ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2058/2016 от 21.07.2016 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

дело №33-2058/2016 судья в первой

категория 126г инстанции Гавура О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Севастополь 21 июля 2016 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи – Устинова О.И.,

судей - Андрейченко А.А., Лядовой Т.Р.,

при секретаре - Дубравской А.И.,

с участием:

представителя третьего лица - ФИО2,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Главному управлению имущественных и земельных отношений Департамента по правовым вопросам, земельным и имущественным отношениям Правительства Севастополя, Правительству Севастополя, третье лицо - Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя, об обязании Главного управления имущественных и земельных отношений Департамента по правовым вопросам, земельным и имущественным отношениям Правительства Севастополя изменить вид разрешенного использования земельного участка,

по апелляционным жалобам Правительства Севастополя и Главного управления имущественных и земельных отношений Департамента по правовым вопросам, земельным и имущественным отношениям Правительства Севастополя на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 3 августа 2015 г.

Заслушав доклад судьи Андрейченко А.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, в котором просила обязать Главное управление имущественных и земельных отношений изменить вид разрешенного использования принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, аллея <адрес> границах землепользования Садового товарищества «Сатурн», участок , с «для ведения садоводства» на «для индивидуального дачного строительства», с отнесением этих земель к землям населенных пунктов.

В обоснование исковых требований истец указала, что решением сессии Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ ей было дано согласие на такое изменение вида разрешенного использования указанного земельного участка, в связи с чем она обратилась в Главное управление имущественных и земельных отношений Севастополя с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, однако ей было отказано по тем основаниям, что изменение возможно после утверждения правил землепользования и застройки г. Севастополя. Данный отказ считает незаконным в силу положений статей 12, 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ), а также статьей 6 и статьей 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», в соответствии с которой завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г.

Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 3 августа 2015 г., с учетом дополнительного решения суда от 11 мая 2016 г., исковые требования удовлетворены частично, Главное управление имущественных и земельных отношений обязано рассмотреть вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка. В удовлетворении исковых требований к Правительству Севастополя об обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка отказано.

Ответчики подали апелляционные жалобы, просят решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение - об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

В частности, указывают, что суд первой инстанции, возлагая на Главное управление имущественных и земельных отношений обязанность рассмотреть заявление ФИО1 об изменении вида разрешенного использования земельного участка, вышел за пределы заявленных исковых требований.

Также Правительство Севастополя указывает, что до утверждения в г. Севастополе правил землепользования и застройки, градостроительных регламентов регулирование градостроительной деятельности и земельных отношений, в том числе при изменении вида разрешенного использования земельных участков, осуществляет Правительство Севастополя.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился истец, представители ответчиков - Главного управления имущественных и земельных отношений Департамента по правовым вопросам, земельным и имущественным отношениям и Правительства Севастополя, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представитель Правительства Севастополя до начала судебного заседания подал ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Учитывая изложенное, судебная коллегия в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) считает необходимым рассмотреть дело в отсутствие указанных участников.

Выслушав объяснения представителя третьего лица, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.

Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявление истца об изменении вида разрешенного использования земельного участка по сути не было разрешено ответчиком, а поскольку на территории города Севастополя действуют ранее выданные государственными органами Украины документы, то процедура изменения разрешенного вида использования земель должна быть проведена на основании ранее выданных документов, и возложил на Главное управление имущественных и земельных отношений рассмотреть указанное заявление истца.

С такими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ФИО1, являясь собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, аллея <адрес> (ранее в границах землепользования Садового товарищества «Сатурн»), участок , площадью 0, 0756 га, с целевым назначением - для ведения садоводства, обратилась в Севастопольский городской Совет с заявлением об изменении вида целевого назначения указанного земельного участка на вид «для индивидуального дачного строительства».

Решением II сессии Севастопольского городского Совета от 31 января 2011 г. № 337 заявление ФИО1 удовлетворено и дано согласие на изменение целевого назначения земельного участка по адресу: г. Севастополь, аллея <адрес> (ранее в границах СТ «Сатурн») площадью 0, 0756 га с «для ведения садоводства» на «для индивидуального дачного строительства» и разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка.

Пунктом 2 указанного решения ФИО1 обязана обеспечить через соответствующее лицензированное землеустроительное предприятие разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, с учетом условий согласований, указанных в заключениях соответствующих органов по материалам согласования, в том числе установление ограничений по использованию земельного участка согласно статье 111 Земельного кодекса Украины (л. д.30).

В соответствии с частью 2 статьи 20 Земельного кодекса Украины, в редакции, действовавшей на территории города Севастополя в период возникновения спорных правоотношений, изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятии (выкупе) земель и утверждают проекты землеустройства.

Изменение целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, осуществляется по инициативе
владельцев земельных участков в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины (часть 3 статьи 20 Земельного кодекса Украины).

Виды использования земельного участка в пределах определенной категории земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения и земель обороны) определяются его собственником или пользователем самостоятельно в пределах требований, установленных законом к использованию земель этой категории, с учетом градостроительной документации и документации по землеустройству (часть 5 статьи 20 Земельного кодекса Украины).

Постановлением Кабинета Министров Украины от 11.04.2002 № 502 утвержден Порядок изменения целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, согласно которому изменение целевого назначения земельного участка проводится по представлению заявления (ходатайства) ее владельца в сельский, поселковый, городской совет, если земельный участок расположен в пределах населенного пункта, или районную госадминистрацию, если земельный участок расположен за пределами населенного пункта.

Сельский, поселковый, городской совет или районная госадминистрация рассматривает заявление (ходатайство) и в случае согласия на
изменение целевого назначения земельного участка дает разрешение на
подготовку проекта ее отвода.

Проект отвода земельного участка, целевое назначение которого изменяется, складывается государственной или другой землеустроительной организацией по заказу собственника земельного участка.

Проект отвода земельного участка согласовывается или пересогласовывается с органом земельных ресурсов, природоохранным и санитарно-эпидемиологическим органами, органом градостроительства и архитектуры и охраны культурного наследия, а также подлежит государственной землеустроительной экспертизе, после которой заказчик подает проектные материалы соответственно в сельский, поселковый, городской совет или в районную госадминистрацию для принятия решения.

Сельский, поселковый, городской совет рассматривает проектные
материалы и принимает решение об изменении целевого назначения
земельного участка, расположенного в пределах населенного пункта.

Решение сельского, поселкового, городского совета или
соответствующего органа исполнительной власти об изменении целевого
назначения земельного участка является основанием для оформления
гражданину или юридическому лицу государственного акта на право собственности
на земельный участок с измененным целевым назначением.

Вместе с тем, кроме светокопии градостроительного заключения, истцом не представлены проект отвода земельного участка, целевое назначение которого изменяется, согласование проекта отвода земельного участка с соответствующими государственными органами, государственная землеустроительная экспертиза проекта отвода земельного участка, и решение Севастопольского городского совета об изменении целевого назначения земельного участка как основания для оформления права собственности на земельный участок с измененным целевым назначением.

В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

До 1 января 2017 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (статья 12.1 Закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ в редакции от 31 декабря 2014 г., действовавшей на момент обращения ФИО1 с заявлением).

Статьей 23 Закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Главное управление имущественных и земельных отношений Департамента по правовым вопросам, земельным и имущественным отношениям Правительства Севастополя с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного в собственность для ведения садоводства, на основании решения Севастопольского городского Совета от 31 января 2011 г. № 337, с «для ведения садоводства» на «для индивидуального дачного строительства», с отнесением этих земель к землям населенных пунктов (л. д. 8).

Согласно ответу Главного управления имущественных и земельных отношений от 2 марта 2015 г. /Л-103/1 ФИО1 отказано по тем основаниям, что она является собственником земельного участка, а законодательством Российской Федерации предусмотрена иная процедура изменения вида разрешенного использования земель, которая осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними законами города Севастополя и постановлениями Правительства Севастополя. Порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков будет разработан после утверждения Правительством Севастополя Правил землепользования и застройки г. Севастополя.

В соответствии с частями 1, 7 статьи 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года. Заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 1 января 2017 года.

Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 30 сентября 2014 г. № 332, урегулированы отношения, возникающие в связи с предоставлением бесплатно в собственность и оформлением гражданами Российской Федерации, зарегистрированными в г. Севастополе, права собственности на земельные участки, при наличии у заинтересованных лиц принятых до 21 марта 2014 г. и действующих решений органов местного самоуправления г. Севастополя о разрешении на разработку документации по землеустройству.

Поскольку право собственности истца на земельный участок, в отношении которого он просит изменить вид разрешенного использования, оформлено до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь, на спорные правоотношения действие положений Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» и постановления Правительства Севастополя от 30 сентября 2014г. № 332 не распространяется.

Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.

Земли в Российской Федерации, обозначенные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Полномочиями по утверждению правил землепользования и застройки статья 32 Градостроительного кодекса наделяет представительные органы местного самоуправления (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Поскольку на территории г. Севастополя правила землепользования и застройки не утверждены, то рассмотрение вопроса об изменении одного вида разрешенного использования на другой должно производится в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.

В силу статьи 27 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» правительство в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования; осуществляет в соответствии с законодательством города Севастополя регулирование градостроительной деятельности; разрабатывает для внесения в Законодательное Собрание проект правил землепользования и застройки, осуществляет подготовку разрешительной документации на проектирование и строительство объектов; осуществляет управление в области земельных отношений; осуществляет в сфере градостроительства и землепользования иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом, иными законами города Севастополя, а также указами Губернатора.

Статьей 6 Закона города Севастополя от 25 июля 2014г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» предусмотрено, что до утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).

Таким образом, полномочиями в области градостроительной деятельности и земельных отношений, в том числе изменение вида разрешенного использования земельных участков, наделено Правительство Севастополя.

Приведенные требования закона судом не были учтены, в связи с чем принятое решение нельзя признать законным.

Кроме того, обоснованными являются доводы апелляционных жалоб о том, что суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения в нарушение частей части 1, 3 статьи 196 ГПК РФ вышел за пределы исковых требований - не разрешив заявленное требование, принял решение по требованию, которое заявлено не было.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение и дополнительное подлежат отмене с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 3 августа 2015 г. и дополнительное решение суда от 11 мая 2016 г. отменить.

Принять новое решение.

В удовлетворении иска к Главному управлению имущественных и земельных отношений Департамента по правовым вопросам, земельным и имущественным отношениям Правительства Севастополя, Правительству Севастополя, третье лицо - Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя, об обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка, ФИО1 отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий О.И. Устинов

Судьи А.А. Андрейченко

Т.Р. Лядова