ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-20745/2014 от 22.09.2014 Московского областного суда (Московская область)

  Судья: Купцова Г.В. Дело № <данные изъяты>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

 председательствующего Вуколовой Т. Б.

 судей Наумова А. А., Ситниковой М. И.,

 при секретаре Кузьмине Н.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании от <данные изъяты> апелляционную жалобу представителя Администрации Серпуховского муниципального района на решение Серпуховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по гражданскому делу по заявлению Администрации Серпуховского муниципального района о признании бесхозяйными объектов электросетевого движимого имущества и передачи их в собственность муниципального образования «Серпуховский муниципальный район»,

 заслушав доклад судьи Наумова А.А., объяснения представителя Администрации Серпуховского муниципального района <данные изъяты> – ФИО1,

УСТАНОВИЛА:

 Администрация Серпуховского муниципального района <данные изъяты> обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать объекты электросетевого движимого имущества бесхозяйными и передать их в муниципальную собственность муниципального образования «Серпуховский муниципальный район».

 Свои требования заявитель мотивирует тем, что на территории <данные изъяты> находятся объекты движимого имущества, относящиеся к объектам электросетевого хозяйства, а именно: оборудование электрическое закрытых трансформаторных подстанций распределительных пунктов; воздушные линии электропередачи 10/6 кВ; кабельные линии электропередачи 10/6 кВ; воздушные линии электропередачи 0,4 кВ; кабельные линии электропередачи 0,4 кВ, не имеющие в настоящий момент собственников. С момента возведения и принятия в эксплуатацию данные подстанции, кабельные линии, воздушные линии и оборудование не были приняты ни одним из собственников на баланс, т.е. на протяжении многих лет данные объекты не имеют собственника. Никаких других юридических лиц, которым могли бы принадлежать подстанции и другие электрические объекты - нет. В соответствии со ст.7 Федерального закона от <данные изъяты> №35-Ф3 «Об электроэнергетике» комплекс электросетей и других объектов электросетевого хозяйства должен принадлежать субъектам электроэнергетики и обеспечивать устойчивое снабжение потребителей электроэнергией. В связи с тем, что в соответствии с п.4 ч.1 ст.15 Федерального закона от <данные изъяты> №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро и газоснабжения поселений, Администрация Серпуховского муниципального района приняла меры по обеспечению бесперебойного электроснабжения населения и других потребителей, получающих электрическую энергию через присоединенные устройства с использованием бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства. В 2013 году было принято решение о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды электросетевого имущества Серпуховского муниципального района <данные изъяты>. Информация о проводимом конкурсе была размещена на официальном сайте администрации Серпуховского муниципального района http://serpregion.ru и официальном печатном издании газете «Ока-информ». По результатам проведения открытого конкурса <данные изъяты> был заключен договор аренды электросетевого имущества <данные изъяты> с ОАО «МОЭСК» сроком на 2 года 3 месяца. Имущество передано с целью оказания услуг по передаче электрической энергии в комплексе организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов потребителям, и технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям в границах Серпуховского муниципального района <данные изъяты>. Согласно договору объекты электросетевого хозяйства, расположенные на территории <данные изъяты>, были безвозмездно переданы во временное пользование ОАО «Московская областная электросетевая компания». ОАО «МОЭСК» взяло на себя обязательства использовать имущество в соответствии с назначением, содержать в полной исправности и рабочем состоянии, обеспечивать проведение за свой счет работ по оперативному и техническому обслуживанию и эксплуатации в соответствии с действующими нормами и регламентами эксплуатации электросетевого хозяйства, а также проводить плановые ремонтные мероприятия согласно Программе, утверждаемой сторонами Договора, принимать меры по устранению аварий и их последствий. За все время использования электросетевых объектов ОАО «МОЭСК» проводились текущие и капитальные ремонты, в том числе замена оборудования; модернизация и реконструкция объектов; принимались меры по восстановлению объектов, пришедших в аварийное состояние; производилось восстановление электроснабжения потребителей после технологических нарушений в работе электрических сетей; обеспечивалось получение паспорта готовности к осенне-зимнему периоду в результате выполнения программы подготовки. Администрация Серпуховского муниципального района до 2013 года открыто, добросовестно и непрерывно организовывала техническое обслуживание, ремонт и реконструкцию подстанций и линий к ним относящихся, а также поддержание линий в технически исправном состоянии, исключающем возможность возникновения аварийных ситуаций, а также организовывав оперативно-диспетчерское обслуживание объектов электрохозяйства на всей территории <данные изъяты>. Трансформаторные подстанции, с отходящими линиями электропередачи предназначены для преобразования электрической энергии и бесперебойной подачи ее в жилой сектор, школы, котельные, насосные, КНС, ВЗУ и другим потребителям, обеспечивая стабильную производственную деятельность и жизнедеятельность населенных пунктов <данные изъяты>. Администрацией Серпуховского муниципального района проводилась работа по выявлению собственников объектов, что подтверждается обращениями в органы внутренних дел, в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <данные изъяты>, Министерство имущественных отношений <данные изъяты>, к главам городских и сельских поселений Серпуховского муниципального района <данные изъяты> (ответы прилагаются). Указанное имущество в реестре федерального имущества, реестре имущества <данные изъяты>, реестрах муниципального имущества городских и сельских поселений Серпуховского муниципального района не значатся. <данные изъяты> в СМИ - газета «Ока-информ» - было размещено объявление о розыске собственников бесхозяйных объектов электросетевого имущества. До настоящего времени по опубликованному объявлению никто не обращался. Кроме этого, <данные изъяты> в СМИ – на официальном сайте Администрации Серпуховского муниципального района было размещено объявление о розыске собственников бесхозяйных объектов электросетевого имущества. До настоящего времени по опубликованному объявлению никто не обращался.

 В судебном заседании представители заявителя Администрации Серпуховского муниципального района ФИО2 и ФИО3 поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить по обстоятельствам, изложенным в заявлении. Также представлены письменные пояснения по существу поданного заявления.

 Представитель ОАО «Мособлэнерго» ФИО4 и ОАО «МОЭСК» - ФИО5, привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, поддержали заявленные требования, не возражали против их удовлетворения.

 Заинтересованные лица – представители городского поселения Пролетарское, сельских поселений Васильевское, Данковское, Липицкое, Дашкоское, Министерства имущественных отношений по <данные изъяты>, Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены.

 При изложенных обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ.

 Решением Серпуховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования Администрации Серпуховского муниципального района оставлены без удовлетворения.

 Не согласившись с указанным решением суда, представитель Администрации Серпуховского муниципального района обжалует его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, приняв новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований, указав на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

 Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст.327.1 ГПК РФ, выслушав представителя Администрации Серпуховского муниципального района <данные изъяты> – ФИО1., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 В соответствии с договором <данные изъяты> от <данные изъяты> года, заключенным между Администрацией Серпуховского муниципального района (арендодатель) и ОАО «Московская областная энергосетевая компания» (арендатор), Администрация Серпуховского муниципального района предоставила в аренду за плату во временное владение и пользование ОАО «Московская областная энергосетевая компания» электросетевое имущество, согласно прилагаемому списку на срок 2 года 3 месяца с <данные изъяты> года. Имущество было принято ОАО «Московская областная энергосетевая компания» по акту приема-передачи от <данные изъяты> года.

 <данные изъяты> на официальном сайте Администрации Серпуховского муниципального района было размещено объявление о розыске собственников бесхозяйных объектов электросетевого имущества.

 <данные изъяты> в СМИ ( газете «Ока-информ» ) также было размещено объявление о розыске собственников бесхозяйных объектов электросетевого имущества.

 В материалы дела Администрацией Серпуховского муниципального района представлены:

 - паспорта воздушных линий электропередач,

 - акты разграничения балансовой принадлежности электросетей,

 - листки осмотра трансформаторных подстанций,

 - журналы прокладки кабелей.

 Допрошенный по ходатайству стороны заявителя специалист ФИО6 в судебном заседании пояснил, что спорные объекты электросетевого хозяйства являются линейными объектами движимого имущества, поскольку у них нет прочной связи с землей, их можно в любой момент демонтировать и перенести в иное место. ЛЭП имеет охранные зоны, которые регистрации в ГКН не подлежат.

 Разрешая спор по существу и отказывая Администрации Серпуховского муниципального района в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному и законному выводу, что спорные объекты относятся к объектам недвижимого имущества.

 Данный вывод суда соотносится с положениями статей 1, 41 и 48 Градостроительного кодекса РФ, согласно которых линии электропередачи относятся к линейным объектам и являются объектами капитального строительства.

 В силу требований подп.2 п.2 ст.89 ЗК РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством РФ объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки.

 Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством РФ.

 На основании пункта 2 Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> № 486, воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий. Обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи (линии связи, обслуживающей электрическую сеть), могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества (единого землепользования) с присвоением одного кадастрового номера.

 В соответствии с п.1 ст.130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

 Согласно положений ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

 В силу требований ст.133.1 ГК РФ, недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

 Таким образом, новация законодателя определила правовой статус различных линейных и иных объектов, в частности линии электропередачи, право собственности на которую в силу ч.1 ст.131 ГК РФ подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

 Согласно положений ч.3 ст.225 ГК РФ безхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

 По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

 Согласно пункту 21 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав.

 Учитывая изложенное, судом сделан правомерный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Администрации Серпуховского муниципального района требований в полном объеме.

 Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения.

 Доводы, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и явиться в пределах действия ст. 330 ГПК РФ основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит.

 Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены или изменения правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба также не содержит.

 Учитывая вышеприведенные нормы закона, установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и оснований для его отмены не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.199,328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Серпуховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Серпуховского муниципального района без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: