8(17) Правил № 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Как видно из дела, региональный оператор ООО "Экологические технологии" известило потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (л.д.220-223, т.7), а также в средстве массовой информации – областной газете " Кузбасс", 98 (26736), вторник,25 декабря 2018 (л.д.224, т.7).

Согласно пункту 8(11) Постановления № 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части не противоречащей законодательству Российской Федерации.

В пункте 8(12) Постановления № 1156 указано, что в случае неисполнения потребителем указанного требования, договор считается заключенным на условиях типового договора.

Исходя из того, что спорный договор является публичным, а также обладает признаками договора присоединения, предусмотренными статьей 428 ГК РФ, поскольку его условия фактически определены в типовом договоре, предлагаемом потребителю, подготовленном на основании формы Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением № 1156, что следует из пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, а истцы не исполнили императивные требования Правил № 1156 об обязанности подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект, то в данном случае договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным с каждым истцом на условиях типового договора с согласованием существенных его условий, в том числе и в отношении сроков внесения оплаты.

Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пунктами 5 и 7 Правил № 1156.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что между истцами и ответчиком не заключены договоры на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, противоречит обстоятельствам дела и выше приведенным нормам права.

В соответствии с ч.4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми бытовыми коммунальными отходами.

В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов по категориям потребителей и категориям объектов, на которых образуются коммунальные отходы, на территории Кемеровской области установлены Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 27.04.2017 N 58 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов".

Единый тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО Экологические технологии" на период с 01.07.2018 по 31.12.2021 утвержден Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 05.06.2018 N 100 "Об утверждении производственной программы в области обращения с ТКО и об утверждении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО "ЭкоТек" (в редакции Постановления РЭК КО от 26.07.2018 N 163), на период с 01.07.2018 по 30.06.2019 тариф для населения составляет 491 руб. 68 коп. /кв. м..

Из материалов дела видно, что ООО "Экологические технологии" с 01.07.2018 обеспечивает и осуществляет прием всех твердых коммунальных отходов, образующихся у пользователей, находящихся на территории зоны "Юг" Кемеровской области, и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО и т.д., что подтверждается выписками из маршрутного журнала, подтверждающими вывоз ТКО с ближайших контейнерных площадок по геозонам: <адрес> (л.д.38-45, т.7).

Закупка контейнеров произведена в 2019 г. за счет средств местного и областного бюджетов (л.д.50, т.7)

Сбор и транспортировка твердых коммунальных отходов жителей Осинниковского городского округа осуществляется автомобилями ООО "ЭкоГрад", оборудованными спутниковой системой навигации, на основании заключенного между ними договора на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов № 21-18/эт от 02.02.2018.

ООО "Экологические технологии", являющееся региональным оператором, полномочиями по определению мест (площадок) для сбора твердых бытовых отходов не наделено.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и определение схемы их размещения отнесено к ведению органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

Поскольку договоры на оказание услуг по обращению с ТКО между ООО "Экологические технологии" и истцами считаются заключенными на условиях типового договора с согласованием существенных его условий, в том числе и в отношении сроков внесения оплаты; сбор и вывоз твердых коммунальных отходов с контейнерных площадок, закрепленных для частных домов истцов, осуществлялся региональным оператором ООО "Экологические технологии", соответственно, у истцов возникла обязанность оплачивать услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по утвержденным тарифам и нормативам накопления, в связи с чем у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований истцов о возложении на ответчика обязанность снять начисление платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.07.2018 по 30.06.2019 и прекратить начисление платежей за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.07.2018 до момента заключения договоров на вывоз ТКО и обустройства места (площадки) для складирования ТКО, установки контейнеров.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований истцов.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 07 ноября 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 к ООО "Экологические технологии" о перерасчете платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, прекращении с 01.07.2018 начисления платежей по услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами, о защите прав потребителей отказать.

Председательствующий: А.Ф. Емельянов

Судьи: А.В. Сорокин

А.А. Галлингер