ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2077/2018 от 29.05.2018 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Балашов Д.А. № 33-2077/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 мая 2018 г. г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Степановой Т.Г.,

судей Маловой Н.Б., Савина А.И.

при секретаре Чесноковой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 07 марта 2018 г. по иску ФИО1 к государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы г. Сегежи и Сегежского района" о распределении платы за жилищно-коммунальные услуги.

Заслушав доклад судьи Маловой Н.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась с иском, мотивируя требования тем, что она является ветераном труда, пользуется мерами социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. До ХХ.ХХ.ХХ она проживала по адресу: (.....), с ХХ.ХХ.ХХ, в связи с продажей квартиры, зарегистрировалась по новому адресу: (.....). Государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы г. Сегежи и Сегежского района" (далее - ГКУСЗ "Центр социальной работы г. Сегежи и Сегежского района") письмом от ХХ.ХХ.ХХ сообщило ей о прекращении выплаты компенсации в связи с нарушением Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а именно, она не сообщила о перемене места регистрации. В связи с чем ею незаконно были получены денежные средства за период с 01.09.2016 по 30.11.2017 в размере 24 340,85 руб. Выражая несогласие с действиями ответчика, истица просила признать требования ответчика по возврату суммы ежемесячной денежной компенсации по жилищно-коммунальным услугам за период с 01.09.2016 по 30.11.2017 в размере 24 340, 85 руб. незаконными и не подлежащим исполнению, обязать ответчика произвести выплату ежемесячной денежной компенсации по жилищно-коммунальным услугам за ноябрь, декабрь 2017 г.

Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истица выражает несогласие с постановленным судебным актом. Указывает, что в ходе судебного разбирательства ответчиком не оспаривалось, что ему было известно о том, что ей производится начисление ежемесячной денежной компенсации по жилищно-коммунальным услугам по новому месту регистрации с 01.09.2016, так как в файлах, предоставляемых ответчику организациями, производящими начисление ежемесячной денежной компенсации по жилищно-коммунальным услугам, был указан новый адрес регистрации. Ею были предоставлены справки от организаций, производящих начисление ежемесячной денежной компенсации по жилищно-коммунальным услугам, о том, что ею предоставлены в эти организации все необходимые справки о смене места регистрации в установленные законом сроки и начисление ей производилось по новому месту регистрации. Кроме этого, она обращалась к ответчику с заявлением о смене места регистрации до 01.09.2016, однако заявление ею было написано в одном экземпляре, второй экземпляр ответчиком не оформлялся и не регистрировался. Никаких сведений о том, что данное заявление не принято или утеряно, ей не поступало, ежемесячная денежная компенсация по жилищно-коммунальным услугам начислялась и выплачивалась по новому месту регистрации, что указывалось в счетах на оплату, никаких запросов от ответчика по смене места регистрации не поступало. Помимо прочего, право на получение ежемесячной денежной компенсации по жилищно-коммунальным услугам ею было оформлено до введения Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Согласно ранее действовавшим Правил не требовался уведомительный порядок о смене регистрации. Таким образом, ответчик, зная о смене ее места регистрации, не предпринял никаких действий по ее уведомлению об утерянном заявлении, а продолжал выплачивать ежемесячную денежную компенсацию по жилищно-коммунальным услугам по данным, переданным организациями, в сумме, начисленной ими по новому месту регистрации и с указанием нового места регистрации.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчик выражает согласие с решением суда, указывая на его законность и обоснованность.

В судебном заседании истица ФИО1 и ее представитель ФИО2, допущенный судом апелляционной инстанции к участию в деле по устной доверенности, апелляционную жалобу поддержали по доводам, в ней изложенным, просили об отмене решения суда.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.

Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, подтверждается представленной копией удостоверения от ХХ.ХХ.ХХ, что ФИО1 является ветераном труда.

Не оспаривалось сторонами, что ФИО1 до ХХ.ХХ.ХХ проживала и была зарегистрирована по адресу: (.....), с ХХ.ХХ.ХХ зарегистрирована по адресу: (.....).

Согласно письму ГКУСЗ "Центр социальной работы г. Сегежи и Сегежского района" от ХХ.ХХ.ХХФИО1 пользуется мерами социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 31.12.2009 № 322-П "О внесении изменений в Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия", утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 17.01.2005 № 1-П.

С ХХ.ХХ.ХХФИО1 была зарегистрирована по адресу: (.....), по данному адресу ей выплачена компенсация по жилищно-коммунальным услугам до 30.11.2017 включительно. О том, что ФИО1 снята с регистрационного учета по указанному адресу, ГКУСЗ "Центр социальной работы г. Сегежи и Сегежского района" извещен 13.12.2017, в результате ее обращения за назначением ежемесячной денежной компенсации по адресу: (.....). Поскольку ФИО1 в предусмотренный срок не уведомила ГКУСЗ "Центр социальной работы г. Сегежи и Сегежского района" о смене адреса регистрации ХХ.ХХ.ХХ, было принято распоряжение о прекращении выплаты ежемесячной денежной компенсации по адресу: (.....)ХХ.ХХ.ХХ. При этом указано, что выплата ежемесячной денежной компенсации по жилищно-коммунальным услугам по адресу регистрации назначена с ХХ.ХХ.ХХ. Также сообщено, что в связи с несвоевременным обращением при наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты, имеется переполученная сумма ежемесячной денежной компенсации по жилищно-коммунальным услугам с 01.09.2016 по 30.11.2017 в размере 24 340, 85 руб. ГКУСЗ "Центр социальной работы г. Сегежи и Сегежского района" уведомило ФИО3 о необходимости возврата переполученной суммы.

Обращаясь в суд с вышеприведенными требованиями, истица указывала, что о смене адреса регистрации она известила все организации, занимающиеся начислением жилищно-коммунальных услуг, своевременно, в том числе и ответчика; с 01.09.2016 организации начисление ежемесячной денежной компенсации по жилищно-коммунальным услугам производили по новому адресу, передавали информацию о начислениях ГКУСЗ "Центр социальной работы г. Сегежи и Сегежского района" по новому адресу.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона РК от 17.12.2004 № 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия", Порядком предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Правительства РК от 17.01.2005 № 1-П, пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку истицей был нарушен указанный выше Порядок, об изменении адреса проживания истица в установленный срок не сообщила, в связи с чем действия ГКУСЗ "Центр социальной работы г. Сегежи и Сегежского района" суд посчитал законными и обоснованными.

В то же время судебная коллегия не может согласиться с позицией суда первой инстанции, полагая ее неверной, в силу следующего.

В соответствии с п. "ж" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу ст.1 Закона РК от 17.12.2004 № 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" гарантированная социальная поддержка отдельных категорий граждан, проживающих на территории Республики Карелия, осуществляется в соответствии с настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Карелия.

В целях реализации Закона РК от 17.12.2004 № 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" Правительство Республики Карелия постановлением от 17.01.2005 № 1-П утвердило Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия".

Указанный Порядок устанавливает правила предоставления (назначения и выплаты) оплаты жилья (жилого помещения) и коммунальных услуг в качестве меры социальной поддержки ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004.

Гражданам, имеющим звание ветеран труда, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Как указано выше, ФИО1 до ХХ.ХХ.ХХ проживала и была зарегистрирована по адресу: (.....), с ХХ.ХХ.ХХ зарегистрирована по адресу: (.....).

Согласно Порядку предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, утвержденному постановлением Правительства РК от 17.01.2005 № 1-П, для определения размера компенсации Центры используют сведения, предоставляемые организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги и (или) обеспечивающими получение гражданами жилищно-коммунальных услуг, ежемесячно до 10 числа месяца, за который рассчитывается компенсация, на основании соглашений, заключаемых между Центрами и указанными организациями.

Согласно письму ООО "УК "Дом 1" от ХХ.ХХ.ХХ, направленному в адрес истицы, расчет сумм ежемесячной денежной компенсации для предоставления в ГКУСЗ "Центр социальной работы г. Сегежи и Сегежского района" в 2016 году на ФИО1 производился по следующим адресам: (.....) - с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ; (.....) - с ХХ.ХХ.ХХ по настоящее время.

В подтверждение указанной информации приложено письмо ООО "Расчетный центр" от ХХ.ХХ.ХХ, в соответствии с которым расчет сумм ежемесячной денежной компенсации для предоставления в ГКУСЗ "Центр социальной работы г. Сегежи и Сегежского района" в 2016, 2017 гг. на ФИО1 производился следующим образом по следующим адресам: (.....) - с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ; (.....) - с ХХ.ХХ.ХХ по настоящее время.

В силу положений Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В ведении Российской Федерации находится регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (ст.ст. 2, 27, 71).

В соответствии с ч.2 ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, с учетом положений приведенного законодательства, а также принимая во внимание, что истица проживала и была зарегистрирована в спорный период в г. Сегеже Республики Карелия, она не может быть лишена предоставленного ей положениями Федерального закона "О ветеранах" права на получение мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам труда, только по причине изменения адреса регистрации.

Следовательно, действия ГКУСЗ "Центр социальной работы г. Сегежи и Сегежского района" не являются обоснованными, оснований для прекращения выплаты компенсации у ответчика не имелось.

Судебная коллегия приходит к выводу, что на ответчика необходимо возложить обязанность произвести ФИО1 выплату ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в невыплаченной части компенсации за ноябрь 2017 г. и декабрь 2017 г. В связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового о частичном удовлетворении иска.

Требование ФИО1 о признании требования ГКУСЗ "Центр социальной работы г. Сегежи и Сегежского района" по возврату суммы ежемесячной денежной компенсации по жилищно-коммунальным услугам за период с 01.09.2016 по 30.11.2017 в размере 24 340, 85 руб. незаконными и не подлежащим исполнению, удовлетворению не подлежат, поскольку истцом избран неверный способ защиты нарушенного права, доказательств нарушения прав истица письмом ответчика не представлено. В настоящем споре ГКУСЗ "Центр социальной работы г. Сегежи и Сегежского района" требование о взыскании указанной суммы ежемесячной денежной компенсации ко взысканию не предъявлено, при таких обстоятельствах оснований для признания требования ответчика незаконным у судебной коллегии не имеется. В этой части выводы суда первой инстанции по существу являются правильными, оснований для отмены решения суда в указанной части не имеется.

При таких обстоятельствах в силу п.п.1, 4 ч.1, п.1 ч.2 ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в понуждении ответчика произвести выплату ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за ноябрь, декабрь 2017 г, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 07 марта 2018 г. по настоящему делу отменить в части отказа в понуждении ответчика произвести выплату ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за ноябрь, декабрь 2017 г. Принять в указанной части новое решение, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.

« Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы г. Сегежи и Сегежского района" произвести ФИО1 выплату ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в невыплаченной части за ноябрь и декабрь 2017 г.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы г. Сегежи и Сегежского района" в пользу ФИО1 расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб.»

Председательствующий

Судьи