Судья: Байскич Н.А. № 33-2069
Докладчик: Зайцева Е.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 февраля 2019г. Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Дударёк Н.Г.
судей: Зайцевой Е.Н., Савинцевой Н.А.
при секретаре Поленок Ю.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Зайцевой Е.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Управления городского развития Киселёвского городского округа
на решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 06 декабря 2018 года
по иску ФИО1 к Управлению городского развития Киселёвского городского округа о включении в список на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья взамен жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с иском к управлению городского развития Киселевского городского округа о включении в список на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья взамен жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Требования мотивирует тем, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный в <адрес>. ФИО1 зарегистрирована в данном доме и непрерывно проживает в нем с ДД.ММ.ГГГГ.
Заключением СФ ВНИМИ №/з от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, по <адрес> в установленном порядке признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахты «Тайбинская» и подлежит сносу.
Письмом ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предоставлении социальной выплаты по причине того, что дом был обследован после утверждения данного списка. Считает, что при вышеизложенных обстоятельствах имеет право на получение социальной выплаты.
Ссылаясь на положения Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» просит обязать ответчика включить ФИО1 в список граждан на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Управления городского развития Киселёвского городского округа, ФИО3 возражала против иска.
Решением Киселевского городского суда Кемеровской области от 06 декабря 2018 года постановлено:
Исковые требования ФИО1 к Управлению городского развития Киселевского городского округа о включении в список на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья взамен жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, удовлетворить.
Обязать Управление городского развития Киселевского городского округа включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список граждан на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, расположенного по адресу: <адрес>.
В апелляционной жалобе Управление городского развития Киселёвского городского округа просит решение суда отменить. Полагает, что истец не имеет права на социальную выплату, поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не включена в список граждан подлежащих переселению с подработанной территории ликвидированной ДД.ММ.ГГГГ шахты «Тайбинская».
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ФИО1 ФИО2, просившего решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Так, в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" от 20.06.1996 N 81-ФЗ предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Подпунктом "б" п. 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 N 840, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428.
Согласно п. 2 и 3 Правил, Министерство энергетики Российской Федерации предоставляет межбюджетные трансферты местным бюджетам шахтерских городов и поселков на ряде условий, в числе которых входят: использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных п. 5 настоящих Правил; представление органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики Российской Федерации сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.
В силу пп. а, б п. 5 Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Согласно п. 6 Правил размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке списков граждан, подлежащих переселению.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением "ГУРШ" при Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, ФИО1 на основании свидетельства о праве собственности на долю в общем совместном имуществе супругов, свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ принадлежат жилой дом, а также земельный участок, расположенные в <адрес>.
В указанном жилом доме ФИО1 значится зарегистрированной с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Иного жилья истец не имеет, что подтверждается сведениями Росреестра (л.д.42) а также справкой филиала №25 БТИ г. Киселевска (л.д.40,43).
В соответствии с заключением СФ ОАО ВНИМИ №/з от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по адресу: <адрес>, значится в перечне (подработанных ветхих) домов, у которых в результате ведения горных работ на ОАО Шахта «Тайбинская» суммарные деформации поверхности превышают допустимые, и относящиеся к категории ветхих, эти дома подлежат сносу, согласно действующему законодательству.
ОАО Шахта «Тайбинская» была ликвидирована ДД.ММ.ГГГГ.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец ФИО1 подлежит включению в список граждан на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности.
Соглашаясь с данным выводом, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, повторяющим позицию истца, изложенную суду первой инстанции, не усматривает.
Исходя из толкования вышеизложенных норм права, социальные выплаты предоставляются не всем гражданам, проживающим в непригодных жилых помещениях, а лишь тем, кто отвечает всей совокупности условий, необходимых и достаточных для включения в списки.
К числу таких условий, в частности, относится признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, постоянное проживание совместно с собственником жилья граждан, являющихся членами его семьи, зарегистрированных на этой площади на дату принятия решения о ликвидации шахты, а также наличие у гражданина права на жилое помещение на момент принятия решения о признании жилого помещения ветхим и непригодным и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилом помещении, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Поскольку спорный жилой дом был признан непригодным для проживания и подлежащим сносу заключением СФ ОАО «ВНИМИ» №/з от ДД.ММ.ГГГГ, право пользования и право собственности домом по <адрес> у истца возникло до признания дома непригодным для проживания, в указанном доме истец проживала и на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты в 2005 году, другого жилого помещения истец в собственности или пользовании не имеет, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, не включена, в связи с чем, требования ФИО1 о включении ее в список на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах, обоснованно были удовлетворены.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о том, что истец не имеет права на социальную выплату, поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не включена в список граждан подлежащих переселению с подработанной территории ликвидированной шахты «Тайбинская» судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права, поскольку дом истца был признан непригодным для проживания и подлежащим сносу заключением СФ ОАО «ВНИМИ» ДД.ММ.ГГГГ. Указывая закрытый перечень оснований для уточнения Списка, указанный в п. 8 Правил законодатель имел ввиду уточнение Списка граждан применительно к изменившимся семейным условиям проживающих лиц. В рассмотренном деле установлено наличие дополнительных домов, подвергшихся воздействию ликвидируемых шахт в период их работы.
Более того, согласно представленному в материалы дела списку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в него включены граждане, на жилые дома которых оказали негативное влияние горные работы, производимые ликвидированными шахтами «Черкасовская» и «Суртаиха», а не «Тайбинская».
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции решение постановлено с соблюдением норм материального права, нарушений норм процессуального права судом не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 06 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления городского развития Киселёвского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий: Н.Г. Дударёк
Судьи: Е.Н. Зайцева
Н.А. Савинцева