№ 33-2052/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург 21 марта 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей Ившиной Т.В., Раковского В.В.,
при секретаре Ершовой О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску ФИО1 к муниципальному учреждению Управлению образования администрации муниципального образования «Ташлинский район» Оренбургской области о признании незаконным приказа об отказе в постановке на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, о возложении обязанности поставить на указанный персонифицированный учет и признать право на получение данной компенсации
по апелляционной жалобе Министерства образования Оренбургской области на решение Ташлинского районного суда Оренбургской области от 20 декабря 2017г.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к муниципальному учреждению Управлению образования администрации муниципального образования «Ташлинский район» Оренбургской области (далее МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области) о признании незаконным приказа об отказе в постановке на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, о возложении обязанности поставить на указанный персонифицированный учет и признать право на получение данной компенсации, указав, что она является педагогическим работником, проработавшим в сельской местности более 10 лет, и имеет право на получение компенсации по оплате жилых помещений, отопления и освещения. С целью получения такой компенсации она подала руководителю *** соответствующее заявление и документы для постановки на персонифицированный учет. Документы были представлены руководителю в орган, осуществляющий управление в сфере образования. Однако ответчиком было принято решение об отказе в постановке её на такой учёт ввиду предоставления неполного пакета документов, указанных в пункте 6 Постановления Правительства Оренбургской области от 10 марта 2017 г. № 178-п, а также содержащие недостоверную информацию.
Не согласившись с принятым решением, просила признать за ней право на получение компенсации понесенных ею расходов на отопление, освещение и оплату за наем жилого помещения по адресу: (адрес); признать незаконными действия ответчика и возложить на него обязанность поставить её на персонифицированный учет как педагогического работника, пользующегося право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Ответчик иски не признал.
Решением суда исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Суд постановил: признать за ФИО1 право, как педагогического работника, на получение компенсации понесенных расходов, связанных с оплатой жилых помещений, отопления и освещения.
Признать незаконными приказ МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области № от 11 августа 2017 года об отказе в постановке ФИО1 на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения и возложить на МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области обязанность поставить ФИО1 на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования Оренбургской области, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда, просит данное решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Стороны, надлежащим образом уведомлённые о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО2 в период с 01 сентября 1986 г. по 07 сентября 1998 г. и в период с 08 сентября 1998 г. по 31 мая 2011г. работала ***, последнее место работы - *** что подтверждается копией трудовой книжки. То есть педагогический стаж ФИО1 в сельской местности составляет более 10 лет.
ФИО1 проживает по адресу: (адрес) на основании договора найма жилого помещения. Согласно паспортным данным зарегистрирована по месту жительства по указанному адресу.
Приказом МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области № от 11 августа 2017 года отказано в постановке ФИО1 на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, в связи с предоставлением неполного пакета документов, указанных в пункте 6 Постановления Правительства Оренбургской области от 10.03.2017 г. № 178-п, а именно, что она не является субъектом права собственности на квартиру, расположенную по адресу: (адрес).; в заявлении ФИО1 о постановке на персонифицированный учёт педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения площадь занимаемого жилого помещения указана заявителем 46,8 кв.м., а в свидетельстве о государственной регистрации права от (дата)г. № площадь жилого дома по адресу: (адрес) составляет 59,9 кв.м.; в заявлении ФИО1 указала, что трудовую педагогическую деятельность в учреждении осуществляет в период с 08 сентября 1998г. по 31 мая 2011г., а по данным представленной копии трудовой книжки с 17 января 2006г. по 31 мая 2011г.
Суд, установив, что истец является педагогическим работником, проживающим в сельской местности, представившим все необходимые документы по месту своей работы, пришел к выводу, что она имеет право на получение компенсации на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оснований для отмены решения суда по доводам жалоб не находит.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7), устанавливает гарантии социальной защиты, в том числе меры социального обеспечения в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1). Конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, устанавливаются федеральным законом или в предусмотренном законом порядке.
В рамках проводимой государством политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности, частью которой является предоставление отдельным категориям граждан жилищно-коммунальных льгот, законодателем было предусмотрено право на предоставление бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением для работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа квалифицированных работников просвещения (педагогических работников) (статья 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках", абзац третий пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (утратил силу с 1 сентября 2013 года) в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" был внесен ряд изменений, в частности из абзаца третьего пункта 5 статьи 55 исключены слова "на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)". При этом законодатель в новой редакции второго предложения данного абзаца предусмотрел право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также закрепил, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Аналогичное правовое регулирование закреплено в части 8 статьи 47 действующего с 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского тина), в том числе вышедшим на пенсию и имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет регламентированы Законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1834/378-1V-ОЗ «О размере, условиях и порядке компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций и внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области».
Согласно статье 1 названного Закона компенсации подлежат расходы на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогических работников муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
В соответствии со статьей 2 Закона (в ред. Закона Оренбургской области от 28.12.2016 N 219/55-VI-ОЗ) размер компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе вышедшим на пенсию педагогическим работникам и имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, определяется исходя из следующих условий:
тарифов на оплату жилого помещения (услуг по найму жилого помещения, а также услуг и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме), отопления и освещения;
размера площади жилых помещений, занимаемых педагогическим работником;
объёма потребляемых услуг отопления, определяемого по показаниям прибора учета по отпуску энергоресурсов для отопления жилого помещения, а при отсутствии такого прибора учета - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, утвержденных в установленном порядке (в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления);
объёма потребляемых услуг электроснабжения для освещения жилого помещения, определяемого по прибору учета, но не выше потребленной электроэнергии на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством Оренбургской области.
При использовании в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, товариществах собственников жилья, других объединениях собственников тарифов по оплате жилого помещения, ниже установленных органами местного самоуправления, размер компенсации определяется исходя из фактически применяемых тарифов по оплате жилого помещения.
Во исполнение положений Закона Оренбургской области № 1834/378-1V-ОЗ разработан Порядок компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе вышедшим на пенсию педагогическим работникам, имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, утвержденный Постановлением Правительства Оренбургской области от 10 марта 2017 № 178-п, который определяет механизм выплаты такой компенсации.
Согласно п.3 указанного Порядка компенсации подлежат расходы педагогических работников на оплату жилых помещений, отопления и освещения в соответствии со структурой платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленной статьей 154 Жилищного кодекса РФ.
В силу п.5 Порядка персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию (далее - персонифицированный учет), осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, осуществляющими управление в сфере образования.
Анализ указанных нормативно-правовых актов позволяет прийти к выводу о том, что федеральный законодатель, имея своей целью создать условия для притока квалифицированных кадров в сельской местности, вместо натурального предоставления льгот в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, с учетом изменения экономической ситуации установил иной порядок предоставления мер социальной поддержки - в виде ежемесячной денежной компенсации, направленной на возмещение расходов по оплате жилой площади, отопления и освещения, при этом не определил это право с основанием проживания педагогических работников в жилых помещениях (на праве собственности, по договору социального найма либо по договору коммерческого найма).
Субъектам Российской Федерации предоставлено право на законодательном уровне закрепить только размер, порядок и условия выплаты такой компенсации.
Отсутствие у истца на праве собственности жилых помещений в сельской местности, где она работала по трудовому договору, исходя из системного толкования законодательства, регламентирующего предоставление педагогическим работникам денежной компенсации, не должно ставить её в неравное, худшее положение с педагогическими работниками, имеющими на праве собственности жилое помещение, и получающими соответствующую компенсацию на оплату жилья, освещения и отопления.
С учетом изложенного доводы жалобы о том, что истец не вправе претендовать на получение компенсации на оплату жилья, отопления и освещения, поскольку проживает в жилых помещениях по договору коммерческого найма, заключенному с физическими лицами, а компенсации подлежат расходы в соответствии со структурой платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленной статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, не состоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании закона.
Отклоняются судебной коллегией доводы жалобы о том, что истец не предоставила полный пакет документов для постановки на персонифицированный учет, поскольку указанные доводы опровергаются материалами дела.
В соответствии с пп.6,8 Порядка компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе вышедшим на пенсию педагогическим работникам, имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, утвержденным Постановлением Правительства Оренбургской области от 10 марта 2017 № 178-п, для постановки на персонифицированный учет педагогические работники представляют по месту работы руководителю муниципальной или государственной областной образовательной организации (далее - образовательная организация):
а) заявление о постановке на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию, с указанием занимаемой должности по основному месту работы и периода работы в образовательной организации;
б) копию паспорта;
в) правоустанавливающие документы на занимаемое жилое помещение (ордер, договор найма жилого помещения, договор купли-продажи, мены, дарения и иные правоустанавливающие документы), справку о составе семьи;
г) справку государственного учреждения, подведомственного органу исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающему проведение государственной политики в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, о неполучении педагогическим работником и членами его семьи льгот по компенсации расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением согласно законодательству Российской Федерации;
д) копию трудовой книжки для педагогических работников, вышедших на пенсию, и копию пенсионного удостоверения;
е) реквизиты банковского счета, открытого в кредитной организации, для зачисления суммы компенсации.
Руководитель образовательной организации формирует список педагогических работников, подавших документы, указанные в пункте 6 настоящего Порядка (далее - список), заверяет его подписью и печатью образовательной организации и в течение 10 дней со дня поступления документов от педагогических работников направляет список и поступившие документы в орган местного самоуправления муниципального образования Оренбургской области, осуществляющий управление в сфере образования.
Как установлено из описи личного дела и документов в нём для постановки на персонифицированный учёт педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, представленных руководителем *** в адрес начальника управления образования от 01 августа 2017 №, согласно утвержденному перечню ФИО1 предоставлены все необходимые документы.
Отказ ФИО1 в постановке на персонифицированный учет в связи с расхождением данных о технических характеристиках занимаемого ею жилого помещения, о стаже работы не основан на законе, поскольку данные противоречия устранимы при изучении правоустанавливающих документов на жилое помещение, трудовой книжки истицы, копии которых были ею представлены.
Таким образом, оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ташлинского районного суда Оренбургской области от 20 декабря 2017г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства образования Оренбургской области– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи