судья Банникова Н.Н. дело № 33-2055/2014
А п е л л я ц и о н н о е о п р е д е л е н и е
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Ярыгиной Е.Н.,
судей Никитиной А.И.,Кужабаева М.Д,
при секретаре Бобылевой Л.А.,
рассмотрев 23 апреля 2014 года в открытом судебном заседании в городе Оренбурге апелляционную жалобу администрации Сорочинского района Оренбургской области на решение Сорочинского районного суда Оренбургской области от 30 января 2014 года по гражданскому делу по иску Сорочинского межрайонного прокурора Оренбургской области к администрации Сорочинского района Оренбургской области об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции, о муниципальной службе,
у с т а н о в и л а:
Сорочинский межрайонный прокурор обратился в суд иском к администрации Сорочинского района Оренбургской области об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции, о муниципальной службе, указав, что проведенной проверкой установлено, что Тюрина Е.Г. распоряжением главы администрации Сорочинского района № от (дата) назначена на должность начальника отдела ЗАГСа администрации Сорочинского района Оренбургской области. (дата) с ней заключен трудовой договор. Постановлением администрации Сорочинского района № от (дата) утверждены квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в администрации Сорочинского района. Согласно данному нормативному акту для замещения главных должностей необходимо наличие высшего профессионального образования по специализации должностей муниципальной службы или образование, считающееся равноценным с дополнительным высшем профессиональным образованием по специализации должностей муниципальной службы, стаж муниципальной службы на ведущих должностях муниципальной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет. Между тем, Тюрина Е.Г. имеет высшее образование по квалификации учитель русского языка и литературы по специальности «филология», не имеет соответствующего стажа работы, что не соответствует предъявленным требованиям. Таким образом, Тюрина Е.Г. назначена на должность начальника отдела ЗАГСа администрации Сорочинского района Оренбургской области в нарушение требований ст. 19 Закона Оренбургской области от 10.10.2007 года №1599/344-IV-ОЗ «О едином реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Оренбургской области». Указанным нарушением затрагиваются права неопределенного круга лиц, так как указывает на отсутствие профилактики коррупции на территории Сорочинского района и нарушает права других граждан, соответствующих квалификационным характеристикам, на занятие должности руководителя.
Так же в ходе проверки установлено, что Тюрина Е.Г. при принятии на муниципальную службу на должность начальника отдела ЗАГСа администрации Сорочинского района Оренбургской области в нарушение требований законодательства не предоставила сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а так же сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей.
Просил суд обязать администрацию Сорочинского района Оренбургской области устранить нарушения закона путем прекращения трудового договора с начальником отдела ЗАГСа администрации Сорочинского района Оренбургской области Тюриной Е.Г.
В судебном заседании заместитель прокурора Адельшина А.Д. поддержала исковые требования, дополнительно суду пояснила, что в ходе проверки личного дела Тюриной Е.Г. было установлено, что она не имеет соответствующего образования и стажа муниципальной службы, ею не представлены справки о доходах.
Представитель ответчика администрации Сорочинского района Оренбургской области Салюков В.С. исковые требования не признал и пояснил, что на занятие должности начальника отдела ЗАГСа был объявлен конкурс, в котором приняли участие всего 2 человека. Тюриной Е.Г. были предоставлены все необходимые документы. По итогам конкурса Тюрина Е.Г. была зачислена в резерв. После освобождения должности начальника отдела ЗАГСа Тюрина Е.Г. была принята на работу из резерва. При этом требования закона не нарушались, Тюрина Е.Г. имеет высшее образование, в Законе не сказано, что образование должно быть юридическое, экономическое и т.д.; имеет стаж по специальности 2 года, и более 5 лет работала на руководящей должности. 28.11.2013 года Тюриной Е.Г. присвоен классный чин, то есть она полностью соответствует занимаемой должности. В настоящее время Тюрина Е.Г. поступила в ОГУ на факультет Государственное и муниципальное управление. При поступлении на работу Тюриной Е.Г. были предоставлены сведения о доходах на себя, супруга и несовершеннолетнего ребенка, которые хранились в отдельной папке и в ходе проверки не запрашивались.
Третье лицо Тюрина Е.Г. исковые требования не признала и показала, что о вакантной должности начальника отдела ЗАГСа администрации Сорочинского района она узнала из объявления в газете, участвовала в конкурсе, ее поставили в резерв. После увольнения Меренковой она была принята на работу, ею были предоставлены все необходимые документы, в том числе и справки о доходах на себя, супруга и ребенка. За время работы никаких курсов не оканчивала, замечаний по работе не имеет.
Решением Сорочинского районного суда Оренбургской области от 30 января 2014 года исковые требования Сорочинского межрайонного прокурора Оренбургской области к администрации Сорочинского района Оренбургской области об обязании устранить нарушения федерального законодательства удовлетворены.
Судом возложена обязанность на администрацию Сорочинского района Оренбургской области прекратить трудовой договор № от (дата) с начальником отдела ЗАГСа ФИО1
Не согласившись с указанным решением, администрация Сорочинского района Оренбургской области обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
В суд апелляционной инстанции не явились представители ответчика- Администрации г. Оренбурга, третье лицо ФИО1, которые о времени и месте судебного заседания были надлежаще извещены.
Выслушав доклад судьи Ярыгиной Е.Н., пояснения прокурора Стиплина И.В, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем предъявления в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Статьей 19 Закона Оренбургской области от 10 октября 2007 г. №1611/339-IV-ОЗ «О муниципальной службе в Оренбургской области» установлены основные квалификационные требования, в том числе для замещения главных должностей муниципальной службы - наличие высшего профессионального образования, стажа муниципальной службы (государственной службы) не менее четырех лет или стажа работы по специальности не менее пяти лет.
Постановлением главы администрации Сорочинского района Оренбургской области от 01.03.2012 года №51-п утверждено Положение «О квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в администрации Сорочинского района Оренбургской области».
Подпунктом «б» части 3 раздела 2 указанного Положения установлены квалификационные требования для главных должностей муниципальной службы – высшее профессиональное образование по специализации должностей муниципальной службы или образование, считающееся равноценным с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации должностей муниципальной службы, и стаж муниципальной службы на ведущих должностях муниципальной службы не менее двух лет или работы по специальности не менее трех лет.
Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела установлено, что распоряжением главы администрации Сорочинского района №лс от (дата) ФИО1 назначена на должность начальника отдела ЗАГСа Администрации Сорочинского района Оренбургской области.
Согласно диплому № от (дата) ФИО1 имеет высшее образование, ей присуждена квалификация « учитель русского языка и литературы» по специальности «филология».
Из трудовой книжки ФИО1 следует, что на момент ее назначения на должность начальника отдела ЗАГСа у нее отсутствовал стаж муниципальной службы на ведущих должностях муниципальной службы, а также государственной службы. Стаж по специальности составил 1 год 11 месяцев 29 дней, вместо требуемых трех лет.
Таким образом, ФИО1 занимает должность начальника отдела ЗАГСа Администрации Сорочинского района Оренбургской области при отсутствии высшего профессионального образования по специализации должностей муниципальной службы либо приравненного к дополнительному высшему профессиональному образованию по специализации должностей муниципальной службы, а также необходимого стажа работы по специальности, что не соответствует квалификационным требованиям, установленным законом для замещения главной должности муниципальной службы.
Поступление на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, предъявляемым к замещению должностей муниципальной службы, подрывает авторитет органа местного самоуправления, способствует проявлению коррупции и нарушает права неопределенного круга лиц, имеющих необходимые квалификационные требования для замещения вакантных должностей.
На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Законом о муниципальной службе.
Согласно абзацу 4 части 1 статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случае отсутствия соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Исходя из положений приведенных правовых норм, прекращение трудового договора по указанному основанию возможно, если выполнение конкретной трудовой функции требует обязательного наличия документа об образовании, подтверждающего получение лицом квалификации, которая позволяет ему выполнять данную работу.
Судом верно указано, что поступление ФИО1 в Оренбургский государственный университет по направлению « государственное и муниципальное управление» не является доказательством наличия высшего профессионального образования по специализации должностей муниципальной службы на момент назначения ее на должность и не подтверждает ее квалификацию, поскольку она обучается только на 1 курсе.
Присвоение ФИО1 классного чина на основании распоряжения администрации Сорочинского района Оренбургской области от (дата) № не является основанием для признания ее соответствующей квалификационным требованиям.
В этой связи, поскольку уровень профессионального образования ФИО1 не отвечает установленным законодательством о муниципальной службе квалификационным требованиям, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск прокурора. А с учетом невозможности дальнейшего пребывания ФИО1 на должности начальника отдела ЗАГСа Администрации Сорочинского района Оренбургской области суд правильно возложил обязанность на администрацию Сорочинского района Оренбургской области прекратить трудовой договор с ФИО1
Судебная коллегия считает выводы суда мотивированными, не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию представителя ответчика, высказанную в ходе разбирательства по делу в суде первой инстанции, они направлены на несогласие с вынесенным решением и на оспаривание обстоятельств, установленных этим судебным решением, в связи с чем, не могут являться основаниями для его отмены.
Других доводов, влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а:
решение Сорочинского районного суда Оренбургской области от 30 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Сорочинского района Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи: