ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2060/18 от 11.12.2018 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Орлова С.Г. дело № 33-2060/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 11 декабря 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Соснина А.Е.,

судей Ваулина А.А. и Лелекова Н.Г.,

при секретаре Матвеевской А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Центр информационных технологий и оценки качества образования» на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 сентября 2018 года, которым постановлено:

взыскать с государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Центр информационных технологий и оценки качества образования» в пользу ФИО1 задолженность заработной платы за июнь 2018 года в размере 10775 руб. 88 коп., компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 384 руб. 38 коп., в счет компенсации морального вреда 1000 руб.;

взыскать с государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Центр информационных технологий и оценки качества образования» в доход бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола» государственную пошлину в размере 746 руб. 41 коп.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл «Центр информационных технологий и оценки качества образования» (далее – ГБУ Республики Марий Эл «ЦИТОКО» или Учреждение) о взыскании невыплаченной заработной платы в размере 10775,88 руб., компенсации за задержку выплаты по день вынесения судом решения, компенсации морального вреда в размере 50000 руб.

В обосновании иска ФИО1 указала, что с 9 января 2013 года работает в Учреждении в должности главного бухгалтера. За период работы с
1 июня по 30 июня 2018 года ей не выплачена стимулирующая часть заработной платы, при этом приказ о лишении ее стимулирующей части заработной платы отсутствует. Задолженность ответчика по выплате за июнь 2018 года с учетом пропорционально отработанного времени составляет 10775 руб. 88 коп. В связи с задержкой выплаты заработной платы в ее пользу на основании статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию денежная компенсация. Так как неправомерными действиями ответчика ей причинены нравственные страдания, она просит взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Центр информационных технологий и оценки качества образования» просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

В обоснование доводов жалобы указано, что размер, порядок и условия выплат стимулирующего характера устанавливается руководителем Учреждения. Поскольку по результатам внеплановой проверки истец привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора, то и стимулирующая выплата ей не полагалась. При расчете стимулирующей выплаты истец необоснованно взяла за основу сумму в размере 13594 руб., поскольку данный размер не закреплен и не установлен ни одним нормативным актом Учреждения, следовательно, он может меняться и устанавливаться в любом другом размере на усмотрение руководителя Учреждения. Кроме того, в жалобе указывается на то, что данная выплата не являлась ежемесячной, она выплачивалась каждый месяц по отдельному приказу и носила разовый характер. В подтверждение отсутствия нарушений трудовых прав истца ссылаются на акт Государственной инспекции труда Республики Марий Эл. Полагают, что в обоснование компенсации морального вреда истцом не представлены доказательства, подтверждающие характер физических и нравственных страданий.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 приводит доводы в опровержение изложенных в жалобе обстоятельств, просит оставить решение суда без изменения.

Заслушав представителя ГБУ Республики Марий Эл «ЦИТОКО» ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, ФИО1, просившую оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Положениями статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 с 9 января 2013 года работает в государственном бюджетном учреждении Республики Марий Эл «Центр информационных технологий и оценки качества образования» главным бухгалтером. 9 января 2013 года между ответчиком и истцом заключен трудовой договор <№>.

Учреждение согласно его Уставу находится в ведомственном подчинении Министерства образования и науки Республики Марий Эл, которое осуществляет полномочия учредителя Учреждения.

В соответствии с Коллективным договором Учреждения система оплаты труда работников Учреждения устанавливается настоящим Коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Марий Эл (п. 3.1). Оплата труда работников осуществляется согласно штатному расписанию, утвержденному директором Учреждения, согласованному с министром образования и науки Республики Марий Эл. Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей системой оплаты труда (п. 3.2). Оплата труда работников Учреждения финансируется из средств республиканского бюджета, средств от приносящей доход деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (п. 3.3). В соответствии с действующим законодательством работодатель в пределах имеющихся средств на оплату труда работников определяет размеры окладов, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования всех категорий работников без ограничения их максимальными размерами (п. 3.4). Система оплаты труда работников Учреждения включает размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера (п. 3.5).

В соответствии с п. 3.15 Коллективного договора выплаты стимулирующего характера, надбавки и доплаты устанавливаются приказами директора в пределах фонда оплаты труда и предельными размерами не ограничиваются. Количество надбавок каждому сотруднику не ограничивается. Доплаты, надбавки и выплаты стимулирующего характера за счет средств от приносящей доход деятельности устанавливаются приказом директора на основании представления заместителя директора.

При изменении или прекращении основания для выплаты ранее установленной доплаты ее размер может быть изменен или доплата может быть отменена приказом директора на основании служебной записки (представления) заместителя директора (абзац второй п. 3.15 Коллективного договора).

В соответствии с Положением об оплате труда работников ГБУ Республики Марий Эл «ЦИТОКО», являющимся Приложением <№> к Коллективному договору (далее - Положение об оплате труда ), заработная плата работников Учреждения состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера (п. 1.4). Фонд оплаты труда работников Учреждения формируется в соответствии с локальными правовыми актами Учреждения, регулирующими оплату труда, и состоит из: средств, направляемых из республиканского бюджета в форме субсидий на выполнение государственного задания; внебюджетных средств (п. 1.6).

В соответствии с п.п. 3.3 - 3.6 Положения об оплате труда размеры должностных окладов заместителя директора и главного бухгалтера устанавливается на 10-30 процентов ниже должностного оклада руководителя Учреждения. Заработная плата заместителя директора и главного бухгалтера состоит из должностного оклада, выплат стимулирующего характера. Стимулирующие выплаты заместителю директора и главному бухгалтеру устанавливаются директором Учреждения в соответствии с п. 2.3 Положения об оплате труда. Премирование заместителя директора и главного бухгалтера осуществляется с учетом результатов деятельности Учреждения. Размер, порядок и условия премирования заместителя директора и главного бухгалтера Учреждения устанавливается директором Учреждения.

Согласно п. 2.3 Положения об оплате труда установление выплат стимулирующего характера осуществляется по решению руководителя Учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств от приносящей доход деятельности (п. 2.3.1).

В целях поощрения работников Учреждения за выполненную работу устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера: выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; премиальные выплаты по итогам работы (за месяц, квартал, год) (п. 2.3.3 Положения об оплате труда).

Премирование работников Учреждения производится в пределах средств, предусмотренных на оплату труда за общие результаты труда по итогам работы за установленный период. Периодичность выплат (месяц, квартал, полугодие, год) устанавливается коллективным договором или иными локальными нормативными актами Учреждения. Распределение премий по итогам работы из стимулирующей части фонда оплаты труда производится руководителем Учреждений с учетом мнения представительного органа работников Учреждения в соответствии с локальным нормативным актом Учреждения на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы, измеряемых качественными и количественными показателями (п. 2.3.6 Положения об оплате труда).

Из условий Положения о порядке формирования и расходования внебюджетных средств, являющегося Приложением <№> к Коллективному договору, следует, что расходование внебюджетных средств на социальную поддержку работников Учреждения включает, в том числе, выплаты стимулирующего характера (п. 3.9.4). Выплаты из внебюджетных средств включают надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера, не включенные в штатное расписание работников Учреждения (п. 4.1). Стимулирующие выплаты отменяются или уменьшаются при неудовлетворительном качестве работы, нарушении сроков ее выполнения, а также при нарушении трудовой дисциплины (п. 4.6). Выплата надбавок (доплат) может быть приостановлена при отсутствии финансовых средств и возобновлена при их поступлении (п. 4.8). Надбавки (доплаты) устанавливаются (увеличиваются или отменяются полностью) приказом директора с обязательным указанием сроков их действия, размеров, источников финансирования (п. 4.9).

По условиям трудового договора с учетом соглашения от
9 января 2013 года <№>-тд истцу установлен должностной оклад согласно штатному расписанию в сумме <...> руб. в месяц. Согласно штатному расписанию Учреждения с 1 января 2018 года ставка ежемесячного оклада главного бухгалтера Учреждения составила <...> руб.

Согласно п. 2.4.5 трудового договора от 9 января 2013 года <№>-тд работодатель обязался своевременно выплачивать обусловленную трудовым договором заработную плату и другие причитающиеся работнику выплаты. Согласно п. 3.4 трудового договора заработная плата выплачивается работнику два раза в месяц: аванс - 15 числа каждого месяца; расчет 5 числа каждого месяца.

Из справки от 17 июля 2018 года, выданной директором Учреждения, должностной оклад главного бухгалтера Учреждения ФИО1 составляет <...> руб., ежемесячный размер выплат стимулирующего характера с 1 июля 2017 года составляет 13594 руб. 50 коп.

Из пояснений сторон и представленных сторонами доказательств судом установлено, что указанные выплаты стимулирующего характера с июля 2017 года ежемесячно осуществлялись истцу на основании приказов директора Учреждения «О материальном стимулировании заместителя директора и главного бухгалтера» от 31 июля 2017 года <№> -к/д, 30 августа 2017 года <№>-к/д, 29 сентября 2017 года <№>-к/д, 31 октября 2017 года <№>-к/д, 30 ноября 2017 года <№>-к/д, 29 декабря 2017 года <№>-к/д, 31 января 2018 года <№>-к/д, 28 февраля 2018 года <№>-к/д, 30 марта 2018 года <№>-к/д, 26 апреля 2018 года <№>-к/д, 31 мая 2018 года <№>-к/д и рассчитывались от указанной суммы – 13594 руб. 50 коп. пропорционально отработанному истцом в текущем месяце времени.

Как следует из содержания названных приказов директора Учреждения, эти приказы издавались в соответствии с приказами Министерства образования и науки Республики Марий Эл о материальном стимулировании руководителей государственных организаций, находящихся в ведении Минобрнауки Республики Марий Эл, за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года от 28 июля 2017 года <№>-к,
28 августа 2017 года <№>-к, 27 сентября 2017 года <№>-к,
30 октября 2017 года <№>-к, 29 ноября 2017 года <№>-к,
29 декабря 2017 года <№>-к соответственно и приказа от
30 января 2018 года <№>-к «О ежемесячном материальном стимулировании руководителей государственных организаций, находящихся в ведении Министерства образования и науки Республики Марий Эл, на период с января по июнь 2018 года».

Из содержания перечисленных выше приказов Министерства образования и науки Республики Марий Эл, изданных в 2017 году, следует, что руководителю ГБУ Республики Марий Эл «Центр информационных технологий и оценки качества образования» расчетный размер ежемесячной премии установлен в размере 15105 руб. (пункт 1 приказов). Пунктом 2 приказов установлено, что если руководитель полностью отработал месячную норму рабочего времени, премирование производится в размере 100 % расчетного размера премии, установленного пунктом 1 приказа. В случае если руководитель не полностью отработал месячную норму рабочего времени, размер его премии определяется пропорционально отработанному времени.

Согласно объяснениям сторон размер премии в период с января по июнь 2018 года заместителю директора и главному бухгалтеру Учреждения устанавливался пропорционально отработанному времени от суммы 13594 руб. 50 коп. составляющей 90 % от расчетного размера премии установленного Минобранауки Республики Марий Эл директору Учреждения в 2017 году - 15105 руб. (15105 х 90 % = 13594), что согласуется с п. 3.3 Положения об оплате труда.

Судом также установлено и это следует из материалов дела, что выплаты стимулирующего характера в виде премий с июля 2017 года по май 2018 года заместителю руководителя и главному бухгалтеру Учреждения носили постоянный, а не разовый характер, выплачивались ежемесячно на основании вышеуказанных приказов, изданных директором Учреждения, что соответствует п. 2.3.3, абзацу первому п. 2.3.6 Положения об оплате труда. Остальным сотрудникам Учреждения (за исключением заместителя директора и главного бухгалтера ввиду издания отдельных приказов) выплаты стимулирующего характера производились в 2017 году, с января по июнь 2018 года также ежемесячно и постоянно на основании утвержденных руководителем Учреждения размеров выплат стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы.

Согласно копии приказа директора Учреждения от 3 июля 2018 года <№>-к, заместителю директора Учреждения со ссылкой на Положение об оплате труда за июнь 2018 года также установлена премиальная выплата в размере 13594 руб. 50 коп. Тогда как главному бухгалтеру ФИО1 данная ежемесячная выплата за июнь 2018 года не произведена.

Разрешая заявленные требования суд, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь вышеуказанными нормами права, коллективным договором и локальными нормативными актами работодателя, пришел к правильному выводу о том, что ответчиком необоснованно не была начислена и выплачена истцу ежемесячная выплата стимулирующего характера за июнь 2018 года.

Доводы жалобы о том, что стимулирующая выплата является разовой, не относится к обязательным, выплачивается по усмотрению директора Учреждения, который не усмотрел оснований для такой выплаты в июне 2018 года в связи с выявленными Министерством образования и науки Республики Марий Эл нарушениями трудового и бюджетного законодательства, допущенными истцом, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку.

Как верно указал суд, на дату выплаты в Учреждении заработной платы за июнь 2018 года (5 июля 2018 года) вина именно истца в выявленных нарушениях, отраженных в акте проверки от 26 июня 2018 года <№>, установлена не была. Приказ директора Учреждения <№>-к от 2 июля 2018 года, которым главный бухгалтер ФИО1 в связи с ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей, выразившемся в нарушении бюджетного законодательства при начислении заработной платы работнику, подвергнута дисциплинарному взысканию в виде выговора, отменен директором Учреждения 6 августа 2018 года на основании предписания Государственной инспекции труда (приказ <№>-к от 6 августа 2018 года).

В то же время какой-либо приказ, как это предусмотрено положениями пункта 3.15 Коллективного договора, пунктом 4.9 Приложения <№> к Коллективному договору, об отмене выплаты стимулирующего характера главному бухгалтеру, которая ежемесячно выплачивалась истцу с июля 2017 года и другим сотрудникам Учреждения, руководителем ГБУ Республики Марий Эл «ЦИТОКО» не издавался.

Вопреки доводам жалобы при расчете суммы стимулирующей выплаты, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, суд правомерно взял за основу сумму в размере 13594 руб. 50 коп., поскольку именно от этой суммы рассчитывалась стимулирующая выплата пропорционально отработанному времени, что подтверждается вышеуказанными справкой директора Учреждения от 17 июля 2018 года, приказами директора Учреждения, а также согласуется с п. 3.3 Положения об оплате труда.

Установив нарушение трудовых прав истца, выразившееся в невыплате стимулирующей выплаты за июнь 2018 года, суд обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца на основании статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации денежную компенсацию за период с 6 июля 2018 года по 21 сентября 2018 года, а также компенсацию морального вреда в размере 1000 руб. в соответствии с положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, по существу доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, выраженную ответчиком в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними, направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности.

При указанных обстоятельствах, решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Центр информационных технологий и оценки качества образования» - без удовлетворения.

Председательствующий А.Е. Соснин

Судьи А.А. Ваулин

Н.Г. Лелеков