ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2056/2016 от 01.09.2016 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Анофрикова С.Н. Дело № 33-2056/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

Стальмахович О.Н.,

судей

Полозовой А.А., Мелентьевой Ж.Г.,

при секретаре

Голосовой А.Н.,

1 сентября 2016 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по апелляционной жалобе федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки» (далее – ФКП «Аэропорты Камчатки») на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 21 июня 2016 года, которым постановлено:

Обязать ФКП «Аэропорты Камчатски» в течение шести месяцев с момента ввода в эксплуатацию аэродрома филиал «Аэропорт Оссора» обеспечить филиал «Аэропорт «Оссора» следующим спецтранспортом и средствами механизации для зимнего и летнего содержания аэродрома и обеспечения хозяйственной деятельности: тепловой и ветровой машиной, машиной для очистки от снега посадочных огней, пескоразбрызгивателем, оборудованием для очистки и заливки швов.

Взыскать с ФКП «Аэропорты Камчатки» государственную пошлину в доход местного бюджета 3000 рублей.

Заслушав доклад судьи Полозовой А.А., объяснения представителя ФКП «Аэропорты Камчатки» Камгазова А.М., Галкина А.Б., считавших решение суда незаконным по доводам жалобы, объяснения представителя прокурора Колошук Р.Г., полагавшего решение суда законным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Камчатский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к ФКП «Аэропорты Камчатки», с учетом уточненных исковых требований, о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента ввода в эксплуатацию аэродрома обеспечить следующим автотранспортом и средствами механизации для зимнего и летнего содержания аэродрома и обеспечения хозяйственной деятельности филиал «Аэропорт Оссора»: тепловой и ветровой машиной, машиной для очистки от снега посадочных огней, пескоразбрызгивателем, оборудованием для очистки и заливки швов.

В обоснование исковых требований указал, что в ходе проверки исполнения требований законодательства в области обеспечения безопасности полетов выявлены нарушения в указанном филиале. Установлено, что аэродром «Оссора», расположенный 0,3 км южнее поселка Оссора Карагинского района, зарегистрирован в Государственном реестре гражданских аэродромов РФ за № 5-7, имеет искусственную взлетно-посадочную полосу в виде покрытия из асфальтобетона и годен к эксплуатации воздушных судов, вертолетов круглый год, круглосуточно (свидетельство о государственной регистрации аэродрома от 12 февраля 1999 года № 5-7). Эксплуатацию аэродрома осуществляет ФКП «Аэропорты Камчатки», которое в соответствии с Сертификатом соответствия № ФАВТ КЧ.А.01.00263 от 9 августа 2013 года, выданного Камчатским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, осуществляет в филиале аэродромное обеспечение. Держатель сертификата обязан в течение всего срока действия выданного сертификата соответствия поддерживать филиал на уровне предписанных сертификационных требований. Вместе с тем проведенной проверкой установлено, что при осуществлении аэропортовой деятельности по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов филиал не располагает для зимнего и летнего содержания аэродрома необходимым спецавтотранспортом и средствами механизации.

В судебном заседании представитель Камчатского транспортного прокурора Колошук Р.Г. уточненные исковые требования поддержал.

Представители ФКП «Аэропорты Камчатки» Камгазов А.М., Галкин А.Б. с исковыми требованиями не согласились, пояснив, что необходимость приобретения вышеуказанного спецавтотранспорта и средств механизации существовала лишь при сертификации, но поскольку в настоящее время сертификация отменена, данные требования ФАП не применяются.

Представитель третьего лица Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Орешко А.В. полагал исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, пояснив, что без обеспечения спецавтотранспортом и средствами механизации невозможно надлежащим образом осуществлять аэропортовую деятельность.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ФКП «Аэропорты Камчатки», полагая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить. Считает, что на момент рассмотрения дела, оснований для соблюдения положений, предусмотренных пунктом 2.4.2 приказа Федеральной службы воздушного транспорта РФ № 121 от 6 мая 2000 года не имелось, поскольку аэропорт «Оссора» исключен из Государственного реестра аэропортов Российской Федерации, аэродром выведен из эксплуатации на период строительства, аэродромное обеспечение полетов приостановлено. Полагает, что возложение указанной в решении обязанности на ФКП «Аэропорты Камчатки» приведет к обязанности исполнить судебное решение, лицом, освобожденным от обязательств в силу императивной нормы закона, поскольку на момент рассмотрения апелляционной жалобы действие сертификата соответствия № КЧ.А.00263 от 9 августа 2013 года истечет, а указанное обстоятельство освобождает ответчика от обязанности соблюдать требования пункта 2.4.2 вышеуказанного приказа Федеральной службы воздушного транспорта РФ № 121 от 6 мая 2000 года. Указывает на наличие безусловных оснований для отмены судебного решения, ввиду непривлечения судом к участию в деле собственника - Федерального агентства воздушного транспорта.

В возражениях на апелляционную жалобу Камчатский транспортный прокурор Лосев Д.С. полагает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

В силу пункта 1, 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм материального права являются основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Согласно статье 8 ВК РФ аэродромы подлежат обязательной сертификации.

В соответствии с частью 3 статьи 49 ВК РФ обеспечение соответствия аэродрома в период его эксплуатации установленным требованиям возлагается на организацию, осуществляющую эксплуатацию аэродрома.

Как указано в пунктах 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов», утвержденных приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 6 мая 2000 г. № 121 (далее – Правила № 121), настоящие Федеральные авиационные правила обязательной сертификации организаций, осуществляющих аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации, разработаны в соответствии с действующими и нормативными правовыми актами в области обеспечения безопасности полетов, сертификации в гражданской авиации.

«Аэродромное обеспечение» - это комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации включает в себя, в том числе, эксплуатационное содержание и текущий ремонт аэродромных покрытий, водоотводных и дренажных систем, грунтовой части летного поля, внутриаэропортовых дорог и привокзальной площади; обеспечение спецмашинами и средствами механизации работ по эксплуатационному содержанию аэродрома и восстановительному ремонту искусственных покрытий; эксплуатацию грузоподъемных машин и механизмов; техническое обслуживание и ремонт спецмашин, средств механизации, технологического оборудования.

Обязательная сертификация в области по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации проводится в целях:

- создания условий для эффективной деятельности воздушного транспорта Российской Федерации;

- обеспечения необходимого уровня безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности;

- защиты интересов пассажиров при пользовании услугами воздушного транспорта.

Пункты 2.2, 2.3, 2.4, 2.5 Правил № 121 устанавливают требования и обязанности по содержанию имущества аэропортов лицами, осуществляющими аэропортовую деятельность, в том числе, наличие специального транспорта и механизмов для зимнего, летнего содержания аэропорта, выполнения эксплуатационного содержания и восстановительного ремонта аэродромных покрытий; наличие сертификационных материалов (мастики, эмали и т.д.) для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий аэродрома.

В соответствии с п. 2.4.2 Правил № 121 лицо, осуществляющее аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов, должно располагать определенной номенклатурой спецавтотранспорта и средств механизации, в частности: для зимнего содержания аэродрома ветровой машиной, машиной для очистки от снега посадочных огней, машиной для распределения химреагентов, пескоразбрасывателем, аэродромным передвижным электроагрегатом; для летнего содержания аэродрома и восстановительного ремонта искусственных покрытий – поливомоечной машиной, трактором с косилкой, маркировочной машиной, электромагнитным очистителем, для обеспечения хозяйственной деятельности – бульдозером.

Пунктом 4 приказа Министерства транспорта Российской Федерации № 286 от 25 сентября 2015 года «Об утверждении федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил» установлено, что ранее выданные сертификаты соответствия аэропорта действуют до указанного в них срока.

В соответствии с пунктом 44 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 286 от 25 сентября 2015 года оператор аэродрома гражданской авиации должен располагать спецавтотранспортом и средствами механизации для выполнения своих функций в течение всего объявленного периода работы.

Как следует из материалов дела, Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Камчатки» создано в целях обеспечения деятельности аэропортов и аэропортового обслуживания авиационных перевозок и авиационных работ на территории Камчатского края. Основными видами деятельности указаны: аэропортовая деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты; аэропортовая деятельность по обеспечению авиационной безопасности; аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению; аэропортовая деятельность по инженерно-авиационному обеспечению и ремонту авиационной техники и иные виды деятельности.

Согласно сертификату № ФАВТ КЧ.А.00263 от 9 августа 2013 года ФКП «Аэропорты Камчатки» осуществляет аэродромное обеспечение в филиале «Аэропорт «Оссора». В соответствии с пунктами 4, 10 приложения к указанному сертификату, аэропортовская деятельность по аэродромному обеспечению в филиале «Аэропорт «Оссора» включает в себя: обеспечение спецмашинами и средствами механизации работ по эксплуатационному содержанию аэродрома.

Из акта проверки требований законодательства в сфере авиационной, транспортной безопасности и противодействия терроризму, при осуществлении аэропортовых видов деятельности в филиале «Аэропорт Оссора» ФКП «Аэропорты Камчатски» от 23-25 марта 2016 года следует, что в филиале «Аэропорт Оссора» отсутствует спецтранспорт и средства механизации для зимнего и летнего содержания аэродрома и восстановительного ремонта искусственных покрытий, обеспечения хозяйственной деятельности: тепловая и ветровая машина, машина для очистки от снега посадочных огней, машина для распределения химреагентов, пескоразбрасыватель, аэродромный передвижной электроагрегат, машина и оборудование для обработки и удаления обледенения с искусственных покрытий аэродрома, поливомоечная машина, маркировочная машина, электромагнитный очиститель, разбрызгиватель минеральных удобрений, оборудование для очистки и заливки швов, бульдозер, экскаватор, автокран, автобус.

Установив, что филиал «Аэропорт Оссора» в нарушение требований действующего законодательства не обеспечен необходимым спецтранспортом и средствами механизации, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности заявленных транспортным прокурором исковых требований, указав при этом, что ФКП «Аэропорты Камчатки», как держатель сертификата обязан в течение всего срока действия выданного сертификата соответствия поддерживать филиал «Аэропорт «Оссора» на уровне предписанных сертификационных требований.

С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может на основании нижеследующего.

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 11 Постановления № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» разъяснял, что исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.

Прокурор, с учетом измененных требований, ссылаясь на положения статьи 41 Воздушного кодекса РФ и свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации от 12 февраля 1999 года № 5-7, срок действия которого продлен до 27 января 2019 года, в обоснование заявленных требований указал, что аэродром «Оссора» зарегистрирован в Государственном реестре гражданских аэродромов, решение о закрытии данного аэродрома для обслуживания гражданских воздушных судов не принималось, а, следовательно, аэродром «Оссора» является действующим, и на ответчика, как на юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию аэродрома, распространяются требования по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов, установленные Федеральными авиационными правилами № 121, а то обстоятельство, что на аэродроме выполняются строительные работы и аэродромное обеспечение полетов приостановлено, не свидетельствует об отсутствии у ответчика обязанности к соблюдению требований указанных правил, в связи с чем, просил возложить на ответчика обязанность по обеспечению филиала «Аэропорт «Оссора» спецавтотранспортом и средствами механизации и установить срок возложения указанной обязанности - в течение шести месяцев с момента ввода аэродрома в эксплуатацию.

Однако в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства проводимой реконструкции (строительства) данного аэродрома, ее сроках и этапах выполнения и окончания.

При отсутствии указанных сведений в материалах дела, исходя из пояснений самого истца о том, что аэродром не исключен из Государственного реестра и является действующим, не представляется возможным сделать вывод о вводе аэродрома в эксплуатацию в какой-либо период времени, в связи с чем, возложение на ответчика обязанности по обеспечению филиала «Аэропорт «Оссора» спецавтотранспортом и средствами механизации с установлением шестимесячного срока с момента ввода аэродрома в эксплуатацию влечет то, что решение суда становится фактически неисполнимым и не приведет к достижению целей правосудия - к защите нарушенных прав.

Таким образом, возлагая на ответчика вышеназванную обязанность, суд первой инстанции не учел, что в силу требований статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ об обязательности судебных постановлений и статьи 210 Гражданского процессуального кодекса РФ об исполнении решения суда, решение должно быть исполнимым.

Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании исследования имеющихся в деле доказательств, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание изложенное, на основании пункта 2 статьи 328 ГПК РФ, считает необходимым обжалуемое решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска по заявленным требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Елизовского районного суда Камчатского края от 21 июня 2016 года отменить.

Отказать в удовлетворении исковых требований Камчатского транспортного прокурора к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Камчатки» о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента ввода в эксплуатацию аэродрома «Аэропорт «Оссора» обеспечить филиал «Аэропорт «Оссора» следующим спецтранспортом и средствами механизации: тепловой и ветровой машиной, машиной для очистки от снега посадочных огней, пескоразбрызгивателем, оборудованием для очистки и заливки швов.

Председательствующий

Судьи