Дело: № 33- 2072/2014г.
Судья: Фокина Т.К.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Босси Н.А.,
судей: Тюриной Н.А., Рожковой Т.В.,
при секретаре: Н..,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 июля 2014 года гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к администрации г.Тамбова, Управлению инвестиций Тамбовской области о возложении обязанности по включению семьи в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку «Вынужденные переселенцы» по дате подачи первичного заявления и включении в состав семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, несовершеннолетнего ребенка,
по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 на решение Ленинского районного суда города Тамбова от 31 марта 2014 года,
заслушав доклад судьи Босси Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском (с учетом уточнения) к администрации г. Тамбова и Управлению инвестиций Тамбовской области о возложении обязанности на администрацию города Тамбова включить их семью в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку «Вынужденные переселенцы» по дате подачи первичного заявления с *** года, а также обязать администрацию города Тамбова включить в состав их семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, несовершеннолетнюю ***, *** года рождения, дочь ФИО2
В обоснование заявленных требований истцы указали, что решением Минфедерации России в Тамбовской области (ныне УФМС) они признаны вынужденными переселенцами, имеют соответствующие удостоверения. Ежегодно срок действия этого статуса Управление ФМС России по Тамбовской области им продлевает в соответствии с положениями п.4 ст.5 ФЗ «О вынужденных переселенцах», потому что до сих пор они не имеют своего жилья.
Являясь вынужденными переселенцами из Таджикистана и не имея жилья на территории России, решением администрации Моршанского района Тамбовской области они, по заявлению, были приняты на жилищный учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента подачи заявления, то есть с *** года. Они в тот период были зарегистрированы по месту пребывания на территории Моршанского района у знакомых, поэтому и подали заявление в администрацию Моршанского района, где оставались зарегистрированными до *** года. Из-за того, что собственник жилья, где они регистрировались, отказал им в продлении регистрации, и администрация Моршанского района отказала им в содействии зарегистрироваться, администрация города Тамбова зарегистрировала их по месту пребывания в маневренном фонде по ул. ***, а проживают они на частной квартире.
Оставаясь не обустроенными, они обратились в жилищный комитет администрации города Тамбова о включении их семьи в список нуждающихся в жилом помещении по списку очереди «Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами».
Постановлением администрации г.Тамбова от *** года № *** приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, но их заявление о принятии на учёт по дате подачи первичного заявления, то есть с *** года, отклонено.
Кроме того, на жилищный учет в составе семьи не принята ***, *** года рождения, (дочь истца-ФИО2) по причине отсутствия статуса вынужденного переселенца.
Считая данные действия неправомерными, они обратились в суд.
Государственная поддержка по жилищному обустройству лицам, признанным в установленном законом порядке вынужденными переселенцами, предоставляется на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категории граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» в виде государственного жилищного сертификата. Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (с изменениями и дополнениями), утверждённые вышеназванным постановлением Правительства РФ, регламентируют порядок расчёта суммы стоимости государственного жилищного сертификата (далее ГЖС) с учётом членов семьи, имеющих статус вынужденного переселенца. Но п.п. «б» п. 17 Правил предписывают, что к членам семьи, с учётом которых производится расчёт стоимости ГЖС, относятся: «...также их несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца - для граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил».
Государственный жилищный сертификат семье вынужденного переселенца не может быть предоставлен без учёта срока обращения с заявлением о нуждаемости в жилье. Статья. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентирует порядок принятия гражданина на жилищный учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по собственному заявлению гражданина с учётом даты подачи такового заявления и оснований для постановки на учёт.
После издания Правительством РФ вышеназванного постановления от 21.03.2006 года №153 вопросы по жилищному обустройству вынужденных переселенцев переданы на разрешение органов местного самоуправления,
которые в своей работе используют «Сводный список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий», составленный Управлением ФМС России по Тамбовской области (как и в других регионах страны). Затем эти списки направляются в орган исполнительной власти - Управление инвестиций Тамбовской области, а Управление инвестиций региона формирует сводный список граждан, изъявивших желание быть участником подпрограммы «Жилище», на получение ГЖС на очередной год. При этом вынужденным переселенцем подаётся нотариально заверенное заявление, (приложение форма №5 к «Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы»). УФМС, и орган местного самоуправления, а также и орган исполнительной власти списки составляют в соответствии и с учётом даты подачи вынужденным переселенцем заявления о нуждаемости в жилищном обустройстве. По сведениям регионального УФМС, которое ведёт по всей области учёт всех вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, они по дате принятия их на жилищный учёт с *** года по состоянию на *** года числились по списку очередников под номером ***, а в обновленном списке на *** год переместились в очереди под номером *** (письмо УФМС России по Тамбовской области от *** года №***).
Финансирование на жилищное обустройство вынужденных переселенцев осуществляется за счёт средств федерального бюджета, эти средства поступают в регион, и Управление инвестиций Тамбовской области распределяет ГЖС среди вынужденных переселенцев, состоящих на учёте в Тамбовской области с учётом даты подачи заявления.
Учитывая порядок формирования по региону сводного списка вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилищном обустройстве, в соответствии с нормами жилищного законодательства при распределении и выдаче ГЖС должна учитываться дата принятия семьи на жилищный учет, то есть ***, независимо от места нахождения муниципального образования в пределах одного региона.
Решением Ленинского районного суда города Тамбова от 31 марта 2014года ФИО1 и ФИО2 в удовлетворении исковых требований к администрации г.Тамбова, Управлению инвестиций Тамбовской области об обязании администрации города Тамбова включить семью в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку «Вынужденные переселенцы» по дате подачи первичного заявления с *** года и включить в состав семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, несовершеннолетнего ребенка ***, *** года рождения, отказано.
Не согласившись с названным решением суда ФИО1, ФИО2 подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение, которым обязать администрацию города Тамбова включить их семью в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку «Вынужденные переселенцы» по дате подачи нами первичного заявления с *** года и включить в состав их семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, несовершеннолетнюю ***., *** года рождения.
Считают решение суда вынесенным с нарушением норм материального права, с применением закона, не подлежащего применению.
Указывают, что Закон Тамбовской области от 20.07.2005 г. №342-3 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда в Тамбовской области», на который ссылается суд при принятии решения, не может быть применен в данной ситуации по следующим основаниям.
Вопросы, связанные с экономическими, социальными и правовыми гарантиями защиты прав и законных интересов граждан, имеющих статус вынужденных переселенцев, на территории Российской Федерации регулируются положениями Закона Российской Федерации от 19.02.1993 г. №4530-1 «О вынужденных переселенцах».
Закон не содержит положений, устанавливающих специальные основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, и требований к их имущественному положению, то есть достаточно быть признанным вынужденным переселенцем и не требуется быть признанным малоимущим.
Они относятся к категории вынужденных переселенцев, имеют соответствующие удостоверения. В соответствии с положениями ст.5 ФЗ «О вынужденных переселенцах» такой категории граждан оказывается государственная поддержка в жилищном обустройстве, в виде государственного жилищного сертификата в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153.
Жилые помещения вынужденным переселенцам предоставляются в
собственность, а не по договору социального найма, как это предусмотрено
Законом Тамбовской области от 20.07.2005 г. №342-3.
Государственная поддержка вынужденных переселенцев в форме
предоставления ГЖС, на который семьей вынужденного переселенца
приобретается жилое помещение в собственность, финансируется
исключительно за счёт средств федерального бюджета.
При постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении
жилищных условий, при предоставлении государственной поддержки в
жилищном обустройстве в виде ГЖС в отношении вынужденных переселенцев не должен и не решается вопрос о признании их малоимущими.
Примененный при разрешении их исковых требований
вышеназванный региональный закон регулирует вопросы постановки на учёт граждан, признанных малоимущими, и им предоставляются жилые помещения по договору социального найма.
Орган исполнительной власти при составлении сводного списка участников подпрограммы категории «вынужденные переселенцы» не может игнорировать дату подачи первичного заявления вынужденным переселенцем в пределах территории субъекта Российской Федерации. Ответчик и суд своим решением, связывая их право на очередность получения ГЖС со сменой регистрации в другом муниципальном образовании в пределах одного и того же субъекта Российской Федерации, искусственно перенес на более позднюю дату, что они считают незаконным, равно как и то, что отсутствие у них регистрации не могло повлечь исключение их из списка нуждающихся в жилом помещении.
Орган исполнительной власти субъекта при составлении сводного списка участников подпрограммы использует также списки, составленные УФМС России по Тамбовской области. Отклонение этого довода судом необъективно по той простой причине, что орган миграционного контроля срок действия статуса вынужденного переселенца продлевает ежегодно в соответствии со ст.5 ФЗ «О вынужденных переселенцах» именно только из-за необустроенности и отсутствия жилья. При этом, изменение места регистрации не влечёт лишение, приостановление действия статуса вынужденного переселенца.
Не согласны с выводом суда, что УФМС вела списки нуждающихся в жилищном обустройстве до принятия Постановления Правительством 21.03.200бг №153, так как этот список УФМС ведет по настоящее время, поскольку, как указывалось выше, срок действия статуса вынужденного переселенца взаимосвязан с решением вопроса по жилищному обустройству вынужденного переселенца.
Кроме того, не согласны с решением суда об отказе во включении в состав семьи несовершеннолетней ***., связывая ее право на жилище с регистрацией ребенка, что противоречит конституционному положению. Они зарегистрированы в общежитии по ул.*** без права проживания, однако жить приходится на частной квартире.
Ребенок не может быть зарегистрирован в общежитии, поскольку ему необходим медицинский полис и ряд других социальных проблем. По прежнему адресу в Моршанском районе ребенок также не был зарегистрирован, так как они фактически там не проживали. Суд первой инстанции в обоснование своего вывода указал, что несовершеннолетняя *** с ней -истицей ФИО1- не проживает, в связи с чем не является членом ее семьи. Вместе с тем, суд совершенно не дает никакого анализа тому обстоятельству, что несовершеннолетняя ***. - дочь истца ФИО2, являющегося участником вышеуказанной подпрограммы, в рамках реализации которой Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов регламентируют порядок расчёта суммы стоимости государственного жилищного сертификата с учётом членов семьи, имеющих статус вынужденного переселенца, к которым также относятся их несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.
Он, истец ФИО2 воспитываю свою дочь, которая является членом его семьи и этот факт никто не оспаривает. Кроме того, суд в решении указал, что «*** проживала со своими родителями», то есть с ним и его женой.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация г.Тамбова и Управление инвестиций Тамбовской области указывают на отсутствие оснований для отмены решения суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Истцы с *** года имеют статус вынужденных переселенцев.
С *** года по *** года были зарегистрированы по месту пребывания на территории Моршанского района Тамбовской области.
В связи с переездом в г.Тамбова зарегистрированы администрацией г.Тамбова по месту пребывания в маневренном жилом фонде по ул.***
Постановлением администрации г.Тамбова от *** года № *** они приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Постановлением администрации г.Тамбова №*** от *** года ФИО1 с составом семьи два человека (она и сын ФИО2) признаны участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с даты принятия на учет нуждающихся в жилом помещении по г.Тамбову, т.е. с *** года.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцами требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Предоставление жилого помещения осуществляется в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, возможность сохранения очередности при смене жительства жилищным законодательством не предусмотрена, а следовательно не имеется оснований для возложения обязанности на администрацию г.Тамбова включить истцов в списки нуждающихся в жилом помещении с даты первоначальной постановки на учет в администрации Моршанского района Тамбовской области.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами, изложенными в решении суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Из искового заявления ФИО3, данных ими пояснений в суде первой инстанции следует, что заявленные им требования связаны не с требованиями об обеспечении их жилым помещением по договору социального найма в порядке, установленном ЖК РФ, а направлены на признание за ними права быть участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с даты первоначальной постановки на учет в администрацию Моршанского района Тамбовской области, т.е. с *** года.
Согласно пункта 2 и 4 части 1 статьи 7 Федерального закона РФ "О вынужденных переселенцах" от 19 февраля 1993 года N 4530-1 федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий: включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности, предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства
РФ от 17 декабря 2010 года N 1050, право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, к ним, в том числе относятся граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в Сводные списки вынужденных переселенцев, состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы установлено, что формой государственной поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы является предоставлении им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 201 1 - 2015 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной подпрограммы.
Согласно подпункту "ж" пункта 5 указанных Правил, право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в Сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Системное толкование приведенных выше норм права в совокупности с обстоятельствами настоящего гражданского дела позволяют судебной коллегии сделать вывод о том, что для предоставления гражданам государственных жилищных сертификатов необходима совокупность следующих обстоятельств: признание в установленном порядке вынужденными переселенцами, включение территориальными органами Федеральной миграционной службы в Сводные списки вынужденных переселенцев, нахождение в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Истцы, являясь вынужденными переселенцами, состоящие на учете в органах местного самоуправления на улучшение жилищных условий с *** года, будучи в установленном законом порядке включенными в число граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, и не имеющие жилого помещения для постоянного проживания, в силу действующего законодательства имеют право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета.
Доказательства реализации истцами указанного права в материалах дела отсутствуют.
При этом, смена постоянного места жительства истцами в пределах территории Российской Федерации в *** году, а именно переезд из Моршанского района Тамбовской области в город Тамбов, не может являться основанием для изменения их права на получение меры эффективной государственной поддержки с целью жилищного обустройства на территории Российской Федерации вынужденных переселенцев с момента обращения за ее предоставлением, т.е. с даты постановки на учет в администрацию Моршанского района Тамбовской области.
Статья 41 Конституции Российской Федерации устанавливает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Реализация подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" осуществляется за счет средств федерального бюджета, а не за счет бюджетных средств субъектов Российской Федерации либо средств муниципальных образований.
Таким образом, исполнение принятых на себе государством расходных обязательств по оказанию вынужденным переселенцам мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты на приобретение жилья не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что государственные обязательства, возникшие перед истцами в *** году, должны быть выполнены вне зависимости от перемены последними постоянного места проживания в пределах Российской Федерации.
Таким образом истцы имеют право быть признанными участниками подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по категории граждан - "вынужденные переселенцы" с даты первоначального обращения.
В соответствии с п.24 Постановления Правительства Российской Федерации №153 от 21.03.2006 года список участников подпрограммы формируется органом местного самоуправления, в котором находится учетное дело гражданина, изъявившего желание на участие в подпрограмме. Список формируется в хронологической последовательности, в какой граждане – участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Из содержания данного пункта, вопреки утверждениям представителя администрации г.Тамбова не следует, что при формировании указанного списка не подлежит учету дата подачи первичного заявления вынужденным переселенцем в пределах территории одного субъекта Российской Федерации при смене места пребывания.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований истцов о возложении на администрацию г.Тамбова обязанности включить истцов в список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по категории граждан - "вынужденные переселенцы" с даты первоначальной постановки на учет – *** года.
Вместе с тем, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении требований М-вых о включении в состав семьи ФИО1 ее внучки – ***, *** года рождения.
Суд первой инстанции, с учетом положений п.17 подпункт «б» Постановления Правительства Российской Федерации №153 от 21 марта 2006 года, пришел к правильному выводу о том, что участником вышеуказанной подпрограммы является ФИО1 и одним из необходимых условий признания внучки членом семьи является постоянное проживание с ФИО1 Доказательств, подтверждающих соблюдение указанного условия, М-выми не предоставлено. Не содержит таких доказательств и поданная апелляционная жалоба. Доводы жалобы о том, что *** является несовершеннолетней дочерью ФИО2, не влекут отмену решения суда в указанной части, поскольку истец не является участником подпрограммы, а включен в нее в качестве члена семьи ФИО1
Руководствуясь 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Тамбова от 31 марта 2014 года в части отказа в удовлетворении требований ФИО1 и ФИО2 к администрации г.Тамбова, Управлению инвестиций Тамбовской области о возложении обязанности по включению семьи в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку «Вынужденные переселенцы» по дате подачи первичного заявления отменить и принять новое решение.
Обязать администрацию г.Тамбова признать ФИО1 с составом семьи два человека (она, сын-ФИО2) участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по категории граждан "вынужденные переселенцы" с даты первоначальной постановки на учет – *** года.
В остальной части решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 31 марта 2014 года оставить без изменения. Апелляционную жалобу ФИО1 и ФИО2 удовлетворить частично.
Председательствующий:
Судьи: