ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2055/2013 от 22.05.2013 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Зобова Н.А.   Дело № 33-2055/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 мая 2013 года г.Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

Председательствующего Зинченко С.В.

судей Шевченко С.В., Кулешовой Е.А.

при секретаре Протас И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Калининградской области на решение Ленинградского районного суда г.Калининграда от 11 февраля 2013 года, которым иск ФИО1 удовлетворен.

За ФИО1 признано право на получение дополнительной меры социальной поддержки за счет средств бюджета Калининградской области в виде областного материнского (семейного) капитала.

Заслушав доклад судьи Шевченко С.В., возражения ФИО1 и ее представителя ФИО2, считавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском о признании права на получение дополнительной меры социальной поддержки за счет средств бюджета Калининградской области в виде областного материнского (семейного) капитала, указав в его обоснование, что с 2010 года по настоящее время проживает в г. К., <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ у нее родился третий ребенок - Т. К тому времени у истицы уже имелось двое детей - дочь Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сын Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

2 июня 2012 года истица обратилась в Калининградское отделение ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» для оформления регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал, приложив все необходимые документы, однако Министерством социальной политики Калининградской области было принято   решение об отказе в выдаче сертификата со ссылками на то, что до 16 мая 2012 года истица имела регистрацию в <...>.

Не соглашаясь с такой позицией ответчика и обращаясь в суд, истица полагала, что за нею должно быть признано право на получении областного материнского (семейного) капитала в связи с рождением третьего ребенка, поскольку по адресу: <...> она не проживает с 2010 года, выехала из него   в июне 2010 года.

Кроме того, истица указывала, что она была снята с регистрационного учета по решению суда от 16 сентября 2011 года, в связи с тем, что договор социального найма считается расторгнутым с момента выезда, а выехала она в июне 2010 года.

Ссылаясь на приведенные выше обстоятельства, истица полагала, что оснований к отказу в предоставлении меры социальной поддержки не имелось, в связи с чем просила суд признать за ней право на получение областного материнского (семейного) капитала в связи с рождением третьего ребенка.

Рассмотрев дело, суд постановил изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерством социальной политики Калининградской области ставится вопрос об отмене решения суда с вынесением нового судебного акта об отказе в иске.

Выражая несогласие с решением суда, податель жалобы полагает, что   предусмотренных законом оснований к удовлетворению иска ФИО1 у суда не имелось.

Обращает внимание на то, что основной причиной отказав в выдаче ФИО1 областного материнского (семейного) капитала в связи с рождением третьего ребенка явилось наличие у истицы регистрации по месту жительства в селе В. г. У. П-го края, что с учетом требований ст.1 Закона Калининградской области № 17 от 11 июля 2011 года исключало предоставление требуемой истицей меры социальной поддержки.

В суд апелляционной инстанции явилась истица и ее представитель.

Ответчики и остальные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.

Причин неявки не сообщили, об отложении дела не ходатайствовали, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения в силу следующего.

Как установлено судом, истица ФИО1 до июня 2010 года постоянно проживала в <...>, где имела регистрацию по месту жительства.

С июня 2010 года по настоящее время ФИО1 проживает на территории Калининградской области, будучи зарегистрированной по месту пребывания в квартире № дома № по <адрес>.

ФИО1 имеет двоих детей - дочь Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сына Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Проживая вместе с детьми на территории Калининградской области, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ родила третьего ребенка Т.

2 июля 2012 года ФИО1 обратилась в ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» с заявлением для оформления регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал в связи с рождением третьего ребенка, представив все необходимые документы.

13 июля 2012 года Министерством социальной политики Калининградской области принято решение об отказе в выдаче областного сертификата на том основании, что ФИО1 на дату рождения ребенка проживала на территории Калининградской области на основании свидетельства о регистрации по месту пребывания и до 16 мая 2012 года имела подтвержденное регистрацией место жительства в <...>.

Будучи несогласной с подобной позицией Министерства социальной политики Калининградской области, ФИО1 обратилась в суд.

Разрешая требования ФИО1 и соглашаясь с обоснованностью приведенных в них доводов, суд первой инстанции, полно и правильно установив по делу все юридически значимые обстоятельства и дав им надлежащую правовую оценку в совокупности с имеющимися в деле доказательствам, руководствуясь надлежащими нормами материального права, обоснованно исходил из того, что достаточных правовых оснований к отказу в предоставлении регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал в связи с рождением третьего ребенка у ответчика не имелось, в связи с чем признал за истицей право на получение дополнительной меры социальной поддержки за счет средств бюджета Калининградской области в виде областного материнского (семейного) капитала.

Такая позиция суда подробно мотивирована в решении, с чем апелляционная инстанция соглашается.

Выводы суда основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, представленных обеими сторонами, которым суд дал в соответствии со ст.67 ГПК РФ правильную оценку, и подтверждены материалами дела.

Доводы апелляционной жалобы Министерства социальной политики Калининградской области изложенные выше выводы суда не опровергают.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

На территории Калининградской области соответствующее правовое регулирование установлено Законом Калининградской области от 11 июля 2011 года № 17 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», целью которого является создание надлежащих условий, обеспечивающих достойную жизнь семьям, имеющим детей.

В соответствии со ст. 1 Закона Калининградской области № 17 от 11 июля 2011 года «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» (в редакции, действующей на момент обращения ФИО1) право на получение дополнительной меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета в виде областного материнского (семейного) капитала возникает при рождении (усыновлении) третьего ребенка (детей), со среднедушевым доходом семьи, не превышающим 3,5 величины прожиточного минимума, установленной Правительством Калининградской области на душу населения на дату подачи заявления на предоставление семейного капитала.

Впоследствии, Законом Калининградской области № 203 от 18 марта 2013 года положения ст.1 были дополнены п.3, предусматривающим, что действие закона распространяется на лиц, которые на дату рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением которого и возникает право на получение семейного капитала, являются гражданами Российской Федерации, проживают на территории Калининградской области и не имеют подтвержденного регистрацией места жительства за ее пределами.

Порядок выдачи регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал определен постановлением Правительства Калининградской области от 09 сентября 2011 года № 668.

В соответствии с п. 3 Порядка для оформления сертификата лицо, претендующее на получение семейного капитала, обращается в областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» по месту жительства не позднее полутора лет со дня рождения (усыновления) ребенка (детей), в связи с рождением (усыновлением) которого (которых) возникло право на семейный капитал, и представляет следующие документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, место жительства и регистрации заявителя; документы, подтверждающие принадлежность заявителя и ребенка (детей), в связи с рождением (усыновлением) которого (которых) возникло право на получение семейного капитала, к гражданству Российской Федерации; документы, подтверждающие рождение (усыновление) имеющихся детей; документы, подтверждающие доходы семьи за последние три календарных месяца, предшествующие месяцу обращения за сертификатом; среднедушевой доход семьи в целях получения семейного капитала определяется в соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 04 декабря 2009 года № 723 «О порядке учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей».

Приказом министра социальной политики Калининградской области № 128 от 20 июля 2012 года утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги выдачи регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал, в соответствии с которым государственная услуга выдачи регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал предоставляется гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Калининградской области, не имеющим подтвержденного регистрацией места жительства за ее пределами, со среднедушевым доходом семьи, не превышающим 3,5 величины прожиточного минимума, установленной Правительством Калининградской области на душу населения на дату подачи заявления на выдачу регионального сертификата на областной материнский (семейный) капитал, и относящихся к следующим категориям граждан, в том числе женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка, начиная с 01 января 2011 года.

Таким образом, право на областной материнский (семейный) капитал возникает при одновременном выполнении следующих условий: рождение третьего ребенка, начиная с 01 января 2011 года; наличие гражданства Российской Федерации у заявителя; наличие гражданства Российской Федерации у ребенка, в связи с рождением которого возникло право на получение семейного капитала; постоянное проживание заявителя на территории Калининградской области при отсутствии подтвержденного регистрацией места жительства за ее пределами; среднедушевой доход семьи на дату обращения за выдачей сертификата не превышает 3,5 величины прожиточного минимума, установленной Правительством Калининградской области на душу населения.

Давая оценку доводам иска, суд первой инстанции правильно указал, что ФИО1 с 2010 года проживает на территории Калининградской области, имея регистрацию по месту пребывания, указанное место является для нее местом постоянного (преимущественного) пребывания, тогда как регистрации по прежнему месту жительства – в селе В. г. У. П-го края истица лишена на основании вступившего в законную силу решения суда о признании утратившей права на жилье и снятии с регистрационного учета.

Таким образом, ФИО1 и родившийся у нее ДД.ММ.ГГГГ третий ребенок имеют гражданство Российской Федерации, ФИО1 с 2010 года зарегистрирована и проживает с детьми на территории Калининградской области, за ее пределами подтвержденного регистрацией места жительства истица не имеет, что при соблюдении иных обязательных условий, установленных законом, свидетельствует о возникновении у нее права на получение дополнительной меры социальной поддержки за счет средств бюджета Калининградской области в виде областного материнского (семейного) капитала.

Установив и учтя приведенные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении требований ФИО1

При этом судебная коллегия учитывает, что к моменту рассмотрения апелляционной жалобы Министром социальной политики Калининградской области ФИО1 13 марта 2013 года выдан региональный сертификат на областной материнский (семейный) капитал, что подтверждено его копией, приложенной к возражениям на апелляционную жалобу.

С учетом изложенного судебная коллегия находит постановленное судом решение законным и обоснованным и не усматривает оснований к его отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинградского районного суда г.Калининграда от 11 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: