ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2076/2021 от 22.06.2021 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-2076/2021

судья Сергеева Д.П. 1 инст. 2-3214/2020

УИД27RS0003-01-2020-000774-14

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Куклиной И.В.,

судей Процкой Т.В., Комковой С.В.,

с участием прокурора Челпанова А.Г.,

при ведении протокола помощником судьи Муратовой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 22 июня 2021 года гражданское дело по иску военного прокурора Читинского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, филиалу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному военному округу о понуждении к действиям,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации Лебедева С.Г.

на решение Центрального районного суда г. Читы от 30 июня 2020 года, которым постановлено:

«Иск военного прокурора Читинского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, филиалу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному военному округу о понуждении к действиям удовлетворить.

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность выделить лимиты бюджетных средств на 2021 год на капитальный ремонт котельной инв. и ее тепловых сетей, расположенных в военном городке (<адрес>, ул. <адрес>, <адрес>

Возложить на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить капитальный ремонт на котельной и ее тепловых сетях в объеме, определенном актом осеннего осмотра от 17.09.2019 и ведомостью дефекации от 17.09.2019, оформленными должностными лицами производственного участка службы , утверждёнными командованием в/ч ».

Заслушав доклад судьи Комковой С.В., судебная коллегия

установила:

Военный прокурор Читинского гарнизона обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование заявленных требований указал следующее. Военной прокуратурой Читинского гарнизона проведена контрольная проверка исполнения должностными лицами жилищно-коммунальной службы филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу требований законодательства в сферах жилищно-коммунального хозяйства, при предоставлении коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Установлено, что на территории военного городка (<адрес>, ул. <адрес>, <адрес>) расположена угольная котельная инв. и ее тепловые сети, 1978 года постройки, введенная в эксплуатацию в указанный год, обеспечивающая тепловой энергией объекты военной инфраструктуры (в/ч 44311) Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированные в названном военном городке. Согласно результатам осеннего и весеннего осмотров котельной инв. , проведённых в 2019 г., а также внепланового осмотра, проведённого по требованию военной прокуратуры Читинского гарнизона 24.12.2019, данная котельная ее оборудование и тепловые сети требуют проведения капитального и текущего ремонтов. Результаты проведения осмотров отражены в соответствующих актах и ведомостях дефекации, в том числе датированных 17.09.2019. Однако при подготовке к отопительному сезону 2019-2020 г. необходимые ремонтные работы, отраженные в актах осмотров и ведомостях дефектов, не проводились и до настоящего времени не проведены. По результатам проведенной в сентябре 2019 года проверки начальнику службы № 8 вынесено представление об устранении нарушений закона, в котором потребовано обеспечить проведение капитального ремонта котельной инв. в соответствии с актами осмотров и ведомостями дефектов. Из поступившего из службы № 8 ответа на представление усматривается, что капитальный ремонт котельной инв. до настоящего времени не проведен, но в ближайшее время будет решаться вопрос о его проведении, при этом каких-либо сведений, подтверждающих это в военную прокуратуру Читинского гарнизона не представлено. В ответе на поступившее представление указано, что котловое, насосное, газоотчисное, пылеулавливающее и вспомогательное оборудование, система вентиляции, приборы учёта капитальному ремонту или замене не подвергалось ввиду отсутствия соответствующего ремонтного материала, а также денежных средств. При этом указанному теплогенерирующему объекту необходимо выполнение капитального ремонта, определенного ведомостью дефектов, подготовленной на основании вышеуказанного акта осмотра, который до настоящего времени не проведен. В ходе проверки установлено, что здание котельной и ее оборудование к отопительным сезонам в полном объеме не подготавливалось, что создает угрозу возникновения частых аварийных ситуаций, может повлечь прекращение поставки тепловой энергии на объекты Министерства обороны Российской Федерации и инфраструктуры военного городка , в связи с чем указанному объекту необходимо выполнение ремонта в рамках текущего ремонта, определенного ведомостями дефектов и актами осмотров. Просил суд возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность выделить лимиты бюджетных средств на 2021 год на капитальный ремонт котельной инв. и ее тепловых сетей, расположенных в военном городке (<адрес>, ул. <адрес>, <адрес> возложить на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить капитальный ремонт на котельной и ее тепловых сетях в объеме, определенном актом осеннего осмотра от 17.09.2019 и ведомостью дефекации от 17.09.2019, оформленными должностными лицами производственного участка службы , утверждёнными командованием в/ч (л.д. 3-7).

Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д.140-146).

Определением от 21.04.2021 г. восстановлен пропущенный срок на подачу апелляционной жалобы (л.д. 165-167).

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства обороны России Лебедев С.Г. просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором в удовлетворении исковых требований отказать. Указал, что заключение государственного контракта, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту, возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств, в противном случае контракт считается не обеспеченным лимитами и заключенным в нарушении бюджетного законодательства. Лимиты бюджетных обязательств по статьям капитального ремонта на соответствующий год распределены в полном объеме и направлены на исполнение обязательств Министерства обороны Российской Федерации по ранее заключенным государственным контрактам. Необходимо проведение технического обследования данного объекта специализированными организациями, на основании результатов которых органом военного управления, в чью компетенцию входит решение данной задачи, принимается решение о целесообразности проведения капитального ремонта, реконструкции, либо сноса объекта. Выполнение работ по капитальному ремонту объекта возможно только после определения стоимости подлежащих выполнению работ. Для установления состава и объема работ по капитальному ремонту, определения действительного технического состояния зданий и их элементов, получения количественной оценки фактических показателей качества конструкций с учетом изменений происходящих во времени в соответствии с положениями ГОСТ Р 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», включенного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 в перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Министерству обороны Российской Федерации необходимо заключить государственный контракт с генподрядной организацией по обследованию сооружения объекта. Все работы, связанные с техническим содержанием казарменно-жилищного фонда Минобороны России, определяются централизованно путем заключения соответствующих государственных контрактов. Возложение на Минобороны России обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по капитальному и текущему ремонту является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, что недопустимо. Аналогичная позиция изложена в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 12.10.2020 года по делу № 33-8426/2020 (л.д. 150-153).

В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник военного прокурора Бабий С.С. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д. 170-172).

В суд апелляционной инстанции представитель Министерства обороны Российской Федерации не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об отложении не просил.

На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав прокурора Челпанова А.Г., полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона "Об обороне", имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

На основании подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.

К полномочиям Министерства обороны Российской Федерации также отнесены осуществление управления и распоряжения жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организация строительства и эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах; организация выполнения организациями, находящимися в ведении Минобороны России, работ по капитальному строительству и реконструкции специальных объектов, объектов производственного и жилищного назначения для нужд Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба (подпункты 68, 68 (4) пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 1, подпункт "ж" пункта 2).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года N 155 создано ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, основной целью деятельности которого определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 3 Приказа).

Уставом ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации предусмотрено, что учреждение выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное учредителем в соответствии с настоящим уставом и основными видами деятельности, а также вправе выполнять работы и оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, сверх установленного государственного задания (пункты 6, 16).

Учреждение наделяется имуществом, закрепленным за ним Министерством обороны Российской Федерации на праве оперативного управления или предоставленным в безвозмездное пользование; учреждение обязано обеспечивать сохранность закрепленного за ним или предоставленного в безвозмездное пользование имущества и использование его по назначению в соответствии с целями, определенными Уставом (пункты 19, 27).

Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с п.21, 25 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, учреждение обеспечивает содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления в безвозмездное пользование. Осуществляет деятельность по эксплуатации, в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленных в безвозмездное пользование объектов материально-технической базы, оборудования и технических сетей, обеспечивающих их функционирование, а также капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных сетей в многоквартирных домах закрытых военных городков.

Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что комиссионно был произведен осмотр системы теплоснабжения военного городка , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, состоящей из котельной , тепловых сетей – 1131,5 м. Составлен акт осмотра системы теплоснабжения от 17.09.2019 г., которым установлен перечень проведения необходимых работ: замена оконных блоков с рамами, двойным остеклением и форточкой, дверей деревянных, покраска входных дверей; ремонт бетонных полов-80 кв.м.; замена кабеля КГ-4х70 мм2 - 10 м, КГ-4х10 мм2 - 102 м, КГ-4х25 мм2 - 60 м, КТ-4х2,5 мм2 -15 м, КГ-4х4 мм2 - 157 м, КГ-4х1,5 мм2 - 570 м, КГ-4х1 мм2 - 370 м, КГ-3х1,5мм2 - 66 м, КВПП-5е 4x2x0,5 - 570 м, ВВГнг-LS - 3x2,5 мм2 - 54 м, ВВГнг-LS - 3 х 1,5 мм2 - 108 м, ВВГ 3x1,5 мм2 -108 м, ВВГ 3x2,5 мм2 - 162 м, ВВГ 4x6 мм2 - 20, замена светильников ЛПО 2x36 - 5 шт., НСП 02-100-003 - 30 шт., НСР 01-200 - 6 шт., РКУ 01-250-001 - 15 шт., розеток - 4 шт., выключателей. Монтаж трассы водоотведения. Замена котлов КВТ-75 - 6 шт. на аналогичные, замена на котлы КВТ-75-2шт. Восстановить кирпичную кладку оголовка трубы, произвести осмотр дымовой трубы специализированной организацией, выдать заключение. Замена сетевых насосов Д320/50 - 1цгг. Замена дымососов ДН-9 - 2 шт., ДН-6 - 1 шт. на аналогичные. Замена 2 секционного водоподогревателя ПВ14. Разработать техническую документацию на монтаж системы ХВО. Разработать ПИР и выполнить работы по строительству угольного склада и площадки для хранения золошлаковых отходов. Замена циклонов ЦН-15-800-4 УП- 2 компл. на аналогичные, ремонт кирпичных боровов - 26,4 м 3, замена газоходов - 260,6 м 2. Замена внутреннего трубопровода и запорной арматуры труба Д200 250м, задвижки: Д100 12шт, задвижка Д200 8 шт. Д150 6шт., термостойкая резина 9 кг. Заменить: дефектные участки трубопроводов: от котельной доТК-1 диаметр-200мм протяж.- 32,5м; от ТК-1 до ТК-2 диам.-200 протяж.-23м; от ТК-2 до ТК-15 диам.-125 протяж.-95 м; от ТК-15 до ТК-16диам.-125протяж.-125м; от ТК-3 до ДОСа диам.-125мм протяж.-39м. задвижки д.-200 8шт. д. 150 12шт.д.-100 14шт. Задвижка д50 мм 12 шт. задвижка д150 мм 8 шт. задвижка д200 мм 8 шт. теплоизоляция (Утеплитель 120 м3, стеклоткань 920 м2, проволока вязальная д2-3 мм80 кг. Пускатель :КТИ5150(с сборе)-2 шт., КТИ5115(в сборе)-2 шт., КМИ46512(с сборе)-4шт., КМИ48012(в сборе)-2 шт., КМИ11811(в сборе)-4 шт., Выкл. Автомат.ВА630А3П-1 шт., ВА400А3П-2 шт, ВА250А3-6шт. ВА160А3п 2 шт.ВА100А3П-3. Заменить эл. двигателя, замена КЛ, замена осветительной арматуры, замена каб.лотков. Ремонт контура заземления. Замена ПУ. Замена ламп освещения. Ремонт наконечников, восстановление изоляции жил КЛ. Автомат защит CZF333 - 15шт., Разъединитель: ВР400А -1шт., ВР250А - 1шт.; Эл.дв.: АИР-33кВт/1500 -1шт., АИР-5.5/1500-1шт.; Светильник ДРЛ250- 8 шт., НСП-10 шт.; Выключатель(1кл)наруж.-4шт.; Розетка наруж.(2мест.)- 10шт.; Коробка распр.ОП80-16 шт., Лоток каб. 50*200- 50м.; Труба гофрированная Д25- 60м.; Металорукав Д25-30м.; Кабель: КГХЛ 5*70 - 30м., КГХЛ5*50 - 70 м., КГХЛ5*35 - 60м., КГХЛ5*16 - 40м., КГХЛ 5*6 - 100м., ВВГ 4*120 - 70 м., ВВГЗ*2,5-100 м., ВВГ5*2,5-95м;. Дюбель гвоздь 8*60- 300шт.; Саморез 4*30-100 шт., Изол.лента Х/Б-10 рул.; Наконечник : Т120-30шт.,Т50 - 40шт.,Т35 – 40 шт.,Т16-40шт.; Сталь круглая Д 18м- 20м., Полоса Ст20*4 -80м. Электроды 4 мм-3кг. Провод: ПВЗ 1*1 -70м., ПВ1 1*6 - 50м. Прибор учета Меркурий 230 - 1шт. Трансф.тока 400/5 - 3шт. Подшипник 307 – 6 шт.,308 - 6 шт.Лампы: ЛОН100Е27 - 10шт., ЛОН60Е27 - 10шт., ДРВ250Е40 - 10 шт. Изол. лента ПВХ – 5 рул. Саморез универс.4*25 - 200шт.; Болт с гайкой и 2 шайбы: М6*25 - 5 компл., М8*30 - 50компл. Сжим ответвительный (6-35) - 9шт.; Шина "0" - 1 шт. Анкер забивной с гайкой14*150-4 шт. Установить проверенные манометры – 10 шт., термометры – 2 шт., предохранительные клапана – 2 шт., трехходовые краны – 10 шт. Ввести приборы учета тепловой энергии – 2 шт. в эксплуатацию с составлением актов. Замена вентиляторов крышных ВКР-4-6 компл., воздуховод-24 м. 2 (л.д. 18-23).

Согласно ведомости дефектации оборудования на коммунальных объектах военного городка от 17.09.2019 г. выявлены следующие дефекты. Полотна дверей неисправны, прогнивание дверных и оконных коробок. Отслоение лакокрасочного покрытия на входных дверях. Износ вследствие длительной эксплуатации, многочисленные трещины, выбоины глубиной более 5см. Неудовлетворительное электроснабжение, проводка открыта - изоляция проводов нарушена, в результате эксплуатации снижены физико-механические свойства. Отсутствуют акты испытаний электрооборудования и кабельных линий. Отсутствует устройство молнии защиты, внутреннего и наружного контуров заземления. На внутренних поверхностях стальных труб образовалась накипь, что привело к многочисленным прогарам и образованию свищей, уменьшилась толщина металла труб, отложения на поверхностях нагрева. На внутренних поверхностях стальных труб образовалась накипь, что привело к многочисленным прогарам и образованию свищей, уменьшилась толщина металла труб. Демонтирован огловок трубы. Изношен вал, крыльчатки, посадочные места подшипников, сальников. Физический износ посадочных гнезд под подшипники, выработка вала, разрушение фундамента. Физический износ посадочных гнезд под подшипники выработка. Повреждены ограждения сетевых насосов, имеются следы коррозии, частичное отсутствие антикоррозионного покрытия и теплоизоляции, износ запорной арматуры, отсутствует система ХВО, угольный склад и площадка для хранения золошлаковых отходов не соответствует руководящим документам. Отсутствуют части труб, каркаса, лестниц и ограждений, разрушение бункера, утончение стенок до 0,5 мм. Замена эл.двигателя. Замена КЛ. Замена осветительной арматуры. Замена каб.лотков. Ремонт контура заземления. Замена ПУ. Замена подшипников. Замена ламп освещения. Ремонт наконечников. Восстановление изоляции жил КЛ. (24-37).

Согласно акту технического состояния объектов ТХ от 19.07.2019 г. комиссией установлено, что для обеспечения бесперебойной эксплуатации котельной необходимо провести реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества подачи тепловой энергии при одновременном улучшении качества труда, охраны окружающей среды - капитальный и текущий ремонты котельного, тягодутьевого и насосного оборудования, разрушен оголовок дымовой трубы (кирпич, диаметр - 1100 мм, высота-25м) -восстановить кирпичную кладку оголовка трубы, при визуальном осмотре труба отклонена от вертикали (стальная, диаметр-800 мм, высота-32м) - провести осмотр дымовой трубы специализированной организацией, выдать заключение, капитальный ремонт системы электроснабжения, разработать ПИР на монтаж системы вентиляции, смонтировать и выполнить пуско-наладочные работы по утвержденной программе, разработать ПИР и выполнить работы по строительству угольного склада, разработать ПИР и выполнить работы по строительству площадки для хранения золошлаковых отходов, капитальный ремонт внутренних трубопроводов и арматуры котельной, капитальный ремонт мягкой кровли с заменой бетонной стяжки, ремонт ограждений сетевых насосов, монтаж трассы отведения охлаждающей воды от насосов, замена 2-секционного водоподогревателя, замена циклонов ЦН-15-800-4УП - 2 компл на аналогичные, ремонт кирпичных боровов, замена газоходов (67-72).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации», федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Минобороны России реорганизованы путем их присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, с передачей на баланс данных территориальных управлений объектов недвижимого имущества и документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 12.04.2017 № 1140, объекты теплового хозяйства, в том числе угольная котельная инв. и ее тепловые сети, закреплены на праве оперативного управления за Учреждением и в соответствии с передаточным актом № 3/1141/ТХ переданы Учреждению СибТУИО в эксплуатацию (л.д.12-16).

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, указал, что приказом Министра обороны РФ от 02.03.2017 №155 именно на ФГБУ «ЦЖКУ» МО России возложена обязанность по содержанию объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ, что закреплено в уставе, возложена обязанность по проведению капитального ремонта котельной и ее тепловых сетей, на день вынесения решения суда указанная обязанность не выполнена. Бездействие собственника создает предпосылки к чрезвычайным ситуациям в котельной, отнесенной к опасным производственным объектам и как следствие к травматизму работников и иных лиц, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанным выводом суда первой инстанции.

Возлагая обязанность по ремонту на ответчика в лице ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, суд правильно исходил из того, что именно ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в соответствии с Положением о ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ (по ВВО), утвержденным 30 июля 2018 года, обеспечивает и содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование и капитальный, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленных в безвозмездное пользование объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, а также капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах закрытых военных городков.

В силу подп.33 п.10 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 №1082, положений ст.210 ГК РФ Министерства Обороны РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность по проведению текущего и капитального ремонта объектов недвижимости.

Закрепление собственником объектов военной и социальной инфраструктуры в интересах Вооруженных Сил России за ФГБУ «ЦЖКУ» не исключает обязанность собственника имущества по его надлежащему содержанию.

Согласно положения абзаца 1 статьи 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации позволяют получателям бюджетных средств получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся – МО РФ соответственно. Деятельность учреждения, за которым закреплено имущество, в пределах целей своей деятельности ограничена исключительно решениями и заданиями собственника имущества с учетом назначения этого имущества.

Оснований оспаривать этот вывод суда не имеется, так как обязанность возложена на соответствующий орган в соответствии с его правомочиями, закрепленными в локальных нормативных актах.

Министерство обороны РФ как собственник имущества несет бремя его содержания.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд не учел, что заключение государственного контракта, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту возможно лишь при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств, в противном случае контракт считается не обеспеченным лимитами и заключенным в нарушение бюджетного законодательства, судебная коллегия отклоняет, так как отсутствие выделенных лимитов не свидетельствует об отсутствии обязанности собственника по содержанию этого имущества.

Доводы о том, что выполнение работ по капитальному ремонту объекта возможно только после определения стоимости подлежащих выполнению работ, необходимо проведение технического обследования объекта специализированными организациями, все работы, связанные с техническим содержанием казарменно-жилищного фонда Минобороны России определяются централизованно путем заключения соответствующих государственных контрактов, судебной коллегией отклоняются в связи с наличием полномочий истца на предъявление иска. Невыполнение сторонами своих обязанностей по ремонту и выделению лимитов бюджетных средств на капитальный и текущий ремонт не свидетельствует о незаконности вынесенного решения суда первой инстанции о понуждении сторон к действиям.

Довод жалобы о том, что причиной возникновения всех дефектов является длительная эксплуатация без необходимого ремонта, что прямо указывает на неисполнение ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России требований законодательства не свидетельствует о незаконности принятого решения. Министерство обороны РФ как собственник имущества несет бремя его содержания.

Исходя из характера правоотношений, требования прокурора, направленные в защиту гарантированных Конституцией России прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в целях предупреждения причинения вреда их жизни и здоровью, а также в защиту интересов Российской Федерации не могут расцениваться как вмешательство в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления, вопреки доводам апелляционной жалобы Министерства обороны РФ.

Ссылка на судебную практику по другим делам, принятым по обстоятельствам, не являющимися тождественными настоящему спору, сводится к несогласию с принятым по делу судебным актом и не является основанием отмены решения суда первой инстанции

Таким образом, решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Читы от 30 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий И.В. Куклина

Судьи Т.В. Процкая

С.В. Комкова