ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2062/2017 от 17.05.2017 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-2062/2017

судья Слепцов И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Жилинского А.Г.

судей Щаповой И.А., Процкой Т.В.

при секретаре Печеревиной О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 17 мая 2017 года гражданское дело по исковому заявлению Борзинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Зыряновой Т.А. к ОАО «Читаэнергосбыт», ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» о признании незаконной установки общедомового прибора учета, о возложении обязанности произвести перерасчет объема потребления электрической энергии на общедомовые нужды с применением расчетного способа по нормативу за период с момента установки прибора учета до даты принятия решения судом, возложении обязанности на ОАО «Читаэнергосбыт» начислять плату за электроэнергию на общедомовые нужды в соответствии с нормативами.

по апелляционной жалобе представителя ответчика ПАО «МРСК Сибири» Марковой О.Ю.

на решение Борзинского городского суда Забайкальского края 15 марта 2016 года, которым постановлено:

исковые требования Борзинского межрайонного прокурора в интересах Зыряновой Т.А. удовлетворить. Признать незаконной установку общедомового прибора учета потребленной электроэнергии, установленного ОАО «МРСК Сибири» - филиалом «Читаэнерго» для начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды по адресу: Забайкальский край, Борзинский район, пгт. <адрес> 2, <адрес>.

Признать незаконными действия ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии Зыряновой Т.А. в период с 1 января 2013 года по 15 марта 2016 года (до даты принятия решения судом).

Обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «электроснабжение», потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме с 1 января 2013 года по 15 марта 2016 года (по день вынесения решения судом) по установленному в соответствии с требованиями законодательства нормативу.

Обязать ОАО «Читаэнергосбыт» производить начисление платы за коммунальную услугу «электроснабжение», потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме с 15 марта 2016 года в соответствии с утвержденными нормативами, до установки общедомового прибора учета в установленном законом порядке.

Взыскать с ОАО «МРСК Сибири» - филиал «Читаэнерго», ОАО «Читаэнергосбыт» государственную пошлину в местный бюджет с каждого в размере 300 руб.

Заслушав доклад судьи Жилинского А.Г., судебная коллегия

установила:

Борзинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Зыряновой Т.А., ссылаясь на следующее. Борзинской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Зыряновой Т.А., проживающей по адресу пгт. <адрес>, о несогласии с действиями по установке общедомовых приборов учета электроэнергии, размером начислений за услуги электроснабжения, потребленные на общедомовые нужды. В ходе проведения проверки выяснилось, что общедомовой прибор учета электрической энергии установлен и его показания приняты к расчету в многоквартирном доме по адресу: пгт. <адрес> что подтверждается актом проверки работы приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии от 30.12.2012 № 1217. Решение об установке общедомового прибора учета электроэнергии собственниками помещений вышеуказанного многоквартирного дома до 1.07.1012 и после не принималось. Акты об установке, замене, проверке и допуске приборов учета подписывались без ведома собственников помещений. Общие собрания собственников по вопросам установки общедомовых приборов учета не проводились, соответствующие решения не принимались. Установленный общедомовой прибор учета фактически не допущен в эксплуатацию в соответствии с требованиями законодательства. Таким образом, учет электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, с момента установки общедомового прибора учета не может являться расчетным. Прокурор просил суд признать установленный ОАО «МРСК Сибири»-«Читаэнерго» коммерческий прибор учета потребленной электроэнергии с несоблюдением процедуры установки, ввода в эксплуатацию и использования для начисления платы на общедомовые нужды, в период с момента установки прибора учета до принятия решения судом, не пригодным для расчета платежей на общедомовые нужды в жилом помещении, расположенном по адресу: пгт. <адрес>; признать действия ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии собственнику жилого помещения в пгт. <адрес> Зыряновой Т.А. на основании показаний прибора учета, установленного ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» без соблюдения установленной законом процедуры установки общедомовых приборов учета, их использования по показаниям общедомового прибора учета в период с момента его установки до даты принятия решения судом, незаконными; обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести Зыряновой Т.А. перерасчет начислений платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды с момента установки общедомового прибора учета электроэнергии до даты принятия решения судом по установленному в соответствии с требованиями законодательства нормативу, и в дальнейшем производить Зыряновой Т.А. начисление платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию в соответствии с утвержденными нормативами до установки общедомового прибора учета в установленном порядке (л.д. 3-5).

Определением суда от 11.02.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Государственная инспекция Забайкальского края, ООО «Харанорское ЖКХ», Администрация ГП «Шерловогорское» (л.д. 30-31).

Судом принято приведенное выше решение (л.д. 52-58).

В апелляционной жалобе представитель ответчика ПАО «МРСК Сибири» Маркова О.Ю. просит решение районного суда отменить, ссылаясь на следующие обстоятельства. Обязанность по сбору данных коммерческого учета электрической энергии была возложена Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 на сетевую организацию. Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что в период с 2009 – 2013 ПАО «МРСК Сибири» производило установку приборов учета в многоквартирных домах г. Борзя и Шерловая гора, в том числе по адресу пгт. <адрес> В подтверждение установки прибора учета представлен преддоговорной акт от 5.06.2009 (л.д. 66), акт технической проверки учета электроэнергии от 5.06.2009 № 60 (л.д. 62). 21.01.2011 прибор учета 0746780602541426 заменен на прибор учета 07467780602600826 (л.д. 68). Вынося решение, суд применил нормы нормативных правовых актов, не вступивших в действие на момент совершения действий по установке прибора учета, что привело к принятию неверного решения. Также считает неверной ссылку суда на норму п. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой, по мнению суда, была нарушена процедура уведомления собственников многоквартирного дома об установке и допуске в эксплуатацию прибора учета, так как указанная норма не действовала. Кроме того, судом не применены нормы материального права, предусматривающие право управляющей компании выступать в интересах собственников многоквартирного дома, не учтено то, что ООО «Харанорское ЖКХ» должно обеспечивать эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, в связи с чем, проведение мероприятий по вводу их в эксплуатацию, снятию показаний приборов относится именно к обязанностям управляющей организации (л.д. 61-63).

Истец Зырянова Т.А., извещенная о времени и месте апелляционного рассмотрения дела (л.д. 132), не явилась.

Третьи лица Государственная инспекция Забайкальского края, ООО «Харанорское ЖКХ», Администрация ГП «Шерловогорское» извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела (л.д. 136-138), представителей не направили.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав пояснения представителя ответчика ПАО МРСК «Сибири» Марковой О.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, процессуального истца прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Ангарской О.А. и представителя ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» Костенко Е.В., просивших об оставлении решения без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истец Зырянова Т.А. является собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Забайкальский край, <адрес> (л.д. 15).

ПАО «МРСК Сибири» является сетевой организацией. Ресурсоснабжающей организацией, состоящей с потребителями в договорных отношениях, является ОАО «Читаэнергосбыт», которое предоставляет потребителям коммунальные услуги по электроснабжению.

Начиная с ноября 2013 г. ОАО «Читаэнергосбыт» производит начисление и сбор платы за электрическую энергию на общедомовые нужды исходя из показаний общедомового прибора учета.

Основанием для начисления платы на общедомовые нужды является установленный ПАО «МРСК Сибири» общедомовой прибор учета потребленной электрической энергии, показания которого учитываются при расчете размера платы на общедомовые нужды.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении ПАО «МРСК Сибири» порядка установки и ввода прибора учета в эксплуатацию, в связи с чем действия ПАО «МРСК Сибири» по установке общедомового прибора были признаны незаконными, на ОАО «Читаэнергосбыт» была возложена обязанность произвести перерасчет платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды, исходя из норматива потребления, а также начислять плату за электроэнергию в соответствии с утвержденными нормативами, до установки общедомового прибора учета в установленном законом порядке.

С решением суда судебная коллегия согласиться не может.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила), электроснабжение жилого помещения является коммунальной услугой.

Согласно п. 13 указанных Правил предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 указанных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

В соответствии с п. 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Из приведенных норм следует, что при выборе собственниками способа управления многоквартирным домом управляющей организации именно она наделяется статусом исполнителя коммунальных услуг и в целях оказания таких услуг именно на ней лежит обязанность приобретать у ресурсоснабжающей организации соответствующий ресурс.

Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В п. 12 ст. 13 данного закона установлен правовой механизм принудительного оснащения многоквартирного дома приборами учета, когда собственники помещений в срок до 1 июля 2012 г. не исполнили обязанность по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Аналогичные предписания относительно последствий невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442.

В соответствии с п.п. 147, 152 Основных положений в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.

Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.

При рассмотрении настоящего дела в качестве юридически значимых судом должны были быть определены следующие обстоятельства: способ управления многоквартирным домом, был ли соблюден порядок допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию, принималось ли решение собственниками многоквартирного дома об оплате электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, непосредственно ресурсоснабжающей организации.

Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Забайкальский край, пгт. <адрес> находится в управлении управляющей организации ООО «Харанорское ЖКХ», что сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

Поскольку собственники не установили общедомовой прибор учета, данный прибор был установлен сетевой организацией.

Общедомовой прибор учета, установленный в многоквартирном жилом доме <адрес> признан пригодным и допущен в эксплуатацию на основании акта от 7 ноября 2013 г., подписанного представителями ОАО «МРСК Сибири» и ООО «Харанорское ЖКХ» (л.д. 25).

Поскольку истцами в нарушение ст. 56 ГПК РФ не были представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении ответчиками порядка установки и допуска общедомового прибора учета в эксплуатацию, а также то, что указанный прибор является неисправным, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований о признании установки общедомового прибора незаконной.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.

Согласно подпунктам «и», «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых приборов учета) электрической энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.

Исходя из изложенного правового регулирования, при избрании в качестве способа управления управление управляющей компанией такая организация является непосредственным представителем собственников многоквартирного дома и, в том числе, ответственна за установку и эксплуатацию общедомового прибора учета.

Выводы суда о том, что собственники жилого дома при составлении вышеуказанного акта не присутствовали, на общем собрании собственников жилья, решение о включении расходов на приобретение и установку коллективных (общедомовых) приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, не принимали, чем была нарушена процедура установки и введения в эксплуатацию обшедомового прибора учета, являются ошибочными.

С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организация независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Таким образом, после вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.

Исходя из изложенного правового регулирования, при избрании в качестве способа управления управление управляющей компанией такая организация является непосредственным представителем собственников многоквартирного дома и, в том числе, ответственна за установку и эксплуатацию общедомового прибора учета.

Учитывая, что в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию принимал участие представитель управляющей организации ООО «Харанорское ЖКХ», установленный прибор учета признан соответствующим обязательным требованиям государственных стандартов, технической документации, признан пригодным, суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о незаконности процедуры допуска общедомового прибора в эксплуатацию.

Действие ООО «Харанорское ЖКХ» в качестве управляющей организации в спорный период времени, подтверждается представленным по запросу суда Администрацией городского поселения «Шерловогорское» ответом, согласно которому многоквартирный жилой дом, расположенные по адресу: Забайкальский край, <адрес> спорный период времени находился в управлении управляющей организации ООО «Харанорское ЖКХ».

При таких условиях обжалуемое решение в части признания незаконными установки и допуска общедомового прибора в эксплуатацию по указанному адресу подлежит отмене с принятием в данной части нового решения об отказе в иске.

Также не подлежат удовлетворению и требования о возложении обязанности на ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет стоимости платы за коммунальную услугу «электроснабжение» в соответствии с действующими нормативами.

Согласно п. 1 ст. 153 ЖК РФ, ст. 539 ГК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с данными учета энергии. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения - с момента заключения договора найма, у собственника жилого помещения - с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

В силу части 7.1 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 30 июня 2015 года) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Исходя из пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в случае непосредственного управления многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).

В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.

По смыслу приведенных норм, управляющая организация, выбранная собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления, является непосредственным исполнителем коммунальных услуг для собственников и нанимателей помещений в таком доме. Несмотря на указанное обстоятельство, собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме также может быть принято решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом в период до 30 июня 2015 года внесение оплаты за коммунальные услуги, потребленные при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации являлось недопустимым, даже в случае принятия соответствующего решения собственниками и нанимателями многоквартирного дома.

Таким образом, поскольку в спорный период времени истцами не могла осуществляться плата напрямую ресурсоснабжающей организации, соответственно и требования о возложения обязанности на ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электроэнергию являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Указанные недостатки свидетельствуют о том, что судом были неверно определены значимые обстоятельства и неправильно применены нормы права, подлежащие применению. В силу ст. 330 ГПК РФ это является основанием для отмены судебного решения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Борзинского городского суда Забайкальского края 15 марта 2016 года отменить полностью и принять по делу новое решение.

В удовлетворении иска Борзинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Зыряновой Т.А. к ОАО «Читаэнергосбыт», ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» о признании незаконной установку общедомового прибора учета, о возложении обязанности произвести перерасчет объема потребления электрической энергии на общедомовые нужды с применением расчетного способа по нормативу за период с момента установки прибора учета до даты принятия решения судом, возложении обязанности на ОАО «Читаэнергосбыт» начислять плату за электроэнергию на общедомовые нужды в соответствии с нормативами – отказать.

Председательствующий

Судьи

Копия верна:

Судья Забайкальского краевого суда Жилинский А.Г.