ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-20799/18 от 17.12.2018 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Р.Г.Шакиров Дело №33-20799/2018

Учёт №209г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 декабря 2018г. г.Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Б.Г.Абдуллаева,

судей Л.А.Садыковой и Э.Д.Соловьёвой,

при секретаре судебного заседания А.И.Фазылзяновой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Б.Г.Абдуллаева апелляционную жалобу ФИО1 на решение Балтасинского районного суда Республики Татарстан от 11 октября 2018г., которым постановлено:

взыскать с ФИО1 в пользу государственного казённого учреждения «Центр реализации программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан» 485807 руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами – 9842 руб. 58 коп.; в удовлетворении остальной части иска отказать.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения ответчика ФИО1, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

государственное казённое учреждение «Центр реализации программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан» (далее – Учреждение) обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании в возврат субсидии 485807 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 9842 руб. 58 коп., в возмещение расходов на оплату государственной пошлины 6000 руб.

В обоснование иска указано, что между Учреждением и главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 заключён договор о предоставлении субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан на частичное финансирование затрат, связанных с уплатой платежей по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования, от 8 декабря 2016г. №189/ЛГ-2016 (далее – договор о предоставлении субсидии). В соответствии с данным договором истец предоставил ответчику субсидию в размере 485807 руб.

Ответчик был обязан реализовать бизнес-проект «Развитие предпринимательства по выращиванию и реализации чёрной смородины», использовать субсидию по целевому назначению, предоставить истцу итоговый отчёт об использовании субсидии в срок до 1 мая 2018г. Ответчик должен незамедлительно проинформировать истца в письменном виде о невозможности реализовать бизнес-проект в целом либо нецелесообразности его осуществления по иным причинам и в течение 10 банковских дней осуществить возврат субсидии в полном объёме на расчётный счёт Учреждения.

Однако ответчик свои обязательства не исполнил, итоговый отчёт не предоставил, нарушив условия договора о предоставлении субсидии. Претензию истца от 29 мая 2018г. с требованием возвратить субсидию ответчик не исполнил. За неисполнение обязательства по возврату субсидии ответчик обязан уплатить проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 18 мая по 27 августа 2018г. Крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого являлась ФИО1, прекратило деятельность по решению членов данного хозяйства.

Суд первой инстанции принял решение в вышеуказанной формулировке.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске. В обоснование жалобы указано о том, что решение суда является незаконным и необоснованным, поскольку согласно материалам делам усматривается целевое расходование субсидии. Возложение на субъекта малого предпринимательства обязанности возвратить денежные средства, которые предоставлены ему в установленном нормативными правовыми актами порядке в качестве меры поддержки начинающего субъекта малого предпринимательства при отсутствии данных о недобросовестности с его стороны или счётной ошибки не согласуется с общепризнанными правовыми принципами.

В судебном заседании ответчик апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.

Дело в апелляционном порядке рассмотрено в отсутствие истца, извещённого о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не сообщившего суду об уважительных причинах неявки.

Судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

На основании пункта 1 статьи 314 данного кодекса, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.

В соответствии со статьёй 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношения) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2).

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3).

При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления (пункт 5).

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 24 июля 2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В целях предоставления государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с указанным Федеральным законом, а также реализации мероприятий Подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2018 – 2020 годы» Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014 – 2020 годы», утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 октября 2013г. №823 «Об утверждении Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014 – 2020 годы», Кабинетом Министров Республики Татарстан утверждён Порядок отбора субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан для предоставления государственной поддержки в форме субсидий (далее – Порядок).

Согласно пункту 1.1 Порядка он определяет цели, условия и порядок предоставления государственной поддержки в форме субсидии (далее – субсидия), а также категории и критерии проведения отбора субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан для предоставления субсидии.

Пунктом 1.2 Порядка установлены следующие понятия:

субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты предпринимательства) – хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям;

уполномоченная организация – Учреждение (истец по настоящего делу), выступающее в соответствии с бюджетным законодательством как получатель бюджетных средств, доведенных уполномоченным органом в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке уполномоченному органу на цели, указанные в настоящем Порядке, на основании решения, принятого главным распорядителем бюджетных средств;

получатель субсидии – заявитель, в отношении которого уполномоченным органом принято решение о предоставлении субсидии.

Согласно пункту 1.3 Порядка предоставление субсидий субъектам предпринимательства производится в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных законом Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и на плановый период на реализацию мероприятия «Развитие лизинга оборудования: субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату первого взноса (аванса) по договору лизинга оборудования («ЛИЗИНГ-ГРАНТ»)» подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2018 – 2020 годы» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014 – 2020 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 октября 2013г. №823 «Об утверждении государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014 – 2020 годы», и (или) средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету Республики Татарстан на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 1.4 Порядка субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения и возмещения затрат субъектов предпринимательства на уплату первого взноса (аванса) по договору лизинга оборудования.

Пунктом 6.6 Порядка установлено, что основанием для предоставления субсидии является договор о предоставлении субсидии, заключаемый между уполномоченной организацией и получателем субсидии в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Республики Татарстан (далее – договор), в течение пяти рабочих дней со дня принятия Уполномоченным органом решения о предоставлении субсидии.

В договоре предусматриваются размер субсидии, ее целевое назначение, направления расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, или затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия, значения показателей результативности предоставления субсидии, порядок перечисления субсидии, сроки и формы представления отчетности об использовании субсидии и достижении показателей результативности предоставления субсидии, случаи возврата в текущем финансовом году получателем субсидии остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году, положения о запрете приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий (в случае предоставления субсидии на финансовое обеспечение затрат), согласие получателя субсидии на осуществление уполномоченным органом и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка ее предоставления.

На основании пункта 6.9 Порядка уполномоченный орган и уполномоченная организация осуществляют контроль за представлением информации о целевом использовании субсидии и достижении показателей результативности предоставления субсидии, указанных в договоре о предоставлении субсидии.

Как указано в пункте 6.10 Порядка, отчетность об использовании субсидии представляется получателем субсидии в уполномоченную организацию на бумажном носителе. В случае подачи заявки в электронном виде через Портал отчетность об использовании субсидии может быть подана в виде сканированных копий через Портал.

Формы представления отчетности об использовании субсидии устанавливаются в договоре о предоставлении субсидии.

Отчетность об использовании субсидии представляется до 1 мая года, следующего за отчетным. Отчетным является год, следующий за годом предоставления субсидии.

Уполномоченная организация осуществляет оценку достижения получателем показателей результативности предоставления субсидии на основании отчета о достижении значений показателей результативности.

На основании пункта 6.13 Порядка предоставленные субсидии подлежат возврату в доход бюджета Республики Татарстан в 10-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях, со дня получения получателем субсидии соответствующего требования уполномоченной организации в случаях, в частности:

выявления по фактам проверок уполномоченного органа, уполномоченной организации и органов государственного финансового контроля нарушений получателем субсидии условий, установленных настоящим Порядком и договором о предоставлении субсидии;

недостижения по результатам отчетного периода более чем на 20 процентов показателей результативности предоставления субсидии;

реорганизации, ликвидации, банкротства получателя субсидии – юридического лица, прекращения деятельности получателя субсидии – индивидуального предпринимателя;

непредставления информации и документов, запрашиваемых уполномоченной организацией в соответствии с пунктом 6.15 настоящего Порядка.

Уполномоченный орган и органы финансового контроля осуществляют проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии получателями субсидии в установленном законодательством порядке.

В силу пункта 6.15 Порядка контроль за целевым использованием субсидии осуществляется уполномоченным органом, уполномоченной организацией, органами финансового контроля в соответствии с законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что с 14 апреля 2016г. по 11 декабря 2017г. ФИО1 являлась главой крестьянского (фермерского) хозяйства.

8 декабря 2016г. на основании Порядка между Учреждением и главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (получатель субсидии) заключён договор о предоставлении субсидии, в соответствии с которым Учреждение предоставляет субсидию на частичное финансирование затрат, связанных с уплатой платежей по договору финансовой аренды (лизинга) от 22 ноября 2016г. №97/16-К, заключённому между получателем субсидии и ООО «ЛКМБ-РТ», а получатель субсидии обязуется реализовать бизнес-проект на территории Республики Татарстан «Развитие предпринимательства по выращиванию и реализации чёрной смородины» согласно документам, представленным для участия в конкурсном отборе, и использовать предоставленную субсидию по целевому назначению; субсидией является денежная сумма в размере 485807 руб. (пункт 1.1 – 1.3 договора).

Для обеспечения контроля реализации бизнес-проекта Учреждение имеет право: осуществлять контроль за выполнение получателем субсидии возложенных на него обязанностей в соответствии с настоящим договором; запрашивать у получателя субсидии финансовые и иные документы, касающиеся реализации бизнес-проекта; проводить проверку документов, представленных получателем субсидии, а также проверку фактической реализации бизнес-проекта (пункты 2.1, 2.1.1 – 2.1.3 договора о предоставлении субсидии).

Согласно пунктам 3.2.1, 3.2.2 – 3.2.5 договора о предоставлении субсидии получатель субсидии обязуется:

реализовать бизнес проект на территории Республики Татарстан согласно документам, представленным для участия в конкурсном отборе;

при не достижении по результатам отчётного периода фактических показателей реализации бизнес-проекта более чем на 20% возвратить сумму субсидии;

незамедлительно проинформировать Учреждение в письменном виде об обнаруженной получателем субсидии невозможности реализовать бизнес-проект в целом либо нецелесообразности его осуществления по иным причинам и в течение 10 банковских дней осуществить возврат на расчётный счёт Учреждения суммы субсидии в полном объёме;

предоставлять Учреждению финансовые и иные документы, касающиеся реализации бизнес-проекта, обеспечить Учреждению возможность проверки фактической реализации бизнес-проекта;

предоставлять Учреждению отчётность по форме и в сроки, установленные настоящим договором.

Согласно пунктам 4.1 и 4.2 договора о предоставлении субсидии итоговый отчёт за отчётный период об использовании субсидии предоставляется получателем субсидии в Учреждение в срок до 1 мая 2018г.; отчётный период – 2017 год; к итоговому отчёту получатель субсидии прикладывает документы, касающиеся реализации бизнес-проекта, согласно приложению №1 к настоящему договору.

Пунктом 6.1 договора о предоставлении субсидии установлен срок его действия до 1 мая 2018г.

14 декабря 2016г. Учреждение в полном объёме исполнило своё обязательство по предоставлению главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 субсидии в сумме 485807 руб.

Ответчик свои обязательства, предусмотренные договором о предоставлении субсидии, в установленные данном договоре порядке и срок не исполнил, итоговый отчёт за отчётный период об использовании субсидии в срок до 1 мая 2018г. истцу не представил, достижение по результатам отчётного периода фактических показателей реализации бизнес-проекта, предусмотренных договором, не обеспечил.

Указанные обстоятельства не оспариваются апеллянтом, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, относимость, допустимость и достоверность которых сомнению не подвергаются.

Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришёл к выводам об удовлетворении иска, поскольку ответчик не исполнил в полном объёме своих обязательств, предусмотренных договором о предоставлении субсидии.

Суд апелляционной инстанции полностью соглашается с указанными выводами суда и признаёт их правильными, поскольку они соответствуют приведённым нормам права, фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и мотивированы в обжалуемом судебном постановлении.

Все имеющиеся по делу доказательства оценены судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, то есть по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании; результаты оценки доказательств отражены в обжалуемом решении суда.

У суда апелляционной инстанции отсутствуют сомнения как в правильности произведённой судом первой инстанции оценки доказательств, так и в правильности и обоснованности выводов суда.

Доказательств, одновременно отвечающих требованиям относимости, допустимости и достоверности, которые опровергают указанные выводы суда первой инстанции, не имеется; доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают и не содержат ссылок на обстоятельства и доказательства, которые не исследованы либо неверно оценены судом первой инстанции и способны повлиять на правильное разрешение дела.

В частности, ФИО1 не представила суду доказательств исполнения в полном объёме своих обязательств, предусмотренных договором о предоставлении субсидии, в срок до 1 мая 2018г., в том числе подтверждающих предоставление Учреждению итогового отчёта за отчётный период об использовании субсидии и достижение по результатам отчётного периода фактических показателей реализации бизнес-проекта, предусмотренных договором.

Более того, 11 декабря 2017г., то есть до истечения срока действия договора о предоставлении субсидии крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого являлась ФИО1, прекращено по решению членов данного хозяйства.

Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для возврата ответчиком суммы субсидии в соответствии с пунктом 6.13 Порядка.

То есть возможность достижения цели предоставления субсидии, предусмотренной договором о предоставлении субсидии, утрачена.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для его отмены или изменения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Балтасинского районного суда Республики Татарстан от 11 октября 2018г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи