ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2067/20 от 15.01.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья: 0 Дело 0

Уникальный идентификатор

дела 50RS00-66

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Немовой Т.А.

судей 0, ФИО1

при помощнике 0

рассмотрев в открытом судебном заседании от 15 января 2020 года апелляционную жалобу 0 на решение Коломенского городского суда 0 от 0 по гражданскому делу 0 по исковому заявлению 0 к Министерству социального развития 0 о признании незаконным прекращение выплаты компенсации по взносу на капитальный ремонт, признании незаконным бездействия по назначению льготы по взносу на капитальный ремонт, признании незаконным термина «мера социальной поддержки носит заявительный характер», о запрете применения термина мера социальной поддержки носит заявительный характер» к льготникам, стоящим на учете в Управлении социальной защиты, взыскании денежных средств,

заслушав доклад судьи 0

объяснения представителя ответчика,

УСТАНОВИЛА:

0 обратился в суд с иском к Министерству социального развития 0 о признании незаконным прекращение выплаты компенсации по взносу на капитальный ремонт, признании незаконным бездействия по назначению льготы по взносу на капитальный ремонт, признании незаконным термина «мера социальной поддержки носит заявительный характер», о запрете применения термина мера социальной поддержки носит заявительный характер» к льготникам, стоящим на учете в Управлении социальной защиты, взыскании денежных средств.

В обоснование иска указывает, что он является пенсионером, ветераном труда, состоит на учете в Коломенском УСЗН с февраля 1997г., получал меры социальной поддержки в виде льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.

С 01.03.2016г. Коломенским УСЗН была прекращена выплата компенсации по взносу на капитальный ремонт по причине: отсутствие в УСЗН сведений о том, что истец является собственником жилого помещения.

Истец является собственником жилого помещения с ноября 2012г. Ответчик имел возможность получить информацию о собственности в управляющей организации либо у истца.

В нарушении «Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в 0», утвержденного Постановлением 0 от 00 ответчик незаконно приостановил предоставление компенсации истцу и не истребовал документы, необходимые для предоставления льготы, чем нарушил права истца.

В октябре 0 обратился в МФЦ как ветеран, достигший возраста 80 лет, для получения стопроцентной льготы по оплате взноса на капитальный ремонт, ему вместо 100% льготы назначили- 50% по причине отсутствия информации о том, что истец является одиноко проживающим, неработающим собственником жилого помещения. При этом ответчиком нарушен «Порядок предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в 0», утвержденный Постановлением 0 от 00, а именно ответчик был обязан запросить вышеуказанную информацию в управляющей организации, администрации, других организациях либо у истца.

Истец неоднократно обращался в Коломенское УСЗН, а также в Министерство социального развития 0 за восстановлением нарушенных прав. На обращения истца давались ответы о том, что предоставление ежемесячной денежной компенсации по оплате взноса на капитальный ремонт за предыдущий период не предусмотрено, мера социальной поддержки носит заявительный характер с подачей необходимого комплекта документов.

0 считает, что данное требование применимо к тем льготникам, которые впервые обращаются за получением льгот. Истец же много лет является получателем льготы и состоит на учете в УСЗН, и на него данное требование не должно распространяться.

Истец просит признать незаконным прекращение Коломенским УСЗН выплаты компенсации по взносу на капитальный ремонт с 01.03.2016г. в размере 50%, признать незаконным бездействие Коломенского УСЗН по назначению льгот по взносу на капитальный ремонт в феврале 2017г. в размере 100%, признать незаконным применение термина «мера социальной поддержки носит заявительный характер», обязании дать сообщение в СМИ о признании незаконным термина «мера социальной поддержки носит заявительный характер» к льготникам, стоящим на учете в Управлении социальной защиты взыскать 10 101 руб.

Истец 0 в судебном заседании исковые требования поддержал полностью.

Представитель ответчика Министерства социального развития 0 по доверенности (л.д. 60-61, 62-64) 0 с иском не согласен, просит в иске отказать в полном объеме.

Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, в которой просил решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

В заседании апелляционной инстанции представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные участники в судебное заседание не явились.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

Судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела. Кроме того в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 0 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Московского областного суда.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене с вынесением нового решения.

Как разъяснено в абз. 1 п. 2. Постановления 0 Пленума Верховного суда РФ «О судебном решении» от 0, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст. 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 0 от 0 «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судом первой инстанции установлено, что Согласно сведениям Единой автоматизированной информационной системы обеспечения социальной защиты населения и социального обслуживания населения 0 «Социальная защита и социальное обслуживание населения 0» (ЕАИС СОЦ МО) 0, 0 года рождения, уроженец 0, зарегистрирован по адресу: 0,

0 является ветераном труда, пенсионером по старости и получает следующие меры социальной поддержки как ветеран труда:

- ЕДК платы за занимаемую общую площадь жилого помещения, стоимости коммунальных услуг, платы за взнос на капитальный ремонт и стоимости обращения с ТКО;

- Ежемесячная денежная выплата;

- ЕДК расходов по оплате услуг местных телефонных соединений;

- социальная карта сроком действия до 0.

Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, исходил из того, что в связи с изменением законодательства, оплата взноса на капитальный ремонт стала отдельной жилищной услугой. В соответствии с вышеуказанным Законом в редакции от 25.02.2016г. ветеранам труда компенсация предоставляется только для собственников жилых помещений.

Постановлением 0 от 00 утвержден «Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в 0».

При обращении за назначением компенсации получателем (представителем) необходимо представить документы, указанные в п.5 «Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в 0», утвержденного Постановлением 0 от 00, в том числе: заявление получателя на имя руководителя территориального подразделения Министерства о выплате компенсации с указанием способа ее получения по форме, утвержденной Министерством социального развития 0; документ, подтверждающий право собственности получателя на жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства;

Компенсация назначается получателю с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами.

Документы, указанные в Постановлении, представляются заявителем лично либо через представителя в территориальное структурное подразделение или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

По усмотрению заявителя (представителя) заявление может быть подано в форме электронного документа с электронно-цифровой подписью с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, Государственную информационную систему 0 "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) 0", в порядке, определяемом соответствующими нормативными правовыми актами.

Следовательно, предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда носит заявительных характер и осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства заявителя после предоставления заявления и необходимых для выплаты документов.

Право на обращение с заявлением о предоставлении предоставляемых льгот принадлежит исключительно заявителю.

0 проживает в квартире площадью 43.60 кв.м. С заявлением о назначении компенсации платы за капитальный ремонт 0 обратился в Коломенское УСЗН 29.10.2018г., предоставив соответствующие документы. На основании данных документов была назначена компенсация в размере 50 процентов в пределах стандарта нормативной площади (42 кв.м.) по категории «Ветеран труда».

Для назначения ежемесячной денежной компенсация в размере 100 процентов расходов на уплату взноса на капитальный ремонт при условии, что льготник является одиноко проживающим неработающим собственником жилого помещения, помимо выше указанных документов, необходимым документом является трудовая книжка.

Вторично 0 обратился в Коломенское УСЗН 12.12.2018г. с заявлением и необходимым комплектом документов о назначении компенсации платы за взнос на капитальный ремонт как одиноко проживающий, неработающий собственник жилого помещения, достигший 80 лет, и на основании этих документов была назначена данная выплата с первого числа месяца, в котором поступило заявление согласно законодательства.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что до 1.03.2016г. 0 ответчиком предоставлялись меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации в соответствии с требованиям законодательства, действовавшими в период до 01.03.2016г. После 01.03.2016г. в связи с изменениями законодательства оплата взноса на капитальный ремонт стала отдельной жилищной услугой. Предоставление льготы по оплате взноса на капитальный ремонт с 1.03.2016г. осуществляется только для собственников жилых помещений и только после соответствующего обращения и предоставления необходимых документов, т.е. предоставление льготы по оплате взноса на капитальный ремонт с 1.03.2016г носит заявительный характер, а также предусматривает обязанность заявителя предоставить необходимые документы.

Поскольку истец после 01.03.2016г. не обращался в органы социальной защиты населения с соответствующим заявлением и необходимыми документами, предоставление выплат льготы по оплате взноса на капитальный ремонт льготы было прекращено, а не приостановлено, как утверждает истец. Оснований для приостановления компенсационных выплат истцу в соответствии с требованиями вышеуказанных норм закона, не имеется.

После обращения истца к ответчику с заявлением и соответствующими документами выплата назначена выплата льгот по взносу на капитальный ремонт.

Оставляя исковые требования без удовлетворения, суд первой инстанции сослался на отсутствие предусмотренные законом основания для взыскания с ответчика спорных выплат за предшествующее обращениям время, поскольку в установленном законом порядке истец не реализовал свое право на спорную выплату, поскольку за назначением и выплатой истец не обращался.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку, в нарушение требований ст. ст. 56, 148 ГПК РФ суд не определил правоотношения сторон, подлежащий применению закон, обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, какой из сторон они подлежат доказыванию и не дал оценки предоставленным сторонами доказательствам.

В силу требований ст. ст. 12, 67 ГПК РФ судом должны быть созданы условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств дела; всесторонне, полно и объективно исследованы доказательства.

В силу п.4 ч.1 ст.0 от 0 N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в 0" лицам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, при достижении ими возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законом 0.

0 от 0 N 10/2016-ОЗ пункт 4 части 1 статьи 3 изложен в новой редакции, применяющейся к правоотношениям, возникшим с 0, а именно: лицам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, при достижении ими возраста, дающего право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законом 0:

платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения;

взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме - для собственников жилых помещений.

Установленная настоящим пунктом ежемесячная денежная компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме рассчитывается исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленного законом 0, но не более фактического размера общей площади жилого помещения.

Исходя из ст.8.0 от 0 N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в 0" получателям, указанным в части 1.5 статьи 0 N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в 0", предоставляется ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате за обращение с твердыми коммунальными отходами, которая назначается на основании сведений, содержащихся в Единой автоматизированной информационной системе "Социальная защита и социальное обслуживание населения 0" (далее - ЕАИС СОЦ 0), в без заявительном порядке и выплачивается тем же способом, что и иные меры социальной поддержки, предоставляемые в денежном выражении, либо пенсия.

Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, в том числе за наем или за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг (далее - меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг), установленных законодательством Российской Федерации и законодательством 0, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в 0, в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - также компенсация) установлены Порядком, размещенным на официальном интернет-портале 0 http://www.mos.ru 0 и опубликованным в изданиях "Ежедневные новости. Подмосковье", N 26, 0, "Информационный вестник Правительства МО", 0, N 6 (пункты 1 и 2).

Согласно пункту 18 Порядка компенсация предоставляется получателю при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении соглашения по ее погашению.

Предоставление компенсации приостанавливается по решению руководителя территориального подразделения Министерства социального развития 0 (далее - территориальное подразделение Министерства) в случаях неуплаты получателем текущих платежей за жилое помещение, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и (или) коммунальных услуг в течение 3 месяцев подряд (по информации организаций жилищно-коммунального хозяйства); невыполнения получателем условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг (по информации организаций жилищно-коммунального хозяйства) (пункт 28 Порядка).

Пунктом 29 Порядка предусмотрено возобновление предоставления компенсации по решению руководителя территориального подразделения Министерства с первого числа месяца, в котором получателем была погашена задолженность по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или заключено соглашение по ее погашению.

Из материалов дела следует, что истец и до 0 являлся получателем льготы на капитальный ремонт в составе льгот по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Задолженности по оплате истец за спорный период не имеет. Истец состоял на учете в УСЗН как собственник жилого помещения и получал компенсацию за взносы на капитальный ремонт. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 00 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», а также п.10 «Правил предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения…», утвержденных Постановлением 0 от 00,46 ( с изменениями) ответчик имел возможность запросить документы, не предоставленные получателем, в случае, если они находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги…

При указанных обстоятельствах, прекращение выплаты компенсации за капитальный ремонт в размере 50% является необоснованной.

В пользу истца подлежит взысканию за 10 месяцев 2016 года – 1809.4 рублей; за 2017 год – 2262.84 рублей; за 11 месяцев 2018 года – 2175 рублей Всего 6247.69 рублей.

Доводы 0 о том, что с 0 истцу должны быть начислены льготы в виде 100% компенсации в связи с исполнением восьмидесяти лет – не могут являться основанием для удовлетворения иска, поскольку в соответствием с законодательством истец обязан был предоставить сведения о том, что он является одиноко проживающим не работающим собственником жилого помещения, то есть предоставить трудовую книжку. Суждения истца о том, что он мог по телефону сообщить сотруднику УСЗН о том, что он не работает – не основаны на нормах права.

При указанных обстоятельствах начисление истцу льготы в размере 100% компенсации с даты предоставления всего комплекта документах (заявление от 0 ) с 0 - является обоснованным.

Доводы о том, что ответчик недостаточно информировал о предоставлении спорной выплаты не основаны на материалах дела.

Требования иска о признании незаконным бездействия по назначению льготы по взносу на капитальный ремонт в размере 100% с 0; признании незаконным термина «мера социальной поддержки носит заявительный характер», о запрете применения термина «мера социальной поддержки носит заявительный характер» к льготникам, стоящим на учете в Управлении социальной защиты; обязании дать в газетах «Коломенская правда» и «Ежедневные новости. Подмосковье сегодня» информацию о признании незаконным термина «мера социальной поддержки носит заявительный характер»; взыскании денежных средств в сумме, превышающей подлежащие взысканию требования – являются необоснованными, подлежащими отклонению, как не основанные на законе и не подтвержденные надлежащими допустимыми доказательствами.

Допущенные нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлиявшими на исход дела.

При указанных обстоятельствах решение суда подлежит отмене полностью, с вынесением нового решения, доводы апелляционной жалобы подлежащими удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Коломенского городского суда 0 от 0 – отменить. Принять новое решение.

Исковые требования 0 к Министерству социального развития 0 о признании незаконным прекращения выплаты компенсации по взносу на капитальный ремонт, признании незаконным бездействия по назначению льготы по взносу на капитальный ремонт, признании незаконным термина «мера социальной поддержки носит заявительный характер», о запрете применения термина мера социальной поддержки носит заявительный характер» к льготникам, стоящим на учете в Управлении социальной защиты, взыскании денежных средств; обязании дать в газетах «Коломенская правда» и «Ежедневные новости. Подмосковье сегодня» информацию о признании незаконным термина «мера социальной поддержки носит заявительный характер»; взыскании денежных средств – удовлетворить частично.

Признать незаконным прекращение выплаты 0 - Коломенским Управлением социальной защиты населения Министерства социального развития 0 компенсации по взносу на капитальный ремонт с 0.

Обязать Коломенское Управление социальной защиты населения Министерства социального развития 0 выплатить 0 задолженность по компенсации по взносу на капитальный ремонт в размере 6247,69 рублей.

В остальной части иска о признании незаконным бездействия по назначению льготы по взносу на капитальный ремонт в размере 100% с 0; признании незаконным термина «мера социальной поддержки носит заявительный характер», о запрете применения термина «мера социальной поддержки носит заявительный характер» к льготникам, стоящим на учете в Управлении социальной защиты; обязании дать в газетах «Коломенская правда» и «Ежедневные новости. Подмосковье сегодня» информацию о признании незаконным термина «мера социальной поддержки носит заявительный характер»; взыскании денежных средств в сумме, превышающей удовлетворенные требования - отказать.

Апелляционную жалобу 0 - удовлетворить частично.

Председательствующий

Судьи