Судья Орлова Т.А. Дело № 33-20825/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 23 ноября 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,
судей Зоновой А.Е., Сорокиной С.В.,
при секретаре Безумовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Головизнина Б.Л. к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании незаконным решения и обязании назначить дополнительное ежемесячное материальное обеспечение,
по апелляционной жалобе ответчика в лице и.о. начальника Управления Шестовских Г.Ю. на решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил от 06.09.2018.
Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения истца и его представителя Сорокина В.С. (ордер адвоката № 014021 от 23.11.2018), возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Головизнин Б.Л. обратился в суд с иском к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области (далее по тексту Управление) об оспаривании законности отказа в назначении ему дополнительного ежемесячного материального обеспечения, ссылаясь в обоснование требований на следующие обстоятельства.
С 26.12.2007 истец является получателем пенсии по старости,13.06.2018 обратился в Управление с заявлением о назначении ему дополнительного ежемесячного материального обеспечения (далее по тексту ДЕМО) в соответствии с Федеральным законом от 04.03.2002 № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» (далее Закон № 21-ФЗ), полагая, что имеет право на указанную выплату в связи с присуждением ему премии Правительства РФ в области науки и техники и присвоением звания «Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники» на основании постановления Правительства РФ от 18.02.2003 № 112. В удовлетворении заявления Управление отказало решением от 19.06.2018 № 873112/18, ссылаясь на то, что премии правительства РФ не наделены статусом «Государственной» премии. Истец считает отказ незаконным, поскольку Правительство РФ является органом государственной власти РФ, премия присуждена от имени Российской Федерации и носит общегосударственный характер.
На основании изложенного, Головизнин Б.Л. просил признать решение Управления от 19.06.2018 № 873112/18 незаконным и обязать Управление назначить ему ДЕМО с 13.06.2018. Также просил взыскать с Управления в возмещение расходов на оплату юридических услуг 10000 руб.
Ответчик возражал против иска, настаивая на правомерности оспариваемого истцом решения Управления и указывая, что перечень премий, дающих право на получение ДЕМО за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, установленный п. 2 ст. 1 Закона № 21-ФЗ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, премии Правительства РФ в указанный перечень не входят.
Решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил от 06.09.2018 исковые требования Головизнина Б.Л. удовлетворены: решение Управления от 19.06.2018 № 873112/18 признано незаконным; на Управление возложена обязанность назначить истцу ДЕМО с 13.06.2018. С ответчика в пользу истца взыскано в возмещение судебных расходов 5000 руб.
С таким решением не согласилось Управление. В апелляционной жалобе и.о. начальника Управления Шестовских Н.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В обоснование приводит доводы, аналогичные доводам возражений на иск.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик своего представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом путем размещения 01.11.2018 соответствующей информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда (с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 16 Постановления от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»).
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав пояснения истца и его представителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Головизнин Б.Л. является получателем пенсии по старости с 26.12.2007 (пенсионное удостоверение – л.д. 5).
Постановлением Правительства РФ от 18.02.2003 № 112 истцу присуждена премия Правительства РФ за создание российского промышленного комплекса цистерностроения для массового производства широкой номенклатуры изделий на базе новейших разработок конструкций цистерн, современных технологий, научных и экспериментальных исследований, вручен диплом лауреата премии Правительства РФ под № 4669 (л.д. 15, 16).
13.06.2018, после увольнения 09.06.2018 из ОАО НПО «Уралвагонзавод им Ф.Э. Дзержинского», истец обратился в Управление с заявлением о назначении ему ДЕМО.
Решением Управления от 19.06.2018 № 873112/18 в удовлетворении заявления Головизнина Б.Л. от 13.06.2018 отказано со ссылкой на отсутствие у заявителя документов, подтверждающих награждение его высшими государственными наградами и премиями общенационального значения.
Удовлетворяя иск Головизнина Б.Л., суд исходил из того, что истец удостоен премии высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, лица, являющиеся лауреатами премии Правительства РФ, в соответствии с действовавшим на момент присуждения истцу премии законодательством обладали правом на получение ДЕМО.
Судебная коллегия полагает вывод суда о наличии у истца права на получение ДЕМО правильным.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона № 21-ФЗ граждане Российской Федерации, получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
Согласно подп. 8 п. 2 ст. 1 Закона № 21-ФЗ ДЕМО назначается лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР).
В соответствии со ст. 3 Закона № 21-ФЗ дополнительное материальное обеспечение назначается и выплачивается органом, осуществляющим назначение и выплату соответствующей пенсии или пожизненного содержания судьи (п. 1). Дополнительное материальное обеспечение назначается со дня обращения за ним, но не ранее дня, с которого назначается соответствующая пенсия или пожизненное содержание судьи (п. 2). Выплата дополнительного материального обеспечения производится одновременно с выплатой соответствующей пенсии или пожизненного содержания судьи (п. 4). Дополнительное материальное обеспечение не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы (п. 5).
Довод Управления в апелляционной жалобе о том, что премии Правительства РФ не имеют статус государственных премий, нельзя признать состоятельным, поскольку в соответствии со ст. 11, п. 4 ст. 78 Конституции РФ, ст. 1 Федерального Конституционного Закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ; Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации; Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации.
Таким образом, премии, присуждаемые Правительством РФ как высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, имеют статус государственных премий.
Однако с учетом положений п. 1 ст. 1 Закона № 21-ФЗ правом на получение ДЕМО обладают лауреаты только таких государственных премий, которые присуждаются за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
Ссылка Управления в апелляционной жалобе на Указ Президента РФ от 21.06.2004 № 785 «О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры» и постановление Правительства РФ от 26.08.2004 № 439 «О Премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники» в обоснование доводов о том, что высшим признанием заслуг гражданина РФ – деятеля науки перед обществом и государством является присуждение Государственной премии РФ, в то время как премии Правительства РФ являются лишь средством поощрения за те или иные достижения в различных областях науки и техники, не может повлечь отмены обжалуемого решения суда, поскольку указанные нормативные акты приняты и вступили в силу уже после присуждения истцу премии Правительства РФ, а потому их положения не могут учитываться в целях оценки статуса присужденной истцу премии. Для решения вопроса о том, относится ли присужденная истцу премия Правительства РФ к числу государственных премий, которые с учетом положений п. 1 ст. 1 Закона № 21-ФЗ дают право на назначение ДЕМО, необходимо руководствоваться нормами, действовавшими на момент присуждения премии.
На момент присуждения истцу премии действовали постановление Правительства РФ от 26.07.1994 № 873 «Об учреждении премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники» (далее Постановление № 873) и постановление Правительства РФ от 27.12.1994 № 1424 «Об утверждении Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники и Положения о Совете по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники» (далее Положение о премиях Правительства РФ).
В соответствии с п. 2 Постановления № 873 премии Правительства РФ в области науки и техники учреждены с целью стимулирования научно-технического развития и являются средством поощрения ученых и специалистов за научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в результате которых получен значительный экономический или социальный эффект, разработаны принципиально новые технологии и техника, приборы, материалы, оборудование, вещества, другие достижения в области науки и техники, а также за создание высококачественных учебников для образовательных учреждений Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Положения о премиях Правительства РФ премии Правительства РФ в области науки и техники присуждаются ежегодно за следующие достижения:
научно-технические исследования и опытно-конструкторские разработки, завершившиеся созданием и широким применением в производстве принципиально новых технологий, техники, приборов, оборудования, материалов и веществ;
практическую реализацию изобретений, открывающих новые направления в технике и технологии;
крупные, реализованные на практике научно-технические разработки в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
высокие результаты в разработке и практическом применении новых методов и средств в медицине и здравоохранении;
научно-исследовательские, проектно-конструкторские и технологические работы в области строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства;
научно-технические исследования и разработки в интересах обороны и безопасности страны, результаты которых использованы при создании военной и специальной техники;
работы, являющиеся значительным вкладом в решение проблем экологии и охраны природы;
создание высококачественных учебников для образовательных учреждений Российской Федерации.
Одновременно с указанными нормативными актами на момент присуждения истцу премии действовало распоряжение Президента Российской Федерации от 05.06.1992 № 282-рп «О Государственных премиях Российской Федерации в области науки и техники» (далее Распоряжение № 282-рп), которым с целью стимулирования на государственном уровне достижений научно-технического прогресса были учреждены ежегодные Государственные премии в области науки и техники, утверждено Положение о Государственных премиях Российской Федерации в области науки и техники (далее Положение о Государственных премиях).
Согласно п. 1 Положения о Государственных премиях, Государственные премии Российской Федерации в области науки и техники присуждаются ежегодно:
за значительный вклад в развитие естественных, гуманитарных и технических наук, соответствующий уровню передовых достижений в мире и способствующий решению проблем развития регионов и отраслей народного хозяйства Российской Федерации;
за разработку и внедрение принципиально новых ресурсосберегающих и экологически чистых технологий и техники, прогрессивных материалов, машин и механизмов, которые по своим показателям находятся на уровне лучших мировых аналогов;
за выдающиеся производственные результаты в отраслях народного хозяйства Российской Федерации, полученные на основе широкого внедрения достижений науки и техники, обеспечивающие создание качественно новых видов продукции.
Положение о Государственных премиях, Положение о премиях Правительства РФ утратили силу с 01.01.2005 в связи с изданием Указа Президента РФ от 21.06.2004 № 785 «О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры» (далее Указ № 785) и постановления Правительства РФ от 26.08.2004 № 439 «О Премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники» (далее Постановление № 439) соответственно.
Согласно Указу № 785 в целях совершенствования системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры учреждены четыре Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий и три Государственные премии Российской Федерации в области литературы и искусства. Установлено, что Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства присуждаются гражданам Российской Федерации за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой науки и культуры в целях стимулирования дальнейшей научной и творческой деятельности лауреатов указанных премий, создания благоприятных условий для новых научных открытий и творческих достижений. Учрежденные настоящим Указом государственные премии присуждаются за 2004 год и последующие годы.
Указом № 785 утверждено Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусств, согласно которому Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства являются высшим признанием заслуг деятелей науки и культуры перед обществом и государством (п. 1); Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий присуждается гражданам Российской Федерации за выдающиеся работы, открытия и достижения, результаты которых существенно обогатили отечественную и мировую науку и оказали значительное влияние на развитие научно-технического прогресса (п. 2); Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства присуждаются Президентом Российской Федерации (п. 3).
Постановлением № 439 в целях стимулирования научно-технического развития и совершенствования системы премирования за достижения в области науки и техники учреждено 40 ежегодных премий Правительства РФ в области науки и техники с присуждением их начиная с 2005 года, утверждено Положение о премиях Правительства РФ в области науки и техники, в соответствии с которым премии Правительства РФ в области науки и техники являются средством поощрения ученых и специалистов, определены достижения, за которые присуждаются данные премии.
Анализ приведенных выше нормативных положений свидетельствует о том, что с 01.01.2005 в связи с совершенствованием системы государственного премирования за достижения в области науки и техники премии Правительства РФ в области науки и техники, присужденные после указанной даты, действительно, не могут быть отнесены к числу государственных премий, присуждение которых дает право на ДЕМО, поскольку являются лишь средством поощрения ученых и специалистов за определенные достижения, в то время как Государственная премия в области науки и технологий является высшим признанием заслуг деятелей науки перед обществом и государством, присуждается гражданам Российской Федерации за выдающиеся работы, открытия и достижения, результаты которых существенно обогатили отечественную и мировую науку и оказали значительное влияние на развитие научно-технического прогресса, что в полной мере соответствует критериям для назначения ДЕМО, установленным в п. 1 ст. 1 Закона № 21-ФЗ. Объективные же критерии для награждения премией Правительства РФ в области науки и техники с 01.01.2005, напротив, не совпадают с критериями, установленными п.1 ст.1 Закона № 21-ФЗ.
Между тем, в соответствии с нормами законодательства, действовавшего до 01.01.2005, существенных различий между основаниями и критериями, установленными для присуждения премий Правительства РФ в области науки и техники и Государственных премий в области науки и техники, не имелось, являлись одинаковыми и цели учреждения данных премий – стимулирование научно-технического прогресса. Следовательно, и премии Правительства РФ, и Государственные премии РФ, основанием для присуждения которых до 01.01.2005 являлись определенные значительные достижения в различных областях науки и техники, в равной степени соответствовали критериям, установленным в п. 1 ст. 1 Закона № 21-ФЗ, а потому предоставляли лауреатам данных премий право на получение ДЕМО.
Правильность такого исторического толкования положений ст. 1 Закона № 21-ФЗ подтверждается тем, что в совместной телетайпограмме от 12.04.2002 № 2181-ЮЛ/ЛЧ-06-32/3539 (подготовлена через месяц после принятия Закона № 21-ФЗ) Министерство труда и социального развития РФ и Пенсионный фонд РФ, разъясняя положения Закона № 21-ФЗ и приводя конкретный перечень лауреатов соответствующих премий, имеющих право на ДЕМО, включили в данный перечень лауреатов премий Правительства РФ. Кроме того, постановлением Минтруда России от 06.08.2002 № 53 «Об утверждении Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации», изданным во исполнение постановления Правительства РФ от 07.06.2002 № 390 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», в перечень документов, предоставляемых гражданами, имеющими выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, для назначения ДЕМО, было включено и постановление Правительства РФ о присуждении премии Правительства РФ и присвоении звания лауреата.
С учетом изложенного, поскольку премия Правительства РФ в области науки и техники присуждена истцу до 01.01.2005, на момент присуждения в соответствии с историческим толкованием норм ст. 1 Закона № 21-ФЗ Государственные премии в области науки и техники и премии Правительства РФ в области науки и техники являлись равнозначными и предоставляли их лауреатам право на присвоение ДЕМО, отказ Управления в назначении истцу ДЕМО на основании поданного им 13.06.2018 заявления являлся неправомерным. При этом судебная коллегия учитывает, что совокупность иных, помимо наличия звания лауреата государственной премии РФ (премии Правительства РФ в области науки и техники), условий для назначения ДЕМО в данном случае имеется – истец является получателем пенсии по старости и на момент обращения в Управление с соответствующим заявлением не был трудоустроен (не выполнял оплачиваемой работы), что ответчиком не оспаривалось.
То обстоятельство, что с 09.05.2018 вступил в действие приказ Минтруда России от 20.03.2018 № 172н, которым утвержден новый перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией (данный приказ действовал на момент обращения истца в Управление), и диплом лауреата премии Правительства РФ в данном перечне не поименован, вопреки доводам апеллянта, не подтверждает правомерность решения Управления от 19.06.2018 № 873112/18. Как правильно отмечено судом, отсутствие в указанном перечне диплома лауреата премии Правительства РФ не может ограничивать право истца на получение ДЕМО, свидетельствует лишь о том, что приказом Минтруда России от 20.03.2018 № 172н не урегулирован вопрос о документах, которые должны предоставлять лица, ставшие лауреатами премий Правительства РФ до 01.01.2005.
Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Изложенная Конституционным Судом РФ в названном Постановлении правовая позиция в полной мере применима к рассматриваемым спорным правоотношениям, поскольку истец не может быть лишен права на назначение ДЕМО, приобретенного им в период действия законодательства, официальное толкование которого уполномоченным органом исполнительной власти (Министерством труда и социального развития РФ) и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение (Пенсионным фондом РФ), свидетельствовало о признании за лауреатами премий Правительства РФ права на назначение ДЕМО, исключительно по причине последующего изменения законодательства в связи с совершенствованием системы государственного премирования.
При таком положении обжалуемое решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил от 06.09.2018 является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы ответчика, направленным, по существу, на иное толкование норм материального права, оснований для которого судебная коллегия не усматривает, не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил от 06.09.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий: Колесникова О.Г.
Судьи: Зонова А.Е.
Сорокина С.В.