ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-20730/2021 от 29.11.2021 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Селицкая М.Ю. дело № 33-20730/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 ноября 2021 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Мосинцевой О.В.

судей Калинченко А.Б., Семеновой О.В.

при секретаре Мусаелян З.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-1145/2021 по иску ФИО3, ФИО4 к администрации г. Новошахтинска Ростовской области об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке, по апелляционной жалобе ФИО3, ФИО4 на решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 24 июня 2021 года,

Заслушав доклад судьи Мосинцевой О.В., судебная коллегия

установила:

ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к администрации АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты, указав, что они являются собственниками АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, зарегистрированы в указанном доме, но проживать там не могут в связи с его разрушением. С 2014 года добивались включения в списки на переселение из ветхого жилья, поскольку дом стал непригодным для проживания по критериям безопасности в результате деятельности шахты им.Кирова ОАО «Ростовуголь». 05 февраля 2020 года решением Новошахтинского районного суда АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН они были включены в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья.

Истцы просили обязать администрацию г. Новошахтинска Ростовской области заключить с ФИО3, ФИО4 договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в 2022 году.

Решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 24 июня 2021 года исковые требования оставлены без удовлетворения.

Представитель ФИО4, ФИО3 в апелляционной жалобе просит отменить решение. Апеллянт указывает, что в материалах дела имеются ответы органа местного самоуправления, из которых следует, что истцы обращались к ответчику с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья. Ими были предоставлены все документы, необходимые для реализации права. О том, что для реализации права необходимо еще заполнить информационную карту и какое-то дополнительное заявление, в данном ответе не указано. Вопрос о включении в списки граждан, подлежащих переселению, решался на протяжении многих лет, и только 05 февраля 2020 года истцы были включены в списки граждан на переселение в соответствии с решением суда. Впоследствии все необходимые документы, что подтверждается ответом администрации АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от 25 марта 2021 года, были представлены, однако данные доказательства судом не исследовались. Суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о приобщении технического заключения № 19-06-Т3 об аварийном состоянии строительных конструкций жилого дома. Как видно из ответа администрации г.Новошахтинска Ростовской области от 25 марта 2021 года, все необходимые для переселения семьи ФИО5 документы предоставлены, но информационная карта для заполнения не была выдана, поскольку ответчик считал, что в настоящий момент отсутствует возможность предоставления социальной выплаты.

На апелляционную жалобу поданы возражения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились ФИО7, действующая от имени апеллянтов на основании ордера, доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить и исковые требования удовлетворить в полном объеме, а также представитель администрации АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН по доверенности ФИО8, просившая решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2 – без удовлетворения.

Судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие апеллянтов, извещенных о времени и месте рассмотрения дела с учетом ст. 167 ГПК РФ надлежащим образом.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы в пределах, установленных ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения.

Федеральным законом от 20 июня 1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.

Пп. «б» п. 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утв. Постановлением Правительства РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Как следует из материалов дела, истцы являются собственниками АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, расположенной в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, и включены в список граждан, проживающих в жилых домах, ставшими в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности ДАО Шахта им. ФИО9 ОАО «Ростовуголь» под № ТЭО 638. Данный список утвержден Минэнерго РФ ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № протоколом АЯ-109АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН включены в указанный список на основании решения Новошахтинского районного суда АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.

Руководствуясь положениями Федерального закона от 20 июня 1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности», Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, указав, что полный пакет документов истцами не представлен, с заявлением о включении в список расчета субсидий истцы не обращались.

Доводы апелляционной жалобы предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения не содержат, исходя из следующих обстоятельств.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

В соответствии с п. 5, 8 Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат; социальные выплаты предоставляются на основании составленных, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации (п. 12 Правил).

В соответствии с п. 13 Правил гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.

Приобретенное (построенное) за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Согласно Положению о порядке оказания содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утв. Решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05 февраля 2013 года, в целях оказания содействия в переселении из ветхого жилья управлением жилищной политики Администрации города ведется прием граждан.

В ходе приема: а) разъясняется порядок реализации мероприятий по оказанию содействия гражданам в переселении из ветхого жилья, осуществляемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков»; б) при наличии возможности оказания содействия в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого гражданину выдается для заполнения информационная карта и перечень документов, необходимых для предоставления гражданами в управление жилищной политики для реализации права на переселение из ветхого жилищного фонда, разъясняется порядок внесения уточнений в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными угольными шахтами, непригодным для проживания по критериям безопасности (п. 2.4).

Перечень документов, предоставляемых гражданами в управление жилищной политики для реализации права на переселение из ветхого жилья (далее - перечень документов): заявление о принятии документов; копии паспортов (все страницы); копии свидетельств о рождении детей до 14 лет; копии свидетельств о браке; копии свидетельств о расторжении брака; копии свидетельств о смерти; справка о составе семьи, выданная уполномоченным органом; копии правоустанавливающих документов на ветхое жилье (п. 2.5).

Список (списки) расчета размера предоставляемых субсидий формируется (формируются) из числа граждан, информировавших Администрацию города о желаемом способе направления социальной выплаты в пределах средств предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию мероприятий по оказанию содействия гражданам в переселении из ветхого жилья на текущий финансовый год и обратившихся в Администрацию города с заявлением о включении в Список (списки) расчета размера предоставляемых субсидий, а также включенных в утвержденный Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными организациями угольной промышленности непригодным для проживания по критериям безопасности, являющийся приложением к соглашению о предоставлении межбюджетных трансфертов на осуществление полномочий по предоставлению социальных выплат гражданам по мероприятиям «Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого».

Пункт 1.5 Положения предусматривает, что установление очередности предоставления социальных выплат (с учетом случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей, с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан, включенных в основные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города) является исключительным правом Администрации города - получателя бюджетных средств.

Вопрос об очередности предоставления гражданам социальных выплат подлежит коллегиальному рассмотрению рабочей комиссией при Администрации города, уполномоченной на рассмотрение вопросов, возникающих в рамках оказания гражданам содействия в переселении из ветхого жилья (Рабочая комиссия).

После согласования в Министерстве энергетики РФ Списка (списков) расчета размера предоставляемых субсидий и при наличии на счете Администрации города средств, направленных из федерального бюджета, на цели, предусмотренные настоящим Положением, Администрация города в 30-дневный срок с даты согласования в Министерстве энергетики РФ Списка (списков) расчета размера предоставляемых субсидий заключает с гражданами договоры на предоставление социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья по форме, установленной Федеральным агентством по энергетике (п. 2.10).

Из указанных нормативно-правовых актов следует, что заключению договора о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья предшествует процесс сбора и передачи в администрацию АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН пакета документов согласно перечню, установленному п.2.5 указанных Правил, информирование администрации города о желаемом способе направления социальной выплаты и обращение в администрацию города с заявлением о включении в Список (списки) расчета размера предоставляемых субсидий.

Из материалов дела следует, что полный пакет документов истцами в администрацию г. Новошахтинска Ростовской области не представлен, часть документов передана в администрацию г. Новошахтинска Ростовской области только 26 февраля 2021 года, когда уже список лиц, подлежащих переселению в соответствующем году, был сформирован.

Кроме того, согласно п. 2.6 указанного выше Положения ежегодно управление жилищной политики с целью установления объема денежных средств, подлежащих направлению гражданами по способам приобретения жилья (первичный рынок жилья, вторичный рынок, участие в долевом строительстве, исполнение решений суда, вступивших в законную силу), проводит анализ информационных карт, поступивших от граждан в администрацию города, и в срок до 1 марта текущего года предоставляет Рабочей комиссии сведения об объемах средств, необходимых для переселения обратившихся граждан.

Как установлено судом, полный пакет документов истцами не представлен, с заявлением о включении в список расчета субсидий истцы не обращались.

Доводы о том, что в связи с введенными короновирусными ограничениями она не имеет возможности от имени своего доверителя подать соответствующее заявление и заполнить информационную карту, необоснованны, поскольку доказательств обращения к ответчику с указанными вопросами суду не представлено, письменных обращений с просьбой разъяснить порядок заполнения информационной карты, а также соответствующего заявления, суду представлено не было.

ФИО4 указанные выше доказательства суду также не представила. При этом ответчик не отказывал истцам в заключении договора о предоставлении социальной выплаты, фактически указав в своем ответе на несвоевременность обращения с данным вопросом.

Кроме того, согласно Положению о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утв. решением Новошахтинской городской Думы №403 от 05 февраля 2013 года, очередность переселения устанавливается органом местного самоуправления с учетом причастности граждан к льготной категории (с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан из основных списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города).

В судебном заседании установлено, что к льготным категориям граждан, имеющим право на первоочередное переселение, истцы не относятся, также как ни одна из семей из АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН не переселена.

При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу, что ответчиком право истцов на заключение договора о предоставлении социальной выплаты не нарушено, получение выплаты на основании решения суда, а в не в порядке очередности поставило бы в неравные положения всех лиц, нуждающихся в жилье согласно программе переселения, поскольку истцы в случае удовлетворения заявленных требований, будут иметь необоснованное преимущество по внеочередной выплате по отношению к иным лицам.

Выводы суда основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств. Все обстоятельства, имеющие юридическое значение при рассмотрении дела, установлены судом правильно. В решении дана надлежащая оценка представленным доказательствам, требования ст. ст. 59, 60, 67 ГПК РФ суд при разрешении дела не нарушил.

Доводы, указанные в обоснование апелляционной жалобы, являлись предметом проверки в суде первой инстанции, при этом суд не согласился с ними обоснованно, о чем указано в решении.

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, а доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильности выводов суда и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения судебного решения.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 24 июня 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО3, ФИО4 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03 декабря 2021 года.