Судья Поляков Е.С. Дело № 33-2057/2013
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Н.Новгород 12 марта 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Железновой Н.Д., судей Башаркиной Н.Н. и Козлова О.А.
при секретаре судебного заседания Бурдуковой Е.И. с участием представителя истца ФИО1 адвоката Березиной М.А, представителя ГУ МВД России по Нижегородской области ФИО2 (по доверенности)
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Козлова О.А. апелляционную жалобу ГУ МВД России по Нижегородской области на решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 12 ноября 2012 года по делу по иску ФИО1 к ГУ МВД России по Нижегородской области о признании ветераном боевых действий и обязании выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий»
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Нижегородской области с требованием о признании ветераном боевых действий, обязании выдать удостоверение «Ветеран боевых действий». В обосновании исковых требований истец указал, что является дознавателем лейтенантом милиции, в период с 21 ноября 1999г. по 29 февраля 2000г. находился в служебной командировке в Республике Северная Осетия-Алания и Республике Ингушетия и непосредственно участвовал в преодолении последствий вооруженного осетино-ингушского конфликта, восстановления законности и правопорядка на территории Республики Северная Осетия-Алания и Республике Ингушетия. Поскольку выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период с августа 1999года отнесено законом к боевым действиям, ФИО1 считает, что должен быть признан ветераном боевых действий и имеет право на выдачу ему удостоверения «ветеран боевых действий», что даст ему право на гарантии, компенсации и льготы, предусмотренные федеральным законодательством для данной категории лиц. Однако в управлении кадров МВД по Нижегородской области ФИО1 было отказано в выдаче удостоверения в связи с тем, что по запросам, направленным ими по месту служебной командировки, не было получено ответа. В результате чего ФИО1 вынужден подтверждать факт нахождения в служебной командировке и непосредственное участие в боевых действиях в судебном порядке. Факт нахождения ФИО1 на территории Северо-Кавказского региона и выполнения им задач в ходе контртеррористической операции ФИО1 подтверждает справками за подписью руководителя Мобильного отряда МВД РФ в РСО-А и РИ полковника милиции МКН и наличием у ФИО1 нагрудных знаков, полученных им в период нахождения в Северо-Кавказском регионе, среди которых нагрудный знак «участник боевых действий». Таким образом, ФИО1 как участник проведения контртеррористических операций имеет право на получение удостоверения «ветеран боевых действий» и получение соответствующих социальных гарантий, предусмотренных для данной категории граждан.
Решением Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 12 ноября 2012 года исковые требования ФИО1 были удовлетворены.
ФИО1 был признан ветераном боевых действий.
ГУ МВД России по Нижегородской области решением суда обязали выдать ФИО1 удостоверение «Ветеран боевых действий».
Не согласившись с постановленным решением суда, ответчик ГУ МВД России по Нижегородской области, в апелляционной жалобе просило решение суда отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы ответчик сослался на то, что суд пришел к неправильному выводу о том, что истец принимал участие в боевых действиях. Периоды непосредственного участия сотрудников органов внутренних дел в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров воинских частей, в которых указаны даты участия соответствующих сотрудников в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем регионального оперативного штаба. В отношении истца такого приказа нет. Наличие у истца нагрудного знака «Участник боевых действий» также не свидетельствует об участии истца в контртеррористических операциях, т.к. вручается лицам, принимавшим участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка на территории боевых действий. Нахождение истца в командировке с лицом, имеющим удостоверение «Ветеран боевых действий», не означает наличие аналогичного статуса у истца.
В силу ч.2 ст.327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверила законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Из материалов дела усматривается, что истец ФИО1 в период с 21 ноября 1999 г. по 29 февраля 2000 г. находился в служебной командировке в Республике Северная Осетия-Алания и Республике Ингушетия и непосредственно участвовал в преодолении последствий вооруженного осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 г, восстановлении законности и правопорядка на территории РСО-А и РИ (л.д.5-6)
Удовлетворяя исковые требования истца, суд исходил из того, что факт участия ФИО1 в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в период с 21 ноября 1999 г. по 27 февраля 2000 г. установлен, что подтверждается Приказом МВД РФ № от 27.01.2000 г о продлении срока несения службы, показаниями свидетеля МВВ и фактом наличия у истца нагрудных знаков «участник боевых действий»
Однако данный вывод суда является ошибочным, основан на неправильном толковании положений действующего законодательства, регулирующих порядок представления дополнительных гарантий и компенсаций сотрудникам органов внутренних дел, выполнявшим служебные задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте по следующим основаниям.
Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Приложением N 1 к указанному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. В разделе III названного Перечня указано на выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" предоставлены дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, состав которых определяется руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по представлению руководителя Регионального оперативного штаба, а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции (подпункт "в" пункта 4 Постановления).
Из содержания названного нормативно-правового акта следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов.
В соответствии с пунктом 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений "Ветеран боевых действий" в системе внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 7 мая 2004 года N 282 основанием выдачи удостоверений сотрудникам и военнослужащим внутренних войск МВД России, выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года, - выписки из приказов, изданных в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.
Из изложенного следует, что сам по себе факт нахождения военнослужащего на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период, начиная с 1 августа 1999 г. в составе Объединенной группировки войск (сил), направленной для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, без его участия в проведении каких-либо контртеррористических операций, состав участников и зона проведения которых определяется по приказу руководителя Регионального оперативного штаба, не может являться основанием для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий. Наличие оснований для выдачи удостоверения "Ветеран боевых действий" должно подтверждаться приказами командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба или (с 1999 по 2000 годы) руководителем Временной оперативной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, в подтверждение факта участия ФИО1 в боевых действиях в период проведения контртеррористической операции им были представлены в суд: справки руководителя Мобильного отряда МВД РФ в РСО-А и РИ о нахождении в служебной командировке и копия удостоверения к нагрудному знаку «Участник боевых действий».
Вместе с тем, в данных документах не содержится конкретных сведений об участии истца в соответствующих контртеррористических операциях.
Как обоснованно указано в апелляционной жалобе нагрудный знак «Участник боевых действий» вручается лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, принимавшим участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории боевых действий (Приказ МВД РФ от 31.03.2000 г № 333 «Об учреждении нагрудного знака «Участник боевых действий»). Таким образом, наличие у истца указанного нагрудного знака не может свидетельствовать об участии истца в контртеррористических операциях и подменять собой приказы командира подразделения, принимавшего участие в контртеррористической операции.
Показания свидетеля МВВ для доказывания факта участия истца в контртеррористической операции также не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку с точки зрения их допустимости, данные показания не могут использоваться для доказывания данного обстоятельства.
Таким образом, факт участия заявителя в боевых действиях в период проведения контртеррористической операции не подтвержден надлежащими доказательствами, в связи с чем заявитель не может быть признан ветераном боевых действий.
Между тем суд, принимая решение об удовлетворении исковых требований, не дал правовой оценки указанным обстоятельствам.
При таких обстоятельствах в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции в применении норм материального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, судебная коллегия находит необходимым отменить состоявшиеся по делу судебное постановление, принять по делу новое решение об отказе ФИО1 в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 12 ноября 2012 г. отменить, принять по делу новое решение.
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к ГУ Министерства внутренних дел по Нижегородской области о признании его участником боевых действий, выдаче удостоверения "Ветерана боевых действий" отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья:
Судьи: