ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2056/2014 от 27.08.2014 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

 Председательствующий Журавлева Н.Ю.

 Дело № 33 – 2056/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 27 августа 2014 года                                г. Абакан

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия в составе:

 председательствующего Долгополовой Т.В.,

 судей Весёлой И.Н., Вениченко О.В.,

 при секретаре Райковой Н.С.

 рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования Ширинский район ФИО1 на решение Ширинского районного суда от 22 апреля 2014 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Ширинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Ширинский район о понуждении создать условия для предоставления транспортных услуг населению, организовать транспортное обслуживание населения между поселениями муниципального образования Ширинский район.

 Заслушав доклад судьи Весёлой И.Н., объяснения представителя администрации муниципального образования Ширинский район ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителей прокурора Ширинского района Васильевой Е.В., Министерства транспорта и дорожного хозяйства РХ ФИО2, выразивших согласие с решением суда, судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Прокурор Ширинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Ширинский район о понуждении создать условия для предоставления транспортных услуг населению, организовать транспортное обслуживание населения между поселениями в границах муниципального образования Ширинский район в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения в законную силу. Ссылаясь на положения Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указывал, что к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. В 2013 году перевозки граждан между поселениями в границах Ширинского района осуществляли ООО «Ш» и индивидуальный предприниматель С. Муниципальные контракты с указанными лицами были заключены сроком до ДД.ММ.ГГГГ по результатам открытых аукционов. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на территории района прекращено выполнение пассажирских перевозок по всем внутримуниципальным маршрутам (№ «с.Шира – с.Беренжак», № «с.Шира – с. Черное Озеро», № «с. Шира – с. Туим», № «с. Шира – п.Жемчужный», № «с. Шира – с. Сон», № «с. Шира – с. Ворота», № «с. Шира – с. Джирим»). Администрацией МО Ширинский район не определен перевозчик, который будет осуществлять перевозки по данным маршрутам. Проведенные администрацией района открытые конкурсы не состоялись в связи с отсутствием заявок. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района внесено представление главе МО Ширинский район в связи с непринятием мер по решению вопросов местного значения. Указывал, что граждане, имеющие право на бесплатный проезд в пределах административного района, а также иные гражданев результате несвоевременно принятых мер к созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения ограничены в реализации права свободного передвижения.

 В судебном заседании помощник прокурора Ширинского района Гранкин Д.А. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.

 Представители ответчика ФИО1, ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признали, пояснив, что администрация района производит все необходимые действия для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания в границах МО Ширинский район. ДД.ММ.ГГГГ принято постановление администрации МО Ширинский район №, регулирующее порядок проведения открытых конкурсов среди перевозчиков на право осуществления коммерческих пассажирскихперевозок автомобильным транспортом, ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень коммерческих муниципальных автобусных маршрутов. ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации МО Ширинский район утвержден порядок предоставления субсидий перевозчикам, осуществляющим предоставление услуг на маршрутах, затраты на предоставление транспортных услуг по которым не могут быть компенсированы доходами перевозчика в связи с государственным регулированием тарифов.В соответствии с указанным постановлением Управлением промышленности, энергетики, связи, строительства и транспорта (далее – Управление ПЭССТ) администрации МО Ширинский район ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ объявлены открытые конкурсы среди перевозчиков на предоставление права осуществления коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным междугородным, пригородным автобусным маршрутам регулярных перевозок. Однако к моменту окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе не подано ни одной заявки, конкурсы признаны несостоявшимися. Указывали, что Управлением ПЭССТ администрации МО Ширинский район заключены договоры на осуществление пассажирских перевозок по муниципальным междугородним автобусным маршрутам «Шира – Беренжак», «Шира – Черное Озеро», «Шира – Коммунар». При этом в Ширинском районе осуществляются транспортные услуги по проходящим маршрутам «Абакан – Шира – Туим», «Абакан – Шира – Черное Озеро» и «Абакан – Шира – Коммунар» с остановками в с.Сон и п.Жемчужный. На основании изложенного представители ответчика полагали, что населению Ширинского района оказываются транспортные услуги. Обращая внимание на нормы Гражданского кодекса РФ, Закона РХ от 11 ноября 2004 года №84 «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия» и Закона РХ от 11 ноября 2004 года № 85 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц, и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», представители ответчика указывали, что вопрос о несвоевременно принятых мерах к созданию условий для льготного предоставления транспортных услуг вышеуказанным категориям граждан по внутриреспубликанским маршрутамотносится к вопросам государственной власти Республики Хакасия.

 Представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики ХакасияФ. в судебном заседании выразил согласие с исковыми требованиями, пояснил, что на Минтранс возложены функции заказчика пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети на территории Республики Хакасия.

 Решением суда исковые требования прокурора Ширинского района к администрации МО Ширинский район удовлетворены.

 С решением не согласилась представитель администрации МО Ширинский район ФИО4

 В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Ссылаясь на доводы, изложенные в суде первой инстанции, обращает внимание на то, что привлечение перевозчиков для осуществления регулярных пассажирских перевозок допускается только по результатам открытого конкурса. Иной порядок мог бы повлечь нарушение требований законодательства в сфере защиты конкуренции. Указывает, что администрацией заблаговременно до даты окончания срока предыдущего договора на право осуществления пассажирских перевозок на территории района опубликовано извещение о проведении открытого конкурса среди перевозчиков. По ее мнению, в условиях очередного объявления конкурса среди перевозчиков иная возможность предоставить транспортные услуги населению, кроме как заключить срочные договоры на право осуществления перевозок на территории района, а именно по маршрутам «Шира – Беренжак», «Шира – Черное Озеро», «Шира – Коммунар», у администрации отсутствовала. Выражает несогласие с выводом суда о допущенном ответчиком бездействии в решении вопроса местного значения, поскольку, как установлено в ходе судебного разбирательства, мероприятия по организации транспортного обслуживания населения на внутримуниципальных автобусных маршрутах администрацией осуществляются. Отмечает, что судом не дана оценка доводу стороны ответчика, согласно которому в исковом заявлении не конкретизировано, какие именно необходимо организовать транспортные маршруты.

 В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ширинского района Стонт Д.Л. выражает согласие с решением суда.

 Выслушав объяснения присутствующих лиц, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

 В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Пунктом 6 части 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесены создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

 Аналогичное положение закреплено в Уставе муниципального образования Ширинский район (п. 6 ст. 8).

 Согласно п. 6 ст. 29 названного Устава создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального образования Ширинский район отнесено к полномочиям администрации муниципального образования.

 Как установлено судом первой инстанции, прокуратурой Ширинского района проведена проверка соблюдения муниципальным образованием Ширинский район федерального законодательства в сфере транспортного обслуживания населения.

 По результатам проверки установлено, что в 2013 году перевозки граждан между поселениями в границах района осуществляли ООО «Ш» и индивидуальный предприниматель С., муниципальные контракты с которыми были заключены на срок до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ на территории района пассажирские перевозки по внутримуниципальным маршрутам не осуществляются, что послужило основанием для обращения в суд (л.д. 3-4).

 Из материалов дела усматривается, что постановлением администрации МО Ширинский район от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден порядок проведения открытых конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортном общего пользования по муниципальным междугородным (пригородным) автобусным маршрутам регулярных перевозок (л.д. 38).

 Постановлением администрации МО Ширинский район от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень и график движения коммерческих муниципальных автобусных маршрутов на пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования по Ширинскому району. Данным постановлением утверждены маршруты: № «с. Шира – п. Жемчужный», № «с. Шира – с. Туим», № «с.Шира – с. Сон», № «с. Шира – с. Ворота», № «с. Шира – с. Джирим», № «с. Шира – с. Беренжак», № «с. Шира – с. Коммунар», № «с. Шира – с. Черное Озеро – д. ФИО5», № «с. Шира – с. Черное Озеро – д. Чебаки» (л.д. 34-36).

 ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации МО Ширинский район № постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ № признано утратившим силу и утвержден порядок проведения открытых конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортном общего пользования по муниципальным междугородным (пригородным) автобусным маршрутам регулярных перевозок (л.д. 37).

 На основании принятых нормативных правовых актов ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГобъявлены открытые конкурсы среди перевозчиков на предоставление права осуществления коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным междугородным, пригородным автобусным маршрутам регулярных перевозок. Однако к моменту окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе не подано ни одной заявки, конкурсы признаны несостоявшимися (л.д. 21-30, 39).

 Очередной открытый конкурс объявлен Управлением ПЭССТ администрации МО Ширинский район ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40-41).

 Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрацией МО Ширинский район меры по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями района предприняты несвоевременно и не в полном объеме, поскольку на момент вынесения решения транспортное обслуживание населения района надлежащим образом не осуществлялось.

 Ссылка представителя администрации МО Ширинский район на заключенные с индивидуальным предпринимателем С. договоры на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным междугородным автобусным маршрутам регулярных перевозок № «Шира – Беренжак», №, № «Шира – Черное Озеро», № «Шира – Коммунар» (л.д. 104-118) обоснованно отклонена судом, поскольку данные договоры являются краткосрочными и относятся не ко всем муниципальным междугородным (пригородным) маршрутам, а потому не свидетельствуют об организации ответчиком надлежащего транспортного обслуживания населения района.

 Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы, изложенные представителем ответчика в суде первой инстанции и получившие надлежащую оценку в решении суда, сводятся к иной правовой оценке установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

 Содержащийся в апелляционной жалобе довод о том, что в исковом заявлении не конкретизировано, какие именно необходимо организовать транспортные маршруты, судебной коллегией отклоняется, так как исковое заявление содержит указание на автобусные маршруты, в связи с отсутствием которых заявлены требования.

 Ввиду вышеизложенного судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции в целом правильно определил круг обстоятельств, имеющих значение для дела, проверил представленные сторонами доказательства и произвел их надлежащую оценку, верно применил нормы материального и процессуального права, а потому решение суда является по существу правильным. Вместе с тем судебная коллегия считает необходимым решение суда изменить, указав перечень автобусных маршрутов, организация которых возложена на ответчика.

 Руководствуясь п. 2 ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А :

 Решение Ширинского районного суда от 22 апреля 2014 года по настоящему делу изменить.

 Обязать администрацию муниципального образования Ширинский район в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать условия для предоставления транспортных услуг населению путем организации автобусных маршрутов «с. Шира – с. Беренжак», «с.Шира – с. Черное Озеро», «с. Шира – с. Туим», «с. Шира – п. Жемчужный», «с.Шира – с. Сон», «с.Шира – с. Ворота», «с. Шира – с. Джирим».

 В остальной части решение суда оставить без изменения.

 Председательствующий                        Т.В. Долгополова

 Судьи                                    И.Н. Весёлая

 О.В. Вениченко