ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-20601/18 от 29.11.2018 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Баркова Е.Н. Дело № 33-20601/2018

Апелляционное определение

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Суханкина А.Н., судей Орловой А.И., Мехонцевой Е.М. при секретаре Мезенцевой Е.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 29 ноября 2018 года гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации городского округа Сухой Лог о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома

по апелляционной жалобе Администрации городского округа Сухой Лог на решение Сухоложского городского суда Свердловской области от 03 сентября 2018 года.

Заслушав доклад судьи Орловой А.И., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации ГО Сухой Лог о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома.

В обоснование иска указал, что является собственником земельного участка площадью 1766 кв.м., с кадастровым номером , категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: ... а также расположенного на нем жилого дома. В 2018 году ФИО1 решил осуществить реконструкцию принадлежащего ему жилого дома путем строительства мансардного этажа с целью расширения жилой площади, однако письмом начальника отдела архитектуры и градостроительства от 21 июня 2018 года получил отказ в выдаче разрешения на реконструкцию принадлежащего ему жилого дома. Просил признать незаконным решение Администрации ГО Сухой Лог, выраженное в письме № 324 от 21 июня 2018 года об отказе в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома, расположенного по адресу: ... по основаниям в нем указанным; обязать Администрацию ГО Сухой Лог устранить допущенное нарушение, рассмотрев указанное заявление о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома.

В судебном заседании ФИО1 требования и доводы искового заявления поддержал в полном объеме, указал, что ранее в 2012 года Администрация ГО Сухой Лог выдавала ему разрешение на реконструкцию жилого дома, расположенного по адресу: ..., путем возведения к жилому дому пристроя.

В судебном заседании представитель Администрации ГО Сухой Лог – ФИО2 исковые требования не признала, указала, что земельный участок, принадлежащий ФИО1, расположенный по адресу: ..., расположен в границах зоны с особыми условиями использования территорий (зона затопления); в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома ФИО1 отказано в связи с тем, что принадлежащий ему жилой дом находится в зоне затопляемой территории 1% обеспеченности реки ... и места, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; на отсутствие доказательств того, что решение об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома не соответствует закону, нарушает права и законные интересы ФИО1

Решением Сухоложского городского суда Свердловской области от 03 сентября 2018 года признано незаконным решение Администрации городского округа Сухой Лог, выраженное в письме № 324 от 21 июня 2018 года об отказе в выдаче ФИО1 разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома по основаниям в нем указанным. На Администрацию ГО Сухой Лог возложена обязанность устранить данное нарушение, рассмотрев заявление о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию).

В апелляционной жалобе Администрация ГО Сухой Лог просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд неправомерно пришел к выводу о том, что решение Администрации городского округа Сухой Лог, выраженное в письме № 324 от 21 июня 2018 года об отказе в выдаче ФИО1 разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома является незаконным, поскольку жилой дом, принадлежащий ФИО1, расположенный по адресу: ..., находится в зоне затопляемой территории 1% обеспеченности реки Пышма и места, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства.

В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы Администрации ГО Сухой Лог назначено на 29 ноября 2018 года определением от 29 октября 2018 года. ФИО1 о дате и времени проведения заседания суда апелляционной инстанции уведомлен 29 октября 2018 года телефонограммой (л.д. 92). С учетом изложенного, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что не явившиеся лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлениистроительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 данной статьи орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии в частью 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.

Согласно части 1 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.

В границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления (часть 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).

Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса (часть 7 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).

Установив, что ФИО1 является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: ..., площадью 1766 кв.м., с кадастровым номером , что земельный участок используется им в соответствии с назначением и разрешенным использованием, 31 мая 2018 года истцом получен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , что 14 июня 2018 ФИО1 в установленном законом порядке обратился в Администрацию ГО Сухой Лог с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию принадлежащего ему жилого дома, а также что Администрация ГО Сухой Лог отказала истцу в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома, поскольку объект индивидуального жилищного строительства находится в границах затопляемой территории 1% обеспеченности, и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких объектов в границах зон затопления, подтопления в силу части 1 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации запрещается, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство и правомерно удовлетворил требования ФИО1, признал незаконным решение Администрации городского округа Сухой Лог об отказе в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома и возложил на Администрацию ГО Сухой Лог обязанность устранить данное нарушение, рассмотрев заявление о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию).

Доводы апелляционной жалобы о том, что отказ в выдаче ФИО1 разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома является законным, поскольку жилой дом, находится в зоне затопляемой территории 1% обеспеченности реки Пышма и места, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, не могут быть признаны состоятельными, наличие строения на участке истца предполагает получение разрешения на реконструкцию, тогда как в части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации говорится о строительстве нового объекта. Исходя из баланса интересов сторон, принимая во внимание, что получение разрешения на строительство не направлено на увеличение неблагоприятных последствий для ответчика, на защиту от которых направлены положения статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, отказ в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) правомерно признан незаконным.

Судебная коллегия также обращает внимание, что реализация заявителем прав собственника земельного участка, в том числе на осуществление его застройки в соответствии с разрешенным использованием, не может быть поставлена в зависимость от бездействия уполномоченного органа по выполнению требований статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не являются основаниями для отмены решения суда в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сухоложского городского суда Свердловской области от 03 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: А.Н. Суханкин

Судьи: А.И. Орлова

Е.М. Мехонцева