Судья Митина Е.М. дело № 33-453/2018
(33-20847/2017)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 января 2018 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Куратовой Л.В.,
судей: Пашковой Т.В., Елисеева А.М.,
при секретаре: Горзиевой Ю.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Астраханской транспортной прокуратуры в интересах Российской Федерации к Федеральному государственному казенному учреждению «Росгранстрой» об обязании исполнения требований законодательства в сфере оборудования, обустройства, технического оснащения международных пунктов пропуска, необходимых для организации государственного контроля, осуществляемого пропуска через Государственную границу Российской Федерации,
по апелляционному представлению прокурора Астраханской транспортной прокуратуры
на решение Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 21 сентября 2017 года, которым в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Астраханской транспортной прокуратуры в интересах Российской Федерации - отказано.
Заслушав доклад судьи Пашковой Т.В., выслушав прокурора Давыдову А.С., поддержавшую доводы апелляционного представления, представителя ответчика ФИО1, возражавшую против удовлетворения представления, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Астраханской транспортной прокуратуры в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Росгранстрой» об обязании исполнения требований законодательства в сфере оборудования, обустройства, технического оснащения международных пунктов пропуска, необходимых для организации государственного контроля, осуществляемого пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Астраханской транспортной прокуратурой была проведена проверка требований законодательства в сфере оборудования, обустройства, технического оснащения международных пунктов пропуска, необходимых для организации государственного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в ходе которой были установлены нарушения, а именно отсутствие необходимого технического оснащения и оборудования, необходимого для организации пограничного, таможенного и иных видов пропуска через Государственную границу.
Истец считает, что требования, предъявляемые к обустройству системы двойного коридора в местах прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза и убытия с этой территории, ответчиком не соблюдаются, не выделены «красный» и «зеленый» коридоры для совершения таможенных операций.
Ответчик является государственным учреждением и в соответствии с Бюджетным кодексом РФ его деятельность финансово обеспечивается за счет средств федерального бюджета. Однако в период с 2014 года по настоящее время в пределах ежегодно доводимых лимитов бюджетных обязательств Волгоградским филиалом ФГКУ «Росгранстрой» государственные контракты на приобретение необходимого оборудования для функционирования «зеленого» и «красного» коридора в воздушном пункте пропуска Астрахань (Нариманово) не заключались, что свидетельствует о несоблюдении ответчиком возложенных на него функций.
Просил суд обязать ФГКУ «Росгранстрой» в лице Волгоградского филиала ФГКУ «Росгранстрой» устранить нарушения требований действующего законодательства по оборудованию и техническому оснащению ВПП Астрахань (Нариманово), расположенного по адресу: <адрес>, техническими средствами таможенного контроля и иным оборудованием, а именно: стационарной контейнерной рентгенотелевизионной установкой (Heimann, Fiscan, Rapiscan и т.п.) в количестве 1 шт; напольными весами с электронным дисплеем грузоподъемностью не менее 150 кг. в количестве 1 шт.; стационарными рамками металлодетектора в количестве 3 шт.; разделительной стенкой между зеленым и красным коридорами длиной 8 м., высотой 2,2 м., выполненной из непрозрачного материала (стекло, оргстекло); информационными вывесками в количестве 2 шт., размером 1900х500мм. с текстами: «Красный коридор, Red chanel, товары, подлежащие таможенному декларированию, Goods to Declare»; «Зеленый коридор, Green chanel», товаров, подлежащих письменному декларированию, нет; Nothing no Declare»; а также обозначить зону таможенного контроля, «зеленый» и «красный» коридоры напольной самоклеющейся лентой с надписью белыми буквами на зеленом фоне «Зона таможенного контроля Customs control zone», «Зеленый коридор Green chanel», «Красный коридор, Red chanel»; установить ФГКУ «Росгранстрой» срок исполнения обязательств в течение 3 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Астраханской транспортной прокуратуры оспаривает постановленное судом решение и просит его отменить.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.12Закона РФ от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» порядок установления, открытия, акционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 года №482 утверждены Правила установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу РФ.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 11 сентября 2008 года №1309-р «О концепции реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации» проектирование, строительство, реконструкция, оборудование и техническое оснащение пунктов пропуска и других объектов инфраструктуры на государственной границе РФ осуществляется исключительно в рамках федеральных целевых программ в сфере обустройства государственной границы РФ. В настоящее время такой программой является федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации 2012-2020».
На основании Указа Президента РФ от 11 октября 2007 года №1359 образовано Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ (Росграница).
Согласно Положению о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы РФ (Росграница), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01 ноября 2007 года №734, к полномочиям указанного Федерального агентства отнесено создание, развитие и обеспечение деятельности пунктов пропуска через государственную границу РФ и мест ее пересечения; реализация функции государственного заказчика; выработка и реализация государственной политики; нормативно-правовое регулирование; управление государственным имуществом и оказание государственных услуг в сфере обустройства государственной границы РФ.
В целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через государственную границу РФ, обустройства мест пересечения государственной границы РФ, а также осуществление федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы РФ распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2008 года № 1308-р созданоФГКУ«Росгранстрой».
В соответствии с УставомФГКУРосгранстрой, утвержденным приказом Росграницы от 04 февраля 2009 года №6, его учредителем является Правительство РФ, полномочия которого осуществляет Росграница. Собственником имущества ФГКУ «Росгранстрой» является Правительство РФ в лице Росграницы.
Согласно ст.13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» полномочия по формированию федеральных целевых программ и обеспечению их реализации возложены на Правительство РФ.
Обеспечение функционирования (эксплуатации) пунктов пропуска, на содержание, ремонт зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пропуска всех видов контроля осуществляется ФГКУ «Росгранстрой» исключительно в рамках бюджетных обязательств, которые до него доводит Росграница.
В соответствии с положениями п.29 Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 года №482, под реконструкцией пункта пропуска понимается реконструкция имеющихся, строительство новых зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, а также проведение иных работ, направленных на изменение вида, классификации, категории, пропускной способности и (или) пределов пункта пропуска.
Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2007 года №930 утверждены общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Состав специальных сооружений и условия расположения в пункте пропуска государственных контрольных органов, осуществляющих государственный контроль в пункте пропуска определяются техническим заданием на этапе подготовки проектной документации на строительство или реконструкцию пункта пропуска, согласованной с пограничными, таможенными и другими государственными контрольными органами, после проведения проектно-изыскательских работ и разработки архитектурно-планировочного решения объекта при соответствующем выделении бюджетных лимитов.
Согласно п.31 вышеуказанных Правил, в случае признания в установленном порядке целесообразности реконструкции пункта пропуска Росграницей принимается нормативный правовой акт о реконструкции пункта пропуска, согласованный с Министерством транспорта РФ, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль в реконструируемых пунктах пропуска, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого он расположен, а также Министерством обороны РФ, если пункт пропуска находится в пределах территории военного аэродрома.
Федеральным законом от 01 декабря 2014 года № 384-Ф3 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» выделение денежных средств на обустройство ВПП Астрахань (Нариманово) не предусмотрено.
Исходя из положений ст.79 Бюджетного кодекса РФ (далее-БК РФ), бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии со ст.38 БК РФ, устанавливающей принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1.2. УставаФГКУ«Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», утвержденного Приказом №6 от 04 февраля 2009 года Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ, оно в соответствии с БК РФ осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, в том числе доводит до ФГКУ лимиты бюджетных обязательств, утверждает бюджетную смету, вносит в нее изменения, осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности, а также другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.
В свою очередьФГКУ «Росгранстрой» осуществляет свою деятельность по организации проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (пункты 3.1. и 3.2. УставаФГКУ«Росгранстрой»).
Согласно ст.1 Федерального закона от 13 декабря 1994 года № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ, и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.
При таких обстоятельствах, поскольку решение вопросов о строительстве и реконструкции пунктов пропуска через государственную границу РФ относится к полномочиям Правительства РФ, при условии отсутствия планов на реконструкцию ВПП Астрахань (Нариманово) в рамках федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предусмотренных законом оснований для возложения на ответчика –ФГКУ«Росгранстрой»в лице его Волгоградского филиала обязанности по обустройству и техническому оснащению пункта пропуска ВПП Астрахань (Нариманово), не имеется, в связи с чем правильно отказал в удовлетворении иска прокурора.
Кроме того, доказательств, подтверждающих, что указанные мероприятия по обустройству ВПП Астрахань (Нариманово) включены в Федеральную целевую программу «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)», истцом суду представлено не было.
Выводы суда мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционного представления повторяют позицию прокурора, изложенную в исковом заявлении, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку сводятся к иному толкованию законодательства и переоценке доказательств, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности. В связи с чем, оснований для отмены оспариваемого решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
определила:
Решение Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 21 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Астраханской транспортной прокуратуры – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: