Дело № 33-2050/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 марта 2018 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей Ившиной Т.В., Раковского В.В.,
при секретаре Масликовой К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства образования Оренбургской области на решение Ташлинского районного суда Оренбургской области от 20 декабря 2017 года по исковому заявлению Приймак Т.Г. к Муниципальному учреждению Управлению образования администрации муниципального образования Ташлинский район Оренбургской области о признании незаконным приказа об отказе в постановке на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, о возложении обязанности поставить на указанный персонифицированный учет и признать право на получение данной компенсации.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Раковского В.В., судебная коллегия
установила:
Приймак Т.Г. обратилась в суд с иском к муниципальному учреждению Управлению образования администрации муниципального образования «Ташлинский район» Оренбургской области (далее МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области), в котором указала, что она является педагогическим работником, работающим и проживающим в сельской местности и имеет право на получение компенсации по оплате жилых помещений, отопления и освещения. С целью получения такой компенсации она подала руководителю МАДОУ *** соответствующее заявление и документы для постановки на персонифицированный учет. Документы были представлены руководителю в орган, осуществляющий управление в сфере образования. Однако ответчиком было принято решение об отказе в постановке её на такой учёт ввиду предоставления неполного пакета документов, указанных в пункте 6 Порядка компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа не менее 10 лет (далее – Порядок), утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 10 марта 2017 года № 178-п, поскольку в качестве правоустанавливающего документа на занимаемое жилое помещение представлен договор найма от (дата), заключенный с физическим лицом, что не предусмотрено законом, а предоставление документа, не соответствующего требованиям Порядка, приравнивается к его отсутствию. Не согласившись с принятым решением, Приймак Т.Г. просила признать за ней право на получение компенсации понесенных ею расходов на отопление, освещение и оплату за наем жилого помещения по адресу: (адрес); признать незаконными действия МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области и возложить на него обязанность поставить её на персонифицированный учет как педагогического работника, пользующегося правом на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Истец Приймак Т.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Жуков А.М. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области, представитель третьего лица Министерства образования Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Решением Ташлинского районного суда Оренбургской области от 20 декабря 2017 года исковые требования Приймак Т.Г. удовлетворены. Суд постановил: «Признать за Приймак Т.Г. право, как педагогического работника, на получение компенсации понесенных расходов, связанных с оплатой жилых помещений, отопления и освещения.
Признать незаконными приказ МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области № от 11 августа 2017 года об отказе в постановке Приймак Т.Г. на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения и возложить на МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области обязанность поставить Приймак Т.Г. на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения».
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе представитель Министерства образования Оренбургской области, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда, просит данное решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Приймак Т.Г. отказать.
Стороны, надлежащим образом уведомлённые о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили. В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Приймак Т.Г. в период с (дата) по (дата) работала учителем ***, с (дата) по (дата) работала учителем ***, с (дата) по настоящее время работает заведующим МАДОУ ***, что подтверждается копией трудовой книжки. То есть педагогический стаж Приймак Т.Г. в сельской местности составляет более 10 лет.
Приймак Т.Г. проживает по адресу: (адрес) на основании договора найма жилого помещения от (дата), заключенного с ФИО6, зарегистрирована по тому же адресу.
Приказом МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области № от 11 августа 2017 года отказано в постановке Приймак Т.Г. на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, на основании пп. «а» п. 10 Порядка, в связи с предоставлением пакета документов, указанных в пункте 6 Порядка, не в полном объеме. В качестве правоустанавливающего документа на занимаемое жилое помещение, представлен договор найма жилого помещения от (дата), наймодателем по которому является ФИО6 В соответствии с п. 3 Порядка компенсации подлежат расходы педагогических работников на оплату жилых помещений, отопление и освещения в соответствии со структурой платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленной ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данной нормой не предусмотрена структура платы при найме жилого помещения, находящегося в собственности физических лиц. Представление документа не соответствующего требованиям Порядка, приравнивается к его отсутствию.
Разрешая заявленный спор, суд, установив, что истец является педагогическим работником, проживающим в сельской местности, представившим все необходимые документы по месту своей работы, пришел к выводу, что она имеет право на получение компенсации на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оснований для отмены решения суда по доводам жалоб не находит.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (ст. 7), устанавливает гарантии социальной защиты, в том числе меры социального обеспечения в предусмотренных законом случаях (ч. 1 ст. 39). Конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, устанавливаются федеральным законом или в предусмотренном законом порядке.
В рамках проводимой государством политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности, частью которой является предоставление отдельным категориям граждан жилищно-коммунальных льгот, законодателем было предусмотрено право на предоставление бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением для работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа квалифицированных работников просвещения (педагогических работников) (ст. 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках", абзац третий п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12‑ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (утратил силу с 1 сентября 2013 года) в ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" был внесен ряд изменений, в частности из абзаца третьего п. 5 ст. 55 исключены слова "на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)". При этом законодатель в новой редакции второго предложения данного абзаца предусмотрел право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также закрепил, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Аналогичное правовое регулирование закреплено в ч. 8 ст. 47 действующего с 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского тина), в том числе вышедшим на пенсию и имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет регламентированы Законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1834/378-1V-ОЗ «О размере, условиях и порядке компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций и внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области». Согласно ст. 1 названного Закона компенсации подлежат расходы на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогических работников муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). В соответствии со ст. 2 Закона (в ред. Закона Оренбургской области от 28 декабря 2016 года N 219/55-VI-ОЗ) размер компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе вышедшим на пенсию педагогическим работникам и имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, определяется исходя из следующих условий:тарифов на оплату жилого помещения (услуг по найму жилого помещения, а также услуг и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме), отопления и освещения; размера площади жилых помещений, занимаемых педагогическим работником; объёма потребляемых услуг отопления, определяемого по показаниям прибора учета по отпуску энергоресурсов для отопления жилого помещения, а при отсутствии такого прибора учета - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, утвержденных в установленном порядке (в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления); объёма потребляемых услуг электроснабжения для освещения жилого помещения, определяемого по прибору учета, но не выше потребленной электроэнергии на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством Оренбургской области. При использовании в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, товариществах собственников жилья, других объединениях собственников тарифов по оплате жилого помещения, ниже установленных органами местного самоуправления, размер компенсации определяется исходя из фактически применяемых тарифов по оплате жилого помещения. Во исполнение положений Закона Оренбургской области № 1834/378-1V-ОЗ разработан Порядок компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе вышедшим на пенсию педагогическим работникам, имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, утвержденный Постановлением Правительства Оренбургской области от 10 марта 2017 года № 178-п, который определяет механизм выплаты такой компенсации. Согласно п. 3 указанного Порядка компенсации подлежат расходы педагогических работников на оплату жилых помещений, отопления и освещения в соответствии со структурой платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленной статьей 154 Жилищного кодекса РФ. В силу п. 5 Порядка персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию (далее - персонифицированный учет), осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, осуществляющими управление в сфере образования. Анализ указанных нормативно-правовых актов позволяет прийти к выводу о том, что федеральный законодатель, имея своей целью создать условия для притока квалифицированных кадров в сельской местности, вместо натурального предоставления льгот в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, с учетом изменения экономической ситуации установил иной порядок предоставления мер социальной поддержки - в виде ежемесячной денежной компенсации, направленной на возмещение расходов по оплате жилой площади, отопления и освещения, при этом не определил это право с основанием проживания педагогических работников в жилых помещениях (на праве собственности, по договору социального найма либо по договору коммерческого найма). Субъектам Российской Федерации предоставлено право на законодательном уровне закрепить только размер, порядок и условия выплаты такой компенсации.Отсутствие у истца жилого помещения в сельской местности на праве собственности, либо занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, где она работает по трудовому договору, исходя из системного толкования законодательства, регламентирующего предоставление педагогическим работникам денежной компенсации, не должно ставить её в неравное, худшее положение с педагогическими работниками, имеющими такое жилое помещение, и получающими соответствующую компенсацию на оплату жилья, освещения и отопления.С учетом изложенного доводы жалобы о том, что истец не вправе претендовать на получение компенсации на оплату жилья, отопления и освещения, поскольку проживает в жилом помещении по договору коммерческого найма, заключенному с физическим лицом, а компенсации подлежат расходы в соответствии со структурой платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленной статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, не состоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании закона.Отклоняются судебной коллегией доводы жалобы о том, что истец не предоставила полный пакет документов для постановки на персонифицированный учет, поскольку указанные доводы опровергаются материалами дела. В соответствии с пп.6,8 Порядка компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе вышедшим на пенсию педагогическим работникам, имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, утвержденным Постановлением Правительства Оренбургской области от 10 марта 2017 № 178-п, для постановки на персонифицированный учет педагогические работники представляют по месту работы руководителю муниципальной или государственной областной образовательной организации (далее - образовательная организация): а) заявление о постановке на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию, с указанием занимаемой должности по основному месту работы и периода работы в образовательной организации; б) копию паспорта; в) правоустанавливающие документы на занимаемое жилое помещение (ордер, договор найма жилого помещения, договор купли-продажи, мены, дарения и иные правоустанавливающие документы), справку о составе семьи; г) справку государственного учреждения, подведомственного органу исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающему проведение государственной политики в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, о неполучении педагогическим работником и членами его семьи льгот по компенсации расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением согласно законодательству Российской Федерации; д) копию трудовой книжки для педагогических работников, вышедших на пенсию, и копию пенсионного удостоверения; е) реквизиты банковского счета, открытого в кредитной организации, для зачисления суммы компенсации. Руководитель образовательной организации формирует список педагогических работников, подавших документы, указанные в п. 6 настоящего Порядка (далее - список), заверяет его подписью и печатью образовательной организации и в течение 10 дней со дня поступления документов от педагогических работников направляет список и поступившие документы в орган местного самоуправления муниципального образования Оренбургской области, осуществляющий управление в сфере образования.Как установлено из описи личного дела и документов в нём руководителем МАДОУ *** в адрес начальника управления образования для постановки на персонифицированный учёт педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, на Приймак Т.Г. представлены согласно утвержденному перечню все необходимые документы.Доводы апелляционной жалобы о завышении размера платы по договору найма от (дата) по сравнению с тарифами, установленными в Ташлинском районе Оренбургской области, основанием для отмены решения не являются, поскольку не относятся к предмету спора, учитывая, что требования Приймак Т.Г. заявлены только о постановке её на персонифицированный учет.
Доводы апелляционной жалобы о том, что договор найма жилого помещения, заключенный истцом с сестрой, не зарегистрированный в установленном законом порядке, носит фиктивный характер и является мнимой сделкой, являются несостоятельными.
Договор найма не признан недействительным в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 2 ст. 674 Гражданского кодекса Российской Федерации регистрации подлежит ограничение (обременение) права собственности на жилое помещение, возникающее на основании договора найма, заключенного на срок не менее года. Отсутствие государственной регистрации такого обременения на действительность оспариваемого договора найма не влияет.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, поэтому признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом не нарушены, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ташлинского районного суда Оренбургской области от 20 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства образования Оренбургской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи