Судья Малиновская И.Э. Дело № 33 – 2080/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 мая 2013 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Назаренко Т.Н.,
судей Штейнле А.Л., Туникене М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 – ФИО2 на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 28 февраля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Штейнле А.Л., объяснения представителя ФИО1 – ФИО3, поддержавшей доводы жалобы, возражения представителей УФМС России по Смоленской области ФИО4 и ФИО5, судебная коллегия
установила:
ФИО1, уточнив требования, обратился в суд с заявлением о признании решения УФМС России по Смоленской области от 23.10.2012 г. об отклонении заявления о приеме в гражданство РФ незаконным, признании неправомерными действий должностных лиц УФМС, признании неправомерным нарушение сроков рассмотрения заявления о приеме в гражданство РФ, ссылаясь, что сведения о месте жительства указаны в соответствии с местом его регистрации, а его заявление о приеме в гражданство УФМС рассмотрено с нарушением установленного законодательством месячного срока
В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 заявленные требования поддержал.
Представители УФМС России по Смоленской области ФИО4 и ФИО5 требования не признали.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 28 февраля 2013г. заявленные ФИО1 требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель заявителя ФИО2 просит судебное постановление отменить, ссылаясь на неправильное истолкование закона и применение закона, не подлежащего применению, указывая на отсутствие оснований полагать, что заявителем представлены ложные сведения о месте жительства на территории РФ. Кроме того, приводит доводы о нарушении срока и порядка рассмотрения вопроса о приеме ФИО1 в гражданство РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного решения.
В силу п. "в" ст. 16 ФЗ от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения.
В соответствии с положениями ст. 30 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», ст. 30 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 14.11.2002 года № 1325, п.4 подп. 3 п. 6 Положения с Федеральной миграционной службе, утв. Указом Президента РФ от 19.07.2004 года № 928 (в действовавшей на момент спорных правоотношений), территориальные органы ФМС наделены полномочиями по рассмотрению заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, поданных лицами, проживающими на территории Российской Федерации, к принятию решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.
Согласно п. 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, решения об отклонении заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо об отказе в признании гражданином Российской Федерации или в выходе из гражданства Российской Федерации принимаются полномочными органами с учетом результатов проведенных проверок.
Порядок исполнения государственной функции по определению наличия гражданства Российской Федерации, приобретению гражданства Российской Федерации, согласованию или отклонению, либо отмене решений по вопросам гражданства определен Административным регламентом исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утв. Приказом ФМС РФ от 19.03.2008 № 64. Регламент устанавливает требования, предъявляемые к порядку исполнения государственной функции, сроки и последовательность действий (административные процедуры) Федеральной миграционной службы и территориальных органов ФМС России, порядок и формы контроля за исполнением государственной функции, порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица или принимаемого им решения, а также взаимодействие ФМС России, ее территориальных органов и их структурных подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при осуществлении данных полномочий.
Пунктом 17.1 Регламента установлено, что заявитель обеспечивает сбор необходимых документов и сведений, конкретизированных должностным лицом; надлежащее оформление требуемого пакета документов (пункты 4-7 Положения); надлежащее заполнение бланков заявления (пункты 3, 7 Положения); подготовку необходимых копий документов (пункт 6 Положения). В соответствии с п. 17.5. Административного регламента должностное лицо по результатам проведенных проверок и согласований изучает обстоятельства, с которыми Федеральный закон связывает прием в упрощенном порядке в гражданство Российской Федерации и представленные в подтверждение этих обстоятельств документы, оформляет решение установленного образца (приложение N 3 к Административному регламенту).
В силу подп.3,5 п.1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства (далее - регистрация по месту жительства) является фиксацией в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства.
Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания (п.2 ст. 7 ФЗ № 109-ФЗ). Основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства (ст. 21).
Согласно п. 20 разд. 3 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9, иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных ч.6 ст.20 Федерального закона.
Пунктом 2 ст.11 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.
Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм местом жительства иностранного гражданина или лица без гражданства является жилое помещение, которое им было избрано в качестве своего места постоянного проживания и в котором указанное лицо зарегистрировано в установленном законом порядке.
Полномочия на проведение проверок в целях изучения представленных сведений по вопросам гражданства предусмотрены ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (подп. «в» ст. 30), Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (п. 29), а также подп. 3 п. 6, действовавшего на момент рассмотрения заявления Положения о Федеральной миграционной службе.
В соответствии с преамбулой к Федеральному закону N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом (п. 4 ст. 35 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).
В соответствии с положениями п. 29, 30 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 27.07.2007 N 993) территориальные органы федеральной миграционной служба составляют заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке и направляют их в Федеральную миграционную службу в соответствии с п.35 настоящего Положения; принимают в пределах своей компетенции решения по заявлениям об изменении гражданства в упрощенном порядке в соответствии с пунктами 36 и 37 настоящего Положения. Указанные заключения составляются, и решения принимаются на основании проведенных проверок содержащихся в заявлениях сведений и представляемых вместе с заявлениями документов, которые организуются органами федеральной миграционной службы.
Пунктом 35 Положения (регламентирующим вопросы изменения гражданства в общем порядке) установлено, что срок рассмотрения заявлений в Федеральной миграционной службе и ее территориальных органах, Министерстве иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее территориальных органах не должен превышать двух месяцев в каждом из указанных органов (п.6).
Абзацем 7 п. 35 Положения предусмотрено, что срок рассмотрения заявлений об изменении гражданства, поданных иностранными гражданами и лицами без гражданства, переехавшими в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в рамках участия в Государственной программе, не должен превышать один месяц.
Согласно п. 36 Положения (регламентирующим вопросы изменения гражданства в общем порядке) решения по заявлениям об изменении гражданства, поданным иностранными гражданами и лицами без гражданства, переехавшими в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в рамках участия в Государственной программе, принимаются территориальными органами Федеральной миграционной службы по согласованию с территориальными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Срок рассмотрения заявлений в каждом из органов, указанных в настоящем пункте, должен определяться с учетом ч.4 ст.35 ФЗ, в соответствии с которой рассмотрение заявлений об изменении гражданства в упрощенном порядке и принятие по ним решений осуществляется в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и представления всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.
Исходя из системного анализа правовых норм пунктов 30,35,36 Положения следует, что в отношении лиц, переехавшими в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в рамках участия в Государственной программе, установлен специальный срок рассмотрения их заявлений о приеме в гражданство, который не должен превышать двух месяцев, т.е. не более месяца в каждым их органов (территориальный орган ФМС и территориальный орган ФСБ).
Как следует из материалов дела, гражданин <данные изъяты> ФИО1 03.02.2012 г. зарегистрирован межрайонным отделом УФМС России по Смоленской области в ... сроком до 15.12.2014 г. Заявитель является участником государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в связи с чем, им также получено свидетельство участника указанной программы, что при переселении на постоянное место жительства в Российскую Федерацию предоставляет право на прием в гражданство РФ в упрощенном порядке. 24.08.2012 г. заявителем в межрайонное отделение УФМС России по Смоленской области в г. Ярцево подано заявление о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке на основании ч. 7 ст. 14 ФЗ «О гражданстве», предоставлен необходимый пакет документов. При подаче заявления ФИО1 был предупрежден о последствиях предоставления ложных сведений и подложных документов, своей подписью подтвердил подлинность представленных документов и достоверность изложенных данных. По результатам рассмотрения заявления УФМС России по Смоленской области 23.10.2012 г. принято решение об отклонении его заявления о приеме в гражданство РФ на основании п. "в" ст. 16 ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ в связи с сообщением им в заявлении заведомо ложных сведений, а именно: адрес места жительства указан как ..., фактическое проживание по которому заявителя в ходе проведенной проверки не подтвердилось.
Так, в результате проверочных мероприятий, проведенных сотрудниками УФМС России по Смоленской области во исполнение Административного регламента, было выявлено, что ФИО1 по указанному им в заявлении адресу места проживания никогда не проживал. Данные обстоятельства подтверждены докладными сотрудников МО от 27 августа и 22 октября 2012 года, справкой Администрации <данные изъяты> № от 23.10.2012 г. В ходе судебного разбирательства сотрудник администрации сельского поселения С. также указала на не проживание ФИО1 в ... по указанному адресу.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требования заявителя, посчитав, что указание ФИО1 в заявлении о приеме в гражданство РФ адреса его места жительства (т.е. места фактического проживания) является не соответствующим действительности, следовательно, заведомо ложными сведениями, поэтому государственный орган принял обоснованное решение об отказе в приеме в гражданство.
Доказательств нарушения процедуры проверки указанных заявителем в заявлении о приеме в гражданство сведений судом не установлено.
Районный суд также правильно констатировал, что решение по заявлению ФИО1 от 24.08.2012 г. о приеме в гражданство РФ УФМС России по Смоленской области принято 23.10.2012 г., т.е. в предусмотренный Положением 2-х месячный срок, в связи с чем, требования ФИО1 в этой части удовлетворению также не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы по существу были предметом судебной проверки и им дана надлежащая оценка. Ссылки в жалобе на то, что вынесенным решением судьи нарушены конституционные права ФИО1 (право на свободное передвижение по территории РФ) какими-либо доказательствами не подтверждены. Ограничений на передвижение, свободу выбора заявителем места жительства и места пребывания УФМС не устанавливалось.
Судебной коллегией отклонено ходатайство представителя заявителя о запросе суда в Конституционный Суд РФ на предмет соответствия Конституции РФ примененной судом ч.2 ст.11 Закона РФ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в той мере, в какой данная норма, не допускает для иностранного гражданина возможность по своему усмотрению изменять место временного проживания, поскольку неопределенности в применении данной нормы судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, по доводам жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 28 февраля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФИО1 – ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: