Судья Магомедов А.Ю.
Дело № 33-2051-16 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Махачкала 24 июня 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Биремовой А.А.,
судей Зайнудиновой Ш.М. и Абдуллаева М.К.,
при секретаре судебного заседания Гудаеве Р.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФКУ «ОСК Южного военного округа» по доверенности Козырева Н. на решение Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 14 ноября 2014 года, которым постановлено:
«Иск Абдурагимова И. А., Д. Д. Х., Залимханова Ш. Н. к администрации МО «Буйнакский район» об отмене постановления администрации Буйнакского района № 292 от 27.06.2007 года «Об отмене постановления администрации МО «Буйнакский район» № 24 от 29.01.2007 года и оставлении в силе постановления № 27 от 24.01.2006 года», взыскании компенсации морального вреда в размере № рублей с администрации МО «Буйнакский район» удовлетворить частично.
Признать недействительным постановление администрации Буйнакского района № 292 от 27.06.2007 года «Об отмене постановления администрации МО «Буйнакский район» № 24 от 29.01.2007 года и оставлении в силе постановления № 27 от 24.01.2006 года».
В остальной части иска отказать».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М., выслушав объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации по доверенности - Касатова Я.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истцов Абдурагимова И.А., Залимханова Ш.Н., Далгатова Д.Х и их представителя – адвоката Абдуллаева А.С., а также представителя СПК «Халимбекаул» Каптиева З.К., просивших удовлетворить заявленные исковые требования, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абдурагимов И.А., Далгатов Д.Х., Залимханов Ш.Н., обратились в суд с иском к администрации МО «Буйнакский район» об отмене постановления администрации «Буйнакский район» № 27 от 24.01.2006 г.
В обоснование иска указано, что на основании приказа совхоза «Халимбекаульский» № 10 от 01.11.1998 года, а также на основании постановлений администрации с.Халимбекаул № 107,108,109 от 01.02.1998 года и свидетельств на земельные паи № 05-11-19-522, 241,418 от 01.02.1998 года им предоставлены в пожизненно-наследуемое владение земельные паи- Абдурагимову И.А. - 2,22 га в местности «Элликлер», Далгатову Д.Х.- 2,59 га в местности «Къыргъычлар», Залимханову Ш.Н.- 2,59 га в местности «Эльме-болек». С целью коллективной организации сельскохозяйственного производства, а также для получения со стороны государства материально-технической и финансовой помощи, им было предложено войти в состав СПК «Халимбекаул» с земельными паями. Недавно им стало известно, что постановлением главы администрации Буйнакского района № 27 от 24.01.2006 года войсковой части 63354 МО РФ, дислоцируемой в г.Буйнакске предоставлен земельный участок площадью 674,72 га на праве постоянного (бессрочного) пользования для организации военного полигона «Дальний». В состав указанной территории отнесены без их ведома и их земельные паи. В соответствии со ст.45 ЗК РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращается при отказе землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст.53 ЗК РФ, решение о принудительном изъятии указанных земельных паев принимается судом. В соответствии со ст.3 ч.9 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним. Их законное право на пожизненно-наследуемое владение земельными участками установлено с 01.02.1998 года на основании Постановления главы администрации с.Халимбекаул, свидетельств на землю и землеустроительными актами и иными отчетно-статистическими документами. С учетом изложенного, просят отменить постановление администрации Буйнакского района № 27 от 24.01.2006 года.
Истцами было подано заявление об отмене постановления администрации Буйнакского района, в котором была допущена ошибка, а именно неправильно указаны номер и дата обжалуемого постановления администрации МО «Буйнакский район», которое в последующем уточнено и в этой связи истцы просят отменить постановление администрация МО «Буйнакский район» № 292 от 27.06.2007 г. «Об отмене постановления администрации района № 24 от 29.01.2007 г.», оставить в силе постановление № 27 от 24.01.2006 г., а также взыскать с администрации МО «Буйнакский район» компенсацию морального вреда в размере № руб.
Судом постановлено приведенное выше решение.
На указанное решение суда представитель ФКУ «ОСК Южного военного округа» по доверенности- Козырев Н. подал апелляционную жалобу с просьбой об его отмене как незаконного и необоснованного, указывая на следующее:
При разрешении данного спора суд первой инстанции, не выяснил обстоятельства предоставления оспариваемого земельного участка для использования его войсковой частью 63354, не приняв во внимание ссылки Министерства обороны Российской Федерации на правовые позиции, изложенные при рассмотрении ранее арбитражными судами споров о данном (спорном) участке - позиция министерства обороны в которых полностью поддержана судами.
Артиллерийский военный полигон «Дальний» на указанных землях размещен с 1953 года и в настоящее время под военный полигон используется земельный участок площадью 1593,23 га (в том числе и спорный участок площадью 512,52 га в кадастровом квартале №50), который находится в пользовании войсковой часты 63354, данный участок территориальным управлением после государственной регистрации права распоряжением от 18.04.2006 №65-р передан в постоянное (бессрочное) пользование Буйнакской КЭЧ.
В соответствии с пп 2 п. 4 ст. 27 ЗК РФ к изъятым из оборота отнесены, в частности, земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
В силу пп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, и не указанные в п. 4 настоящей статьи.
На основании положений ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий).
Следовательно, с момента передачи земельных участков, данные участки приобретают статус федеральной собственности и подлежат регистрации, как федеральная собственность.
Как следует из Постановления Администрации Буйнакского района Республики Дагестан от 04.01.2006 «О предоставлении земельного участка для организации военного полигона в/ч 63354 Минобороны России», во исполнение письма Правительства Республики Дагестан от 30.07.2003 №17-17/80 на основании обращения командования в/ч 63354 от 30.05.2005 № 12 и в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, администрация района:
утвердила Акт от 14.06.2005 предварительного выбора земельного участка для создания военного полигона «Дальний» в/ч 63354:
постановила предоставить в/ч 63354 земельный участок на площади 1593,23 га в местности «Ярым почта» в постоянное (бессрочное пользование для организации) военного полигона «Дальний», в т.ч. СПК «Халимбекаул» - 674.72 га. Исламскому институту им. Сайда Аланди Чиркейского - 589,44 га. спецземфонду района общей площадью 329.07 га.;
обязала командира провести регистрационные действия с предоставленным земельным участком.
Таким образом, вопреки изложенной в обжалуемом решении позиции суда, истцами, по мнению ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», не доказано право на предоставленные в соответствии с Постановлением Администрации № 27 от 24.01.2006, участки, в частности участок СПК «Халимбекаул» - 674,72 га.
В силу указанных выше норм, предоставленный войсковой части 63354 земельный участок (674.72 га) находился в пользовании у СПК «Халимбекаул».
Следовательно, в случае нарушения прав и законных интересов СПК «Халимбекаул», оно как самостоятельное юридическое лицо, у которого незаконно выбыл земельный участок, в праве самостоятельно либо через своего представителя обратиться в суд о защите нарушенных прав, в том числе об отмене постановления Администрации муниципального образования «Буйнакский район» №292 от 27.06.2007.
Заявляя свои требования, истцы, основывая изложенную позицию на справках № 19. 20, 21 выданных 15.10.2014 председателем СПК «Халимбекаул» утверждают, что принадлежащие им земельные участки (2.22 га. 2,59 га. 2.59 га) попадают под территорию военного полигона «Дальний». При этом, они не предоставили подлинных доказательств выбытия (нарушения их права, как собственников) индивидуализированных конкретных участков из владения.
По мнению ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», истцами не доказано, что спорным постановлением администрации были изъяты непосредственно их земельные участки, находящиеся в их собственности. Ведь согласно Постановление Администрации Буйнакского района Республики Дагестан от 04.01.2006 «О предоставлении земельного участка для организации военного полигона войсковой части 63354 Минобороны России» предоставлен земельный участок СПК «Халимбекаул», а не истцов.
ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» также заявляет о пропуске исковой давности на обжалование постановления Администрации муниципального образования «Буйнакский район» № 292 от 27.06.2007, а в случае, приведения истцами доводов о позднем получении информации о имеющемся ненормативном акте, считая их немотивированными, неуважительными в связи с тем, что в течение семи лет факт передачи спорных земельных участков войсковой части 63354 Министерства обороны Российской Федерации не затрагивал их права и свободы, что в свою очередь обязательно в случае удовлетворения заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного муниципального служащего.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В силу ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными.
Поскольку Министерство обороны не было извещено о дне слушания дела надлежащим образом, они были лишены возможности принимать участие в рассмотрении дела и предоставлять доказательства по существу заявленных истцом требований.
При таких обстоятельствах решение суда является незаконным и подлежит отмене.
Частью 5 статьи 330 ГПК РФ установлено, что при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Одним из оснований для безусловной отмены решения суда, приведенных в п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РД от 8 июня 2016 года настоящее гражданское дело подлежит рассмотрению по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Администрация МО « Буйнакский район» надлежаще извещена о времени рассмотрения дела, однако своего представителя для участия в судебном заседании не направила, в связи с чем апелляционная инстанция рассмотрела дело без их участия.
Суд апелляционной инстанции, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В обоснование заявленного иска истцы сослались на ряд документов, которые явились предметом исследования в суде апелляционной инстанции при рассмотрении дела по правилам производства суда первой инстанции.
Так, согласно свидетельству от 01.02.1998 г., Далгатову Д.Х. на основании постановления главы администрации с.Халимбекаул Буйнакского района РД предоставлен земельный пай на праве пожизненного наследования на землю размером 2,59 га в местности «Къыргьычлар». Данное свидетельство зарегистрировано в Буйнакском райкомземе.
Согласно акту согласования границ земельного участка с участием собственника данного участка, произведено межевание участка размером 2,59 га в местности «Къыргьычлар, а также произведен чертеж его границ;
Согласно выписке из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок Далгатову Д.Х., принадлежит на праве пожизненного наследования земельный участок размером 2,59 га в местности «Къыргьычлар».
Постановлением о выделении земельного участка Далгатову Д.Х., от 01.02.1998 года № 0107 последнему выделена в пожизненно-наследуемое владение земельная доля из категории сельхозугодий-пашня для сельскохозяйственного назначения на основе семейного подряда общей площадью 2,59 га в местности «Къыргьычлар».
Согласно свидетельству от 01.02.1998 г., № 05-11-19-241 Абдурагимову И.А., постановлением главы администрации с.Халимбекаул Буйнакского района РД предоставлен земельный пай на праве пожизненного наследования на землю размером 2,22 га в местности «Элликлер». Данное свидетельство зарегистрировано в Буйнакском райкомземе.
Согласно акту согласования границ земельного участка произведено межевание участка размером 2,22 га в местности «Элликлер», а также произведен чертеж его границ.
Согласно выписке из похозяйственной книги Абдурагимову И.А., принадлежит на праве пожизненного наследования земельный участок размером 2,22 га в местности «Элликлер».
Из имеющегося в материалах дела постановления о выделении земельного участка Залимханову Ш.Н., от 01.02.1998 года № 0108 следует, что последнему выделена в пожизненно-наследуемое владение земельная доля из категории сельхозугодий - пашня для сельскохозяйственного назначения на основе семейного подряда общей площадью 2,59 га в местности «Эльме-Белек».
Согласно свидетельству от 01.02.1998 г., № 05-11-19-418 Залимханову Ш.Н предоставлен земельный пай на праве пожизненного наследования на землю размером 2,59 га в местности «Эльме-Белек».
Согласно акту согласования границ земельного участка с участием собственника данного участка произведено межевание участка размером 2,59 га в местности «Эльме-Белек», а также произведен чертеж его границ.
Согласно выписке из похозяйственной книги Залимханову Ш.Н., принадлежит на праве пожизненного наследования земельный участок размером 2,59 га в местности «Эльме-Белек».
Из решения всеобщего собрания жителей с.Халимбекаул о ликвидации совхоза «Халимбекаульский» и об организации работы по земельной реформе с целью реализации Указа Госсовета от 21.04.1997 г., № 97 главе администрации Мамаеву А., поручена организация выдачи земельных свидетельств с указанием прав на землю с изданием соответствующих постановлений претендующих на получение земельных паев.
Согласно приказу № 10 по совхозу «Халимбекаульский» изданному директором указанного совхоза за жителями с.Халимбекаул закреплены следующие земельные участки «Элликлер», «Къыргъычлар», «Эльме-болек» «Къотан-арт», «Тахъчалар» «Такъалай», «Пастбища».
Согласно Уставу СПК «Халимбекаул» он создан на основании добровольного объединения землевладельцев с целью осуществления сельскохозяйственной деятельности (п. 1.1), его руководящим органом является общее собрание учредителей т.е. землевладельцев (п.12.1). Земля, используемая СПК«Халимбекаул», принадлежит ему на праве владения и пользования, в соответствии с заключенным договором аренды (п.5.1). В полномочия общего собрания учредителей входит принятие решений об образовании, размере и порядке использования земельного фонда ПСК «Халимбекаул» (п.4).
В этой связи, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности изданного еще 27.06. 2007 года постановления администрации МО «Буйнакский район», которым отменено постановление администрации района № 24 от 29.01.2007 г. и оставлении в силе постановления № 27 от 24.01.2006 г.»
Так, из указанного документа следует, что 29.01.2007 г. постановлением районной администрации № 24 было отменено ранее вынесенное постановление районной администрации № 27 от 24.01.2006 г. «О предоставлении в постоянное пользование земельного участка для организации военного полигона «Дальний» в/ч 63354 Министерства обороны РФ».
Из постановления администрации МО «Буйнакский район» от 24.01.2006 г. № 27 «О предоставлении земельного участка для организации военного полигона в/ч 63354 Министерства обороны Республики Дагестан» следует, что во исполнение Письма Правительства РД от 30.07.2003 г., № 17-17/80, на основании обращения командования в/ч 63354 от 30.05.2005 г., № 12 и в соответствии с ЗК РФ, администрация района постановила предоставить в/ч 63354 земельный участок на площади 1593,23 га в местности «Ярым почт» в постоянное (бессрочное) пользование для организации военного полигона «Дальний» в т.ч. СПК «Халимбекаул» 674,72 га.
Из постановления администрации МО «Буйнакский район» от 20.01.2007 г. № 24 «Об отмене постановления администрации района №27 от 24 января 2006 года», следует, что в/ч 63354 для организации военного полигона «Дальний» был предоставлен земельный участок площадью 1593,23 га. Согласно п.4 указанного постановления командование в/ч 63354 в соответствии с ч.1 ст. 58 Земельного Кодекса РФ обязаны были возместить убытки, потери и упущенную выгоду землепользователям, арендаторам и собственникам земельных участков, которые изымались для создания полигона в течение трех месяцев. Однако, по настоящее время никому из землепользователей арендаторам и собственникам земель ни потери, ни убытки, ни упущенная выгода не возмещены, что вызывает их справедливое недовольство. В связи с изложенным постановляет отменить постановление администрации района №27 от 24.01.2006 г.
Также из материалов дела следует, что Государственным актом от 19.12.1938 № 222668 закреплено право бессрочного пользования земельным участком сельскохозяйственной артели им. Сталина площадью 3448,33 га.
Согласно передаточному акту от 01.07.1999 от колхоза «Халимбекаульский» СПК «Халимбекаул» переданы земли общей площадью 3 887 га, в том числе 1192 га пастбищ.
В связи с отсутствием у кооператива поголовья крупного и мелкого рогатого скота, а также в целях увеличения территории присельских пастбищ для пастьбы скота жителей селения Халимбекаул общим собранием членов СПК «Халимбекаул» принято решение от 03,01.2004 №1 о передаче 1 192 га пастбищ с баланса кооператива на баланс администрации селения Халимбекаул с 04.01.2004.
Постановлением главы сельской администрации от 06.01.2004 № 2 пастбища площадью 1 192 га приняты на баланс администрации села.
Постановлением администрации Буйнакского района от 24.01.2006 №27 «О предоставлении в постоянное пользование земельного участка для организации военного полигона «Дальний» войсковой части 63354 Министерства обороны Российской Федерации» утвержден акт предварительного выбора земельного участка от 14.06.2005 площадью 1593.23 га.
В специальный районный земельный фонд изъято 1466,23 га земель, в том числе у СПК «Халимбекаул» - 674. 72 га.
Пунктом 3 данного постановления в постоянное (бессрочное) пользование войсковой части 63354 для организации военного полигона «Дальний» предоставлен земельный участок площадью 1593,23 га. На основании указанного постановления земельный участок площадью 1593,23 га внесен в реестр федерального имущества.
27.01.2006 на указанный земельный участок Буйнакским районным филиалом кадастровой палаты выдан кадастровый план №11/02-2006-033.
Регистрационной службой зарегистрировано право собственности Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Дагестан на земельный участок площадью 1593,23 га, расположенный но адресу: Республика Дагестан, Буйнакский район, кв. №50, №39, №74, №62, с кадастровым номером 05:11:000000:0004, о чем правообладателю выдано свидетельство о государственной регистрации права от 27.03.2006 серии 05-АА №034852.
Постановлением районной администрации от 27.06.2007 № 292 отменено постановление от 29.01.2007 № 24 об отмене постановления от 24.01.2006 № 27 «О предоставлении в постоянное пользование земельного участка для организации военного полигона «Дальний» войсковой части 63354 Министерства обороны РФ.
В Арбитражный суд Республики Дагестан обратился СХПК «Халимбекаул» к МО «Буйнакский район», Территориальному управлению Росимущества по РД, Минобороны России об оспаривании зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок, об оспаривании постановления районной администрации от 24.01.2006 № 27. Вступившим в законную сипу постановлением Шестнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 09.12.2009 по делу № А15-1327/2008 с учетом отказа истца от заявленных требований об оспаривании постановления районной администрации от 24.01.2006 № 27 в удовлетворении заявленных требований заявителю отказано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд указал на то, что оспариваемый истцом земельный участок согласно распоряжению Совета Министров СССР от 15.09.1951 №17161рс предоставлен войсковой части 70976 для использования под артиллерийский полигон в составе земель колхозов Буйнакского района площадью 5069,58 га; в счет компенсации земельного участка 760 га, используемого под военный полигон, совхозу «Халимбекаулъский» распоряжением Совета Министров РД от 12.08.1992 года из состава земель госзапаса был предоставлен земельный участок площадью 1000 га, расположенный в Ногайском районе Республики Дагестан.
В соответствии с п. 3 ст. 34 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» кооператив является собственником имущества, переданного ему в качестве паевых взносов, а также имущества, произведенного и приобретенного кооперативом в процессе его деятельности.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и не регистрировались в соответствии с п.1 и 2 ст. 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ.
В силу статьи 4 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вступившего в силу 30.01.1998 года, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество.
Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие названного Федерального закона.
Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей (ст. 6 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Согласно абз. 4 п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при внесении недвижимого имущества в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал юридического лица право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права за таким юридическим лицом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Абзацем 4 п. 2 ст. 13 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлено, что государственная регистрация переходе права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу указанных выше норм, предоставленный войсковой части 63354 земельный участок (674.72 га) находился в пользовании у СПК «Халимбекаул».
При таких обстоятельствах в случае нарушения прав и законных интересов СПК «Халимбекаул», оно как самостоятельное юридическое лицо, у которого незаконно выбыл земельный участок, вправе был самостоятельно либо через своего представителя обратиться в суд о защите нарушенных прав, в том числе об отмене постановления Администрации муниципального образования «Буйнакский район» №292 от 27.06.2007.
Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что истцами не доказано, что спорным постановлением администрации были изъяты непосредственно их земельные участки, находящиеся в их собственности, поскольку согласно Постановлению Администрации Буйнакского района Республики Дагестан от 04.01.2006 «О предоставлении земельного участка для организации военного полигона войсковой части 63354 Минобороны России» предоставлен земельный участок СПК «Халимбекаул», а не истцов.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Таким образом, на момент передачи (изъятия) земельного участка (имущества) для нужд обороны, право собственности на него не было зарегистрировано за истцами, в установленном законом порядке, в связи с чем оспариваемое постановление администрации не может свидетельствовать о нарушении и ущемления прав истцов.
Исходя из оспариваемого постановления, а также Постановления Администрации Буйнакского района Республики Дагестан от 04.01.2006 «О предоставлении земельного участка для организации военного полигона в/ч 63354 Минобороны России» установлено, что данными ненормативными актами произведено изъятие земельных участков (674,72 га. 589,44 га. 329.07 га) для нужд обороны.
В соответствии с п.п 2 п. 4 ст. 27 ЗК РФ к изъятым из оборота отнесены, в частности, земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
В силу п.п. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, и не указанные в п. 4 настоящей статьи.
В соответствии с положениями ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий).
Следовательно, с момента передачи земельных участков, данные участки приобретают статус федеральной собственности и подлежат регистрации, как федеральная собственность.
Истцы, как видно из материалов дела, обратились за восстановлением нарушенных прав в Буйнакский районный суд Республики Дагестан лишь 07.10.2014. не обосновав уважительность причин пропуска срока на обращение с иском в суд.
Оспариваемое постановление датировано июнем 2007 года.
Лишь в 2014 году, несмотря на дату оспариваемого акта, истцы обратились в суд за восстановлением нарушенных прав и интересов с пропуском исковой давности, не заявляя требований относительно зарегистрированного права на спорный земельный участок к титульному владельцу - ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (которое, в свою очередь также судом к участию в дело не привлекалось).
Исходя из вышеприведенного, истцы не могли не знать (при наличии реального ущемления права), при обрабатывании (использовании) земельных участков в соответствии их предназначением, о том, что с 2007 года на спорных участках дислоцируется военный полигон «Дальний» войсковой части 63354, при том, что на спорные участки зарегистрировано право собственности.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 199 ГПК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно ч. 1 ст. 200 ГПК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В соответствии с пунктом 26 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 года № 15. Пленума ВАС РФ oi 15.11.2001 года N2 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 199 ГПК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Учитывая эти обстоятельства, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», которое не было привлечено к участию в суде первой инстанции, в апелляционной инстанции заявило о пропуске исковой давности на обжалование постановления Администрации муниципального образования «Буйнакский район» № 292 от 27.06.2007, ссылаясь на то, что в течение семи лет факт передачи спорных земельных участков войсковой части 63354 Министерства обороны Российской Федерации не затрагивал их права и свободы, что в свою очередь, обязательно в случае удовлетворения заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного муниципального служащего.
В обоснование пропуска срока исковой давности истцы и их представитель каких- либо данных, обосновывающих уважительность причины пропуска этого срока, не предоставили.
В связи с этим судебная коллегия соглашается с доводом стороны о пропуске истцами срока исковой давности.
Согласно ст.93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Кодексом, федеральными законами. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки и для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов).
При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.
Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.
Исполнительные органы государственной власти, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.
Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» предусмотрено, что в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. Земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства в области обороны (статья 7 Закона).
Кроме того, пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" установлено, что земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, могут находиться только в федеральной собственности.
Согласно ст. 16 Закона дислокация объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с задачами обороны и социально-экономическими условиями мест дислокации. Передислокация воинских частей и подразделений в пределах территорий, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации, осуществляется по решению министра обороны Российской Федерации, а от соединения и выше - по решению Президента Российской Федерации.
Под воинскими частями понимаются, если не оговорено иное, все воинские части, а также органы военного управления, корабли, военно - учебные заведения, отделы, службы, институты, полигоны, арсеналы, базы, склады, военные комиссариаты, военные кафедры при государственных образовательных учреждениях профессионального образования, учреждения, предприятия и организации Минобороны Российской Федерации.
Обжалуемое постановление на дату рассмотрения судебного дела реализовано, на основании обжалуемого ненормативного акта зарегистрировано право, что указывает на то, что истцами в данном случае избран ненадлежащий способ защиты права.
Так в п. 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что основанием для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Обязательным условием для признания действия (бездействия) органа муниципальной власти незаконным является установление судом совокупности двух обстоятельств: допущенное бездействие не соответствует положениям норм действующего законодательства и нарушение бездействием органа муниципальной власти прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Исходя из положений ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Зарегистрированное право может быть оспорено исключительно в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права означает доказывание отсутствия оснований для регистрации права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 56 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» спор о праве не может быть рассмотрен в порядке по правилам главы 25 ГПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве па недвижимое имущество.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в реестр.
Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременение, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны. Рассмотрение заявленных в порядке главы 25 ГПК РФ, (действовавшей на время рассмотрения данного иска), к администрации и участие в деле Минобороны России в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, является ограничением его процессуальных прав как стороны сделки.
При передаче земельного участка на вещном праве (производном от права муниципальной собственности) третьему лицу публично-правовые отношения по предоставлению земельного участка прекратились (административный акт исполнен), а между сторонами возникли иные (обязательственные) правоотношения по владению и пользованию спорным участком.
Таким образом, возникшие в данном случае гражданские права могут быть оспорены только в судебном порядке, возможность решения этого вопроса в административном порядке законодательством не допускается.
На основании изложенного, исходя из того, что решение суда подлежит безусловной отмене на основании пункта 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а заявленные требования не обоснованы и не подтверждены надлежащими доказательствами, в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 327.1 - 330, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
решение Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 14 ноября 2014 года отменить. Принять по делу новое решение. В удовлетворении иска Абдурагимова Ильмутдина Атаевича, Далгатова Далгата Халиловича, Залимханова Шамсутдина Набиевича к администрации МО «Буйнакский район» об отмене постановления администрации Буйнакского района № 292 от 27.06.2007 года «Об отмене постановления администрации МО «Буйнакский район» № 24 от 29.01.2007 года и оставлении в силе постановления № 27 от 24.01.2006 года», взыскании компенсации морального вреда в размере 500000 рублей с администрации МО «Буйнакский район, отказать.
Председательствующий:
Судьи: