Судья: Васина Д. К. Дело № 33-20634/2021 Уникальный идентификатор дела 50RS0031-01-2021-002784-89 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Гулиной Е.М., судей Черных И.Н., Гирсовой Н.В., при секретаре Болоновой Д.С. рассмотрев в открытом судебном заседании 12 июля 2021 года апелляционные жалобы Одинцовского управления социальной защиты населения и отдела социальной защиты населения поселка Власиха Министерства социального развития Московской области на решение Одинцовского городского суда Московской области от 01 апреля 2021 года по иску П.А.А. к Министерству социального развития Московской области, Одинцовскому управлению социального развития Московской области, отделу социальной защиты населения п. Власиха Министерства социального развития Московской области о признании решения незаконным, об обязании принять решение, права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, заслушав доклад судьи Гирсовой Н.В., объяснения представителя ответчика, УСТАНОВИЛА: П.А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Министерствусоциального развития Московской области, Одинцовскому управлению социального развития Московской области, отделу социальной защиты населения п. Власиха Министерства социального развития Московской области о признании решения незаконным, об обязании принять решение, права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения. В обоснование своих требований в суде первой инстанции П.А.А. указал, что проходит военную службу по контракту в военной части <данные изъяты>-В, является ветераном боевых действий, зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>. В настоящее время истец с семьёй проживают по адресу: <данные изъяты>. Истец обратился в Одинцовское управление социальной защиты населения Московской области о получении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения. На что Одинцовское управлениесоциальной защиты населения Московской области приняло решение об отказе в назначении: ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг оказываемых по адресу: <данные изъяты>, где истец проживает совместно со своей семьёй по причине его регистрации по адресу воинской части. В заседании суда первой инстанции П.А.А. заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным в иске доводам. Представители ответчиков в суде первой инстанции против иска возражали по доводам письменного отзыва на иск. Решением Одинцовского городского суда Московской области от 01.04.2021 года исковые требования П.А.А. к Министерству социального развития Московской области, Одинцовскому управлению социального развития Московской области, отделу социальной защиты населения п. Власиха Министерства социального развития Московской области удовлетворены частично. Решение Одинцовского управления социальной защиты населения Московской области об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг № 510560 от 25.12.2020 года признано незаконным. На Министерство социального развития Московской области в лице отдела социальной защиты населения п. Власиха возложена обязанность предоставить П.А.А. меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения (а именно компенсировать расходы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50%) по месту фактического жительства по адресу: <данные изъяты>. Не согласившись с указанным решением суда, Министерством социального развития Московской области в лице отдела социальной защиты населения п. Власиха и Одинцовского управления социальной защиты поданы апелляционные жалобы, в которой последний полагает решение суда незаконным и необоснованным, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель ответчиков в суде апелляционной инстанции просила удовлетворить апелляционные жалобы. Истец в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, извещён надлежащим образом, представил письменные возражения на апелляционную жалобу. Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения представителя ответчиков, судебная коллегия с учетом положений ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приходит к следующему. Так, из ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1) следует, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства. Под местом жительства понимаются жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина. Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ). Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства установлено, что истец с членами семьи: жена - П.Я.А., сын - П.Д.А., сын - П. Артём П.Д.А., проживают в служебной квартире по адресу: <данные изъяты>, оплачивает коммунальные услуги. 19.11.2020 года истец обратился в Одинцовское управление социальной защиты населения Московской области о получении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения. Однако, 30.11.2020 года Одинцовское управление социальной защиты населения Московской области приняло решение от 30.11.2020№ 468741 об отказе в назначении: ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг оказываемых по адресу: <данные изъяты>. Разрешая возникший спор, оценивая представленные по делу доказательства, в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Одинцовский городской суд пришёл к верному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в части признания за истцом права на меры социальной поддержки по месту проживания и обязании ответчика предоставить указанные меры, при этом исходил из того, что регистрация истца по адресу: <данные изъяты> обусловлена прохождением военной службы по контракту, и произведена в соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, в силу ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 и не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Судебная коллегия соглашается с вышеуказанным выводом суда первой инстанции, при этом исходит из следующего. Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» исходя из необходимости создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда законодатель установил несколько категорий ветеранов, в том числе категорию «ветераны боевых действий», и определил критерии отнесения граждан к названной категории (статья 1, статья 3). Статьей 10 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ предусмотрены меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 настоящего Федерального закона. Меры социальной поддержки иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 настоящего Федерального закона, временно проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, определяются международными договорами Российской Федерации. Как следует из положений п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки, в числе которых, компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади). Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим. Из положений ст.ст. 27 - 28 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ следует, что ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки. Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для предоставления П.А.А. мер социальной поддержки, предусмотренной положениями п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в виде компенсации расходов в размере 50 процентов на оплату жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>. Более того, помещение, в котором зарегистрирован истец по месту жительства, не является жилым помещением, а является местом дислокации воинской части, где истец проходит службу. Военнослужащие и члены их семей по указанному адресу не проживают, финансово-лицевые счета не открываются, оплата за проживание не производится. Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что все члены семьи истца фактически проживают в <данные изъяты>, то судебная коллегия приходит к выводу, что истец имеет право на меру социальной поддержки, предусмотренной п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в виде компенсации расходов в размере 50 процентов на оплату жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, комнаты 333-334. В этой связи, судебная коллегия полагает необходимым изложить абзац третий резолютивной части в следующей редакции: обязать Министерство социального развития Московской области предоставить П.А.А. меры социальной поддержки, предусмотренные п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Вместе с тем, судебная коллегия находит подлежащим отмене решение суда в части признания незаконным решения начальника Одинцовского управления социальной защиты населения Московской области об отказе П.А.А. в предоставлении мер социальной поддержки установленных подп.5 п.1 ст.16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» по месту фактического проживания по адресу: <данные изъяты>. Так, Одинцовское управление социальной защиты населения Московской области, как орган исполнительной власти, обязывает предоставить заявителя документы, прямо предусмотренные Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 12.12.2017 года №1029/45, в том числе, сведения, подтверждающие место жительства на территории Московской области семьи заявителя. Право оценивать доказательства на их допустимость и относимость предоставлено в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации только суду. Статьей 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» даны следующие понятия: регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства; регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания; регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства; место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина; Из документов, которые приложил к заявлению истец, обращаясь к ответчику, следует, что он не представил сведения о месте своего жительства на территории Московской области. Таким образом, поскольку на дату подачи заявления истец в нарушение вышеуказанного Порядка не представлен документ, подтверждающий место его жительства на территории Московской области, то ответчиком было принято обоснованное решение об отказе в предоставлении испрашиваемой льготы. При таких обстоятельствах решение суда в части признания незаконным решения Одинцовского управления социальной защиты населения Московской области № 510560 от 25.12.2020 года следует отменить, принять в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении данных требований отказать. Однако, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что все члены семьи истца фактически проживают в Московской области, то судебная коллегия приходит к выводу, что истец имеет право на меру социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50 процентов на оплату жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>. На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Одинцовского городского суда Московской области от 01 апреля 2021 года в части признания незаконным решения Одинцовского управления социальной защиты населения Московской области об отказе в назначении (продлении) ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг № 510560 от 25.12.2020 отменить. В отмененной части принять по делу новое решение. В удовлетворении требований П.А.А. о признании незаконным решения Одинцовского управления социальной защиты населения Московской области об отказе в назначении (продлении) ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг № 510560 от 25.12.2020 отказать. В остальной части решение Одинцовского городского суда Московской области от 01 апреля 2021 года оставить без изменения. Изложить абзац третий резолютивной части решения Одинцовского городского суда Московской области в следующей редакции: обязать Министерство социального развития Московской области предоставить П.А.А. меры социальной поддержки, предусмотренные п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Апелляционные жалобы Одинцовского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, отдела социальной защиты населения поселка Власиха Министерства социального развития Московской области - удовлетворить частично. Председательствующий: Судьи: |