ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело N 33- 20683/2017
23 октября 2017 г. адрес
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю.
судей Александровой Н.А. и Родионовой С.Р.
при секретаре Хамитовой Г.Н.
с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 22 мая 2017 г.
Заслушав доклад судьи Родионовой С.Р., объяснения ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей ответчиков ФИО2, ФИО3, возражавших удовлетворению апелляционной жалобы, заключение прокурора Замалетдиновой Л.И., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан (далее администрация MP адрес Республики Башкортостан), Совету муниципального района адрес Республики Башкортостан о восстановлении на работе, отмене решения в части, распоряжения главы, заключении нового трудового договора, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.
В обоснование иска указал, что он состоял в трудовых отношениях с администрацией МР адрес Республики Башкортостан с дата по дата В соответствии с ранее заключенным трудовым договором с муниципальным служащим №...-МС от дата он занимал должность заместителя начальника отдела земельных отношений.
Согласно распоряжению администрации MP адрес Республики Башкортостан от дата за №...-Л с дата г. из штатного расписания администрации должность «Заместитель начальника отдела земельных отношений» исключена.
дата истца уведомили (письмо №.../У от дата) о сокращении штата администрации согласно Решению Совета МР адрес Республики Башкортостан от дата за №..., включая должность истца.
дата (письмо администрации №.../У от дата) истца уведомили об отсутствии вакансий в администрации MP адрес Республики Башкортостан.
дата истца ознакомили с распоряжением администрации MP адрес Республики Башкортостан от дата за №...-Л о его увольнении с дата.
Принятое решение Совета MP адрес Республики Башкортостан №... от дата и распоряжение администрации MP адрес Республики Башкортостан от дата, за №...-Л в отношении него истец считает дискриминационным по следующим основаниям.
Начиная с дата первый заместитель главы администрации MP адрес по градостроительству и инвестициям, КАВ, (далее первый заместитель главы) неоднократно (более 6 раз за период с дата по дата) вызывал в свой кабинет и предлагал истцу уволиться без предметного объяснения причин для увольнения - полагаясь только на свой субъективный фактор и непроверенные слухи.
дата по инициативе первого заместителя главы истцу объявлен выговор согласно распоряжению администрации MP адрес№... от дата с формулировкой «в связи ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей». По состоянию на дата должностная инструкция истца как заместителя начальника отдела земельных отношений отсутствовала.
В целях защиты своих трудовых прав осенью 2016 года он подал в Уфимский районный суд Республики Башкортостан исковое заявление о снятии дисциплинарного взыскания-выговора. дата после очередного проведенного судебного заседания первый заместитель главы вызвал истца в свой кабинет и стал оказывать давление и грозить о принятии мер в отношении истца, если истец не заберет свое заявление из Уфимского районного суда. В продолжение данных слов дата при непосредственном участии первого заместителя главы принято Решение Совета MP адрес Республики Башкортостан о новом штатном расписании администрации MP адрес Республики Башкортостан.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Республики Башкортостан от дата№... «О нормативах формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Башкортостан» «...при расчете нормативов учитываются следующие требования к формированию структуры органов местного самоуправления:
- отдел создается при наличии в штате подразделения не менее 3 работников, включая руководителя;
- должность заместителя руководителя структурного подразделения может вводиться при наличии в штате структурного подразделения 6 и более должностей, включая руководителя, вторая должность заместителя – при наличии 12 и более должностей».
Согласно новой Структуре администрации МР адрес РБ, утвержденной дата, и действующей с дата во всех отделах администрации численностью от 6 и более единиц, включая начальника отдела, предусмотрены должности «Заместитель начальника отдела». И только в отделе земельных отношений данная должность — отсутствует (исключена).
Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ): основные принципы регулирования трудовых отношений и иных непосредственного связанных с ними отношений признаются: запрещение дискриминации в сфере труда; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;
Согласно статье 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
На основании вышеизложенного сокращение штата администрации MP адрес Республики Башкортостан в части отдела земельных отношений считает дискриминационным по отношению к истцу.
Просил суд:
- восстановить его на работе в должности заместителя начальника отдела земельных отношений в администрации MP адрес Республики Башкортостан.
- отменить Решение Совета MP адрес№... от дата в части утверждения нового штатного расписания по отделу земельных отношений; Распоряжение главы администрации MP адрес Республики Башкортостан №...-Л от дата о сокращении должности заместителя начальника отдела земельных отношений; заключить с истцом новый трудовой договор на прежних условиях с дата; взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула по день восстановления на работе (включая все причитающиеся истцу надбавки и начисления, выплаты, приуроченные к праздникам, в том числе к 23 февраля - «Дню защитника отечества»).
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 22 мая 2017 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано в полном объеме.
Не согласившись с данным решением, ФИО1 в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное, вынесенное с нарушением норм процессуального права и принять по делу новое решение.
В соответствии со ст. 327.1 ч. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дела в переделах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что дата между ФИО1 и администрацией МР адрес Республики Башкортостан заключен бессрочный трудовой договор №...-мс., в соответствии которым истец принят на работу в должности заместителя начальника отдела земельных отношений.
Из материалов дела следует, что решением Совета МР адрес Республики Башкортостан №... от дата утверждена структура администрации МР адрес Республики Башкортостан; признано утратившим силу решение Совета МР адрес Республики Башкортостан от дата№... «Об утверждении структуры администрации МР адрес Республики Башкортостан» (в редакции решений Совета от дата№..., от дата№..., от дата№..., от дата№..., от дата№..., от дата№...) с момента вступления в силу новой структуры. Структура вступает в силу с дата, за исключением пунктов 3 и 16, которые вступают в силу с дата.
Распоряжением администрации МР адрес Республики Башкортостан №...-Л от дата в соответствии с решением Совета МР адрес Республики Башкортостан от дата№... «Об утверждении структуры администрации МР адрес Республики Башкортостан», в связи с необходимостью более эффективного и оперативного решения вопросов местного значения исключены с дата из штатного расписания администрации следующие должности заместитель начальника земельного отдела – 1 единица, заместитель главного бухгалтера – 1 единица.
О вышеназванном решении и распоряжении истец уведомлен письмом от дата№.../У, о чем в письме имеется подпись ФИО1 от дата.
Письмом от дата№.../у ФИО1 уведомлен о том, что по состоянию на дата в штате администрации МР адрес Республики Башкортостан не имеется вакантных должностей, соответствующей квалификации ФИО1, а также нижестоящих и нижеоплачиваемых вакантных должностей и работы, о чем имеет подпись ФИО1 от дата.
Распоряжением от дата№...-Л истец уволен по сокращению штатов (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) из администрации МР адрес РБ, с данным приказом истец ознакомлен под роспись дата.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции на основании исследования и оценки представленных в дело доказательств пришел к обоснованному выводу, что при увольнении работодателем нарушений действующего законодательства не допущено, процедура увольнения произведена в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы истца, по сути, сводятся к тому, что работодатель принял в отношении него дискриминационные решения.
Ст. 3 ТК РФ предусматривает, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Международная организация труда в Конвенции N 111, принятой 25.06.1958 г. на международной конференции в Женеве к дискриминации в области труда и занятий относит:
a) всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий;
б) всякое другое различие, исключение или предпочтение, имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, как они могут быть определены заинтересованным членом Организации по консультации с представительными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, и с другими соответствующими органами.
Всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на специфических требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией.
Таким образом, под дискриминацией в сфере труда по смыслу ст. 3 ТК РФ во взаимосвязи со ст. 1 Конвенции Международной организации труда 1958 г. N 111 относительно дискриминации в области труда и занятий следует понимать различие, исключение или предпочтение, имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод или получение каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (в том числе не перечисленных в указанной статье Трудового кодекса РФ), помимо определяемых свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловленных особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Для установления факта дискриминации со стороны работодателя в отношении конкретного работника юридически значимыми являются обстоятельства установления какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при осуществлении трудовых (служебных) функций в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Решение ответчика об исключении из штатного администрации должности заместитель начальника земельного отдела, принято в рамках его полномочий. При этом оснований для признания в указанных действиях дискриминации истца не имеется.
Служебным письмом начальник отдела земельных отношений ЧРБ просит главу администрации внести изменение в штатное расписание отдела земельных отношений администрации путем исключения штатной единицы -заместителя начальника отдела земельных отношений администрации для оптимизации работы отдела и экономии бюджета муниципального района уфимского района Республики Башкортостан в связи с дублированием полномочий в данном отделе.
Согласно ч. 8 ст. 37 Федерального закона от дата N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.
Решение Совета от дата№... «Об утверждении структуры Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан» принято в целях более эффективного и оперативного решения вопросов местного значения на основании представления главы администрации.
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 17 указанного постановления при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
В соответствии с подпунктом "а" абзаца 2 пункта 18 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 48 суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Доводы истца о том, что в других структурах администрации МР адрес Республики Башкортостан при той же штатной численности отдела имеется должность заместитель начальника отдела, также не может являться основанием для признания действий ответчиков в отношении истца дискриминационными.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции, следует признать, обоснованными, увольнение ФИО1 соответствовало требованиям законодательства, в связи с чем, его исковое заявление не подлежало удовлетворению.
Таким образом, с постановленным по делу решением судебная коллегия считает необходимым согласиться, поскольку оно основано на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оснований для переоценки выводов суда у судебной коллегии не имеется.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 22 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ю. Кривцова
судьи Н.А. Александрова
С.Р. Родионова
Справка: судья Мозжерина Г.Ю.