ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2089/2015 от 30.03.2015 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 33-2089/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30.03.2015 г. г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым суда в составе:

председательствующего Воробьевой С.А.,

судей Терентьевой Н.А., Яковлева С.В.,

при секретаре Усковой О.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Окружного административного суда Республики Крым от 15.04.2014 г. по делу №801/2451/13-а по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Госкомагенства, Ялтинскому городскому управлению юстиции Автономной Республики Крым, третье лицо государственное предприятие «Центр государственного земельного кадастра» в лице Крымского регионального филиала о признании незаконными действий, отмене акта и понуждении в выполнению определенных действий.

Заслушав доклад судьи Яковлева С.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

ФИО1 (далее истец) обратился в Окружной административный суд Автономной Республики Крым с иском к Управлению Госземагентства в <адрес> АР Крым, Ялтинскому городскому управлению юстиции АР Крым, в котором просил признать незаконными действия управления Госкомзема в <адрес> Республики Крым (Управление Госземагентства в Ялте Автономной Республики Крым) по отмене записей в Книге регистрации государственных актов на право собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли, понуждении внести сведения об аннулировании записей об отмене. Требования мотивированы тем, что Госземагентство в <адрес> АРК, осуществляло действия по внесению сведений в Книгу регистрации государственных актов на право собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли без учета принятых судебных решений.

Истец неоднократно уточнял исковые требования. В соответствии с ходатайством, поданным в ходе судебного заседания, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ г., представитель истца уточнил исковые требования и просил признать незаконными действия Управления Госкомзема в <адрес> Республики Крым (на момент подачи административного иска - Управление Госземагентства в Ялте Автономной Республики Крым) в части нарушения правового механизма внесения записи, относительно аннулирования записи в книге регистрации государственных актов на право собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли, об отмене права собственности на земельные участки гражданам ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4; признать противоправными действия управления Госкомзема в <адрес> Республики Крым (на момент подачи административного иска - Управление Госземагентства в Ялте Автономной Республики Крым) в части нарушения правового механизма аннулирования записи в книге регистрации государственных актов на право собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли, об отмене права собственности на земельные участки гражданам ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4; признать противоправными действия управления Госкомзема в <адрес> Республики Крым (на момент подачи административного иска - Управление Госземагентства в Ялте Автономной Республики Крым) в части непредоставления ответа гр. ФИО5 на ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ г.; признать незаконными действия управления Госкомзема в <адрес> Республики Крым (на момент подачи административного иска - Управление Госземагентства в Ялте Автономной Республики Крым) в части предоставления ответа ненадлежащему лицу, которое не является инициатором обращения; признать незаконными действия управления Госкомзема в <адрес> Республики Крым (на момент подачи административного иска - Управление Госземагентства в Ялте Автономной Республики Крым) в части предоставления ответа ненадлежащему адресату; признать незаконными действия управления Госкомзема в <адрес> Республики Крым (на момент подачи административного иска - Управление Госземагентства в Ялте Автономной Республики Крым) в части нарушения предусмотренных законом сроков для предоставления ответа; обязать управление Госкомзема в <адрес> Республики Крым (на момент подачи административного иска - Управление Госземагентства в Ялте Автономной Республики Крым) дать ответ инициатору обращения гр.ФИО5 на ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ г.

Окружным административным судом Республики Крым Республики Крым (судья Петренко В.В.) 15.04.2014 г. по делу №801/2451/13-а принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Истцом подана апелляционная жалоба на решение Окружного административного суду Республики Крым Республики Крым от 15.04.2014г. по делу №801/2451/13-а, в которой он просит решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В судебное заседание 30.03.2015 г. участники процесса явку своих представителей не обеспечили, о дне и времени его проведения были извещены должны образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили. В адрес суда 30.03.2015г. поступило ходатайство истца о закрытии производства по делу в порядке ст.220 ГПК РФ в связи с невозможностью обеспечить явку представителя и наличием решений Верховного суда Украины и Высшего административного суда Украины.

Принимая во внимание надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о дне и времени проведения судебного заседания, изучив ходатайство истца, руководствуясь ст.167ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным провести судебного разбирательства по имеющимся в деле материалам.

Выслушав судью-докладчика, исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда пришла к следующим выводам.

Ст. 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон № 6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.

Ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

П.2 Постановления Государственного совета Республики Крым от 17.03.2014 г. №1745-6/14 «О независимости Крыма» предусмотрено, что до принятия соответствующих нормативных актов Крыма на его территории применяется законодательство Украины, принятое до 21.02.2014 г.

Таким образом, принимая во внимание то, что предметом рассмотрения в суде были действия субъектов властных полномочий, предпринятые в 2012 году, становится очевидным необходимость применения к спорным правоотношениям законодательства Украины.

Ст.14 Конституции Украины предусматривает, что земля является основным национальным богатством, которое находится под особенной охраной государства. Права на землю приобретаются и реализуются гражданами и субъектами хозяйственной деятельности ( юридическими и физическими лицами) исключительно в соответствии с законом.

На момент учинения ответчиками действий, по регистрации ( снятии с регистрации ) земельных участков порядок урегулирования земельных отношений на Украине был установлен Земельным кодексом Украины (далее ЗК Украины).

Согласно ст. 15 ЗК Украины к полномочиям центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов в области земельных отношений относятся осуществление землеустройства и государственного контроля за его проведением, мониторинга земель в соответствии с законом, осуществление государственной экспертизы программ и проектов по вопросам землеустройства, государственного земельного кадастра, охраны земель, реформирования земельных отношений, а также технико-экономических обоснований этих программ и проектов.

В ст.1 Закона Украины «О Государственном земельном кадастре» установлено, что государственный земельный кадастр - этом единая государственная геоинформационная система сведений о землях, расположенных в пределах государственной границы Украины, их целевое назначение, ограничения в их использовании, а также данные о количественной и качественной характеристике земель, их оценку, о распределении земель между собственниками и пользователями. Государственная регистрация земельного участка – это внесение в Государственный земельный кадастр предусмотренных настоящим Законом сведений о формировании земельного участка и присвоении ему кадастрового номера.

Согласно ст. 6 Закона Украины «О Государственном земельном кадастре» ведение и администрирование Государственного земельного кадастра обеспечивается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений. Перечень таких органов и порядок осуществления им действий по ведению и администрированию Государственного земельного кадастра определены в ст. 9 этого Закона.

С 01.01.2013 г., после вступления в силу Закона Украины «О Государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений», определены новые основания и орган, выполняющий действия по регистрации вещных прав, в том числе и по отмене регистрации вещных прав. Так, п. 5 ст. 19 Закона Украины «О Государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений» предусмотрено выполнение таких действий центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственной регистрации прав на основании решений судов, вступивших в законную силу.

До 01.01. 2013 г. государственная регистрация права собственности и права пользования на объекты недвижимого имущества проводилась регистраторами бюро технической инвентаризации, созданными до вступления в силу Закона и подключенными к Реестру прав собственности на недвижимое имущество.

Указом Президента Украины «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» от 09.12. 2010 г. N 1085/2010 была образована Государственную регистрационную службу Украины.

Согласно п.1 Положения о Государственной регистрационной службе Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 06.04. 2011 г. N401/2011 Укргосреестр является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по реализации государственной политики в сферах государственной регистрации актов гражданского состояния, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, регистрации (легализации) объединений граждан, других общественных формирований, уставов фондов общеобязательного государственного социального страхования, если их регистрация предусмотрена законами, устава территориальной общины Киева, печатных средств массовой информации и информационных агентств как субъектов информационной деятельности.

П.п. 10 п.4 указанного положения предусмотрено, что Укргосреестр в соответствии с возложенными на него задачами, осуществляет регистрацию вещных прав на недвижимое имущество в соответствии с Законом.

При таких обстоятельствах становится очевидным, что с 01.01.2013 г. полномочия по регистрации права собственности на недвижимое имущество (в том числе на земельные участки) выполняются регистрационной службой Ялтинского городского управления юстиции, которое является территориальным органом Укргосреестра.

Окружной административный суд Республики Крым, отказывая 15.04.2014г. истцу в удовлетворении исковых требований, исходил из того,

что Управление Госземагентства в г.Ялте АР Крым, будучи органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, которым проводилась государственная регистрация земельного участка, вносились сведения в Национальную кадастровую систему о земельном участке, и Ялтинское городское управление юстиции, на подразделение которого с 01.01.2013 г. были возложены полномочия по регистрации права собственности на недвижимое имущество (в том числе на земельные участки), не обязаны отменять регистрацию (записи) в Государственном земельном кадастре, в поземельных книгах.

При этом Окружным административным судом Республики Крым не дана оценка утверждениям истца о том, что указанными выше органами предприняты действия по внесению изменений в поземельную книгу без учета судебных актов, в частности, определений Высшего административного суда Украины, что свидетельствует о нарушении установленного законодательством Украины порядка осуществления возложенных на них функций. Судом также не рассмотрены требования искового заявления о нарушении порядка рассмотрения обращений от 05.12.2012 г.

В силу изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что Окружным административным судом Республики Крым 15.04.2014 г. по делу № 801/2451/13-а решение постановлено при не правильной определении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу, не правильном применении норм материального права, нарушении норм процессуального права, что в соответствии ст.330 ГПУ РФ является основанием для его отмены.

Постановлением Государственного совета Республики Крым от 18.04.2014г. N 2060-6/14 «О внесении изменений в постановление Государственного совета Республики Крым от 11.04. 2014 г. N 2025-6/14 «О регулировании трудовых отношений в Республике Крым на переходный период» ликвидированы территориальные органы центральных органов исполнительной власти Украины, расположенные на территории Республики Крым, структурные подразделения центральных органов исполнительной власти Украины, расположенные на территории Республики Крым.

В соответствии с Федеральным Законом от 24.07. 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06. 2009 г. № 457, полномочия по государственному кадастровому учету и ведению государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее Росреестр).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 г. № 1335-р утверждено «Соглашение о передачи части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по государственному кадастровому учету» уполномоченному органу Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014г. № 164 утверждено Положение о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее Госкомрегистр).

Согласно указанному выше Положению основными задачами Госкомрегистра является участие в разработке, формировании и реализации государственной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества на территории Республики Крым, а также предоставления услуг в данной сфере.

Материалы дела свидетельствуют о том, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы сформирован и функционируем Ялтинский городской отдел Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, который не является правопреемником Регистрационной службы Ялтинского городского управления юстиции АРК

Изучив указанные обстоятельства, судебная коллегия пришла к выводу о том, что ответчики по делу – Управление Госкомагенства, Ялтинское городское управление юстиции Автономной Республики Крым - ликвидированы.

При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.220 ГПК РФ, ст.328 ГПК РФ, полагает возможным отменить постановленное 15.04.2014 г. Окружным административным судом Республики Крым решение и прекратить производство по делу.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Окружного административного суда Республики Крым Республики Крым 15.04.2014 г. по делу №801/2451/13-а отменить полностью, производство по делу прекратить.

Председательствующий судья подпись Воробьева С.А.

Судьи подпись Терентьева Н.А.

подпись Яковлев С.В.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>