ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2074/2015 от 03.07.2015 Томского областного суда (Томская область)

Судья: Перелыгина И.В. Дело № 33-2074/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 03 июля 2015 года

Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,

судей: Простомолотова О.В., Фоминой Е.А.,

при секретаре Деменевой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по заявлению Танаева А. К. о признании незаконным бездействия департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска,

по апелляционной жалобе Танаева А. К. на решение Советского районного суда г. Томска от 13 апреля 2015 года.

Заслушав доклад судьи Простомолотова О.В., объяснения представителя заинтересованного лица Департамента Архитектуры и градостроительства администрации г. Томска Евдуновой А.Ю., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Танаев А.К. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, выразившегося в непринятии решения по его заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: /__/, для индивидуальных гаражей легковых автомобилей.

В обоснование требований указал, что 11.08.2014 совместно с другими членами ГСК «/__/« обратился в департамент архитектуры и градостроительства администрации Горда Томска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: /__/, для индивидуальных гаражей легковых автомобилей. Данная схема расположения необходима для реализации права на предоставление земельного участка, предусмотренного ст. 7 Закона Томской области № 74-ОЗ от 04.10.2002 «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области». 02.09.2014 заявителю были даны устные разъяснения, что в приложенных к заявлению документах недостает оригинала листа согласования долей. 16.10.2014 в департамент предоставлен лист согласования, после чего прошло пять месяцев, а заявление об утверждении схемы расположения так и не рассмотрено. Считает, что бездействие Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска в рассмотрении его обращения нарушает принадлежащее ему право на получение в собственность земельного участка, так как утвержденная схема расположения земельного участка является обязательным документом, необходимым для обращения в орган местного самоуправления за предоставлением права на земельный участок.

Дело рассмотрено в отсутствие заявителя Танаева А.К., уведомленного о месте и времени судебного разбирательства.

Представитель заявителя Асеев В.А. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска Евдунова А.Ю. в судебном заседании считала требования не подлежащими удовлетворению.

Обжалуемым решением суд на основании положений ст. 9, 36, 46 Конституции Российской Федерации, п. 1, 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», ст. 11, 15, 27, 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 25 Устава Города Томска, решения Думы Города Томска № 916 от 24.05.2005 «Об утверждении структуры администрации Города Томска», п. 12 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, утвержденным решением Думы Города Томска № 998 от 25.04.2014, п. 1.3, 2.2, 2.3, 3.6, 3.8.1, 2.5 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории», утвержденный постановлением администрации Города Томска № 770 от 29.06.2012, п. 4.1.10, 4.1.11, 4.1.15, 8.4.3 распоряжение администрации Города Томска № 535 от 10.06.32014 «Об утверждении Стандарта делопроизводства администрации Города Томска», ст. 194-199, 249, 254, 256-258, 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявления Танаева А.К. отказал.

В апелляционной жалобе Танаев А.К. просит данное решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что судом был применен закон, не подлежащий применению. В соответствии с ч. 2 п. 1.4 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории», утвержденного постановлением администрации Города Томска № 770 от 29.06.2012, его действие не распространяется на случаи утверждения схем расположения земельных участков, которые отводились (выделялись) для строительства (на которых разрешалось проектирование, строительство) гаражей, гаражных комплексов, погребов, погребных комплексов до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и на которых созданы объекты недвижимости (гаражи, гаражные комплексы, погреба, погребные комплексы), а также на случаи утверждения схем расположения земельных участков, предназначенных для иных целей, не связанных со строительством, не указанных в пункте 1.3 настоящего административного регламента. Указанные отношения регулируются специальными административными регламентами предоставления муниципальных услуг, заключающихся в предоставлении физическим и юридическим лицам соответствующих земельных участков. В пункте 2.5 административного регламента среди перечня нормативных актов, в соответствии с которыми оказывается муниципальная услуга, отсутствует распоряжение администрации Города Томска № 535 от 10.06.2014 «Об утверждении Стандарта делопроизводства в администрации Города Томска», при этом судом первой инстанции не установлено, что Стандарт делопроизводства является нормативным актом и его применение возможно к правоотношениям сторон.

Обращает внимание на существование Регламента предоставления земельных участков в соответствии с законом Томской области от 04.10.2002 № 74-ОЗ «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области», утвержденного постановлением администрации Города Томска 18.02.2010 № 136, который регулирует правоотношения по предоставлению земельных участков для гаражных кооперативов и их членов («гаражная амнистия»). В соответствии с указанным регламентом согласование проекта постановления об утверждении схемы расположения с департаментом правового обеспечения не требуется. Кроме того данный регламент не предусматривает необходимости и возможности направления заявителю каких-либо информационных писем.

В соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя Танаева А.К., извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с ч.4 ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии с п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Как следует из заявления Танаева А.К. он обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска.

В соответствии с ч.1 ст.264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Согласно ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.

Согласно ч.2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участок в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участок, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом.

В соответствии с ч.1 ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции ФЗ от 14.06.2011 N 138-ФЗ, действующей на момент подготовки ответа департаментом 29.01.2015, земельные участи из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.28 ЗК РФ).

В соответствии с ч.2 ст.11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с ч.1 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции ФЗ от 01.07.2011 N 169-ФЗ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управления здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ч.5 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции от 01.07.2011 N 169-ФЗ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением приобретении прав на земельный участок.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (ч.7 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации).

На основании положений ст.25 Устава города Томска Администрация г.Томска является органом местного самоуправления, которая в том числе, осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с решением Думы г.Томска №916 от 24.05.2005 «Об утверждении структуры администрации г.Томска» в структуру администрации г.Томска входит Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска.

В соответствии с Положением о Департаменте архитектуры и градостроительства администрации г.Томска, утвержденным решением Думы г.Томска №998 от 25.04.2014, Департамент в соответствии с возложенными на него функциями осуществляет полномочия по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц по вопросам предоставления земельных участков на территории муниципального образования «Город Томск».

Согласно п.п.1 п.12 Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства администрации г.Томска, утвержденным решением Думы г.Томска №998 от 25.04.2014, в сфере землепользования Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска осуществляет подготовку и выдачу заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, подготовку проектов муниципальных правовых актов об образовании земельных участков и утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (в случаях, предусмотренных муниципальными правовыми актами муниципального образования "Город Томск", осуществляет утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории).

Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела 11.08.2014 Танаев А.К. обратился в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: /__/, площадью /__/ кв.м. (л.д.4).

В ответ на указанное заявление письмом Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска №01-01-19/8775 от 02.09.2014 заявителю сообщалось о необходимости также представить информацию о правах на объекты (здания, нежилые помещения), расположенные на испрашиваемом участке, в соответствии с техническими планами зданий, о необходимости представить оригиналы представленных Танаевым А.К. копий документов: адресных справок на строение и земельный участок, технических паспортов (технических планов), устава кооператива, а также о необходимости заверить указанные копии документов сотрудником Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска. Также указанным письмом председателем комитета по формированию земельных участков была доведена информация о том, что специалистами Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска направлены запросы в Управление Росреестра по Томской области и в государственный архив Томской области (л.д.6).

06.10.2014, 16.10.2014 Танаев А.К. направил председателю комитета по формированию земельных участков Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска оригиналы (заверенные копии) документов, указанных в письме №01-01-19/8775 от 02.09.2014 (л.д. 5, 58).

Как следует из материалов дела по результатам рассмотрения заявления от 11.08.2014 департаментом архитектуры и градостроительства администрации г.Томска подготовлен проект постановления администрации г.Томска об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: /__/ (л.д. 19-20).

Из имеющегося в материалах дела листа согласования следует, что проект постановления администрации г.Томска об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: /__/ согласован только должностными лицами Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Томска, визирование Департамента правового обеспечения администрации г.Томска отсутствует (л.д.21).

Согласно ответу начальника Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска К. №01-01-19/70 от 29.01.2015, направленного председателю ГСК «/__/» Танаеву А.К., последнему было сообщено, что департаментом рассмотрено заявление и прилагаемый к заявлению пакет документов, подготовлен проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, однако, подготовленный проект постановления отклонен от согласования департаментом правового обеспечения. В указанном ответе Департамент разъяснил также причину отклонения от согласования департаментом правового обеспечения (л.д.21-2, 67)

С учетом того, что заявителем по данному делу оспаривалось именно бездействие Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска а не отказ в предоставлении земельного участка суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления.

Доводы Танаева А.К. о том, что в данном случае «Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории» не подлежал применению, с учетом отсутствия бездействия в виде не рассмотрения обращения Танаева А.К. в установленном законом порядке, правового значения не имеет.

Нарушение срока рассмотрения заявления Танаева А.К. также не являлось предметом обжалования по настоящему гражданскому делу.

С учетом того, что решение об отказе в признании незаконным бездействия департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, выразившегося в непринятии решения по его заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: /__/, для индивидуальных гаражей легковых автомобилей соответствует фактическим обстоятельствам дела и доказательствам исследованным судом первой инстанции.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Томска от 13 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Танаева А. К. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: