ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-208/2022 от 24.02.2022 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 33-208/2022 (33-9280/2021)

№ 2(1)а-186/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 февраля 2022 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Самохиной Л.М., судей Кравцовой Е.А., Сенякина И.И., при секретаре Гришине К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции, без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Сакмарского района Оренбургской области об оспаривании отказа администрации Сакмарского района Оренбургской области в предварительном согласовании границ и площади предоставления земельного участка, возложении обязанности заключить договор аренды, согласовать границы и площадь земельного участка с кадастровым номером , площадью 77 488 кв.м., признании недействительными постановления о предоставлении в аренду земельного участка и договора аренды,

иску ФИО1 к Администрации Сакмарского района Оренбургской области об оспаривании отказа администрации Сакмарского района Оренбургской области в предварительном согласовании границ и площади предоставления земельного участка, возложении обязанности заключить договор аренды, согласовать границы и площадь земельного участка с кадастровым номером , площадью 2892343 кв.м., признании недействительными постановления о предоставлении в аренду земельного участка и договора аренды,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Сакмарского районного суда Оренбургской области от 4 августа 2021 года,

заслушав доклад судьи Самохиной Л.М.,

объяснения ФИО1, поддержавшего исковые требования,

установила:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанными административными исками к Администрации Сакмарского района Оренбургской области (далее – Администрация Сакмарского района).

В обоснование иска указал, что обратился в Администрацию Сакмарского района с заявлением о предварительном согласовании границ и площади предоставления земельного участка с кадастровым номером площадью 77488 кв.м., местоположение: (адрес), в аренду сроком на три года без проведения торгов, для сенокошения, приложив все необходимые документы.

В ответе от (дата) Администрация Сакмарского района отказала в предварительном согласовании границ и площади вышеуказанного земельного участка, отказ не мотивирован.

Просил признать недействительным отказ администрации Сакмарского района о предварительном согласовании границ и площади земельного участка с кадастровым номером , площадью 77488 кв.м., местоположение: (адрес), в аренду сроком на три года без проведения торгов, для сенокошения, незаконным. Обязать Администрацию Сакмарского района согласовать границы и площадь предоставления вышеуказанного земельного участка, заключить с ним договор аренды.

Также ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации Сакмарского района об оспаривании отказа в предварительном согласовании границ и площади земельного участка.

В обоснование иска указал, что обратился в Администрацию Сакмарского района с заявлением о предварительном согласовании границ и площади предоставления земельного участка с кадастровым номером площадью 2892343 кв.м., местоположение: (адрес), в аренду сроком на три года без проведения торгов, для сенокошения, приложив все необходимые документы.

В ответе от (дата) Администрация Сакмарского района отказала в предварительном согласовании границ и площади вышеуказанного земельного участка, отказ не мотивирован.

Просил признать недействительным отказ Администрации Сакмарского района о предварительном согласовании границ и площади земельного участка с кадастровым номером , площадью 2892343 кв.м., местоположение: (адрес), в аренду сроком на три года без проведения торгов, для сенокошения, незаконным. Обязать Администрацию Сакмарского района согласовать границы и площадь предоставления вышеуказанного земельного участка, заключить с ним договор аренды.

Определением суда указанные административные дела объединены в одно производство.

Увеличив исковые требования, просил обязать Администрацию Сакмарского района заключить с ним, как с главой крестьянского (фермерского) хозяйства договора аренды спорных земельных участков. Также полагал недействительными постановление Администрации Сакмарского района -п от (дата) «О предоставлении в аренду земельного участка», договор аренды земельного участка между ФИО2 и Администрацией Сакмарского района.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО2 - арендатор земельного участка с кадастровым номером , Администрация муниципального образования Беловский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области (далее - Администрация МО Беловский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области), кадастровые инженеры ФИО3, ФИО4

Решением Сакмарского районного суда Оренбургской области от 4 августа 2021 года ФИО1 в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 23 декабря 2021 года настоящее дело передано для рассмотрения в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда.

Определением от 17 февраля 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда перешла к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учёта особенностей предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. К участию в деле в качестве ответчика привлечён ФИО2

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились ФИО2, ФИО3, представители Администрации Сакмарского района, Администрации муниципального образования Беловский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области, кадастровый инженер ФИО4

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав истца, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).

В силу пункта 2 указанной статьи, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт З статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов (пункт 5 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу пунктов 14, 15 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: 1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; 5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.

Также в пункте 15 стати 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Из положений пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Статьёй 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, (дата) ФИО5 обратился в Администрацию Сакмарского района с заявлением о предварительном согласовании границ и площади предоставления земельного участка сельхозназначения с кадастровым номером площадью 77488 кв.м. для оформления в аренду сроком на 3 года без проведения торгов.

К заявлению приложены следующие документы: копия паспорта, копия ИНН, копия СНИЛС, копия договора № от (дата), схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, копия квалификационного аттестата кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя ФИО3

(дата) Администрация Сакмарского района рассмотрела заявление ФИО1 от (дата) о предварительном согласовании границ и площади предоставления земельного участка с кадастровым номером площадью 77488 кв.м. в аренду сроком на 3 года без проведения торгов, местоположение: (адрес), для сенокошения. Было принято следующее решение: заявление не может быть удовлетворено в соответствии подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно, подпунктом 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации – основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении и схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истёк.

(дата) ФИО5 обратился в Администрацию Сакмарского района с заявлением о предварительном согласовании границ и площади предоставления земельного участка сельхозназначения с кадастровым номером площадью 289234 кв.м. для оформления в аренду сроком на 3 года без проведения торгов.

К заявлению истец приложил следующие документы: копия паспорта, копия ИНН, копия СНИЛС, копия договора № от (дата), схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, копия квалификационного аттестата кадастрового инженера -индивидуального предпринимателя ФИО3

(дата) Администрация Сакмарского района рассмотрела заявление ФИО1 от (дата) о предварительном согласовании границ и площади предоставления земельного участка с кадастровым номером площадью 289234 кв.м. в аренду сроком на 3 года без проведения торгов, местоположение: (адрес), для сенокошения. Было принято решение: заявление не может быть удовлетворено в соответствии подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно подпунктом 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации – основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении и схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истёк.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Из объяснений истца следует, что решением Сакмарского районного суда от 13 августа 2019 года удовлетворены исковые требования прокурора Сакмарского района Оренбургской области в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации к ФИО2, Администрации Сакмарского района. Признан недействительным договор аренды земельного участка от (дата). Предметом договора являлся земельный участок с кадастровым номером , находящийся в не разграниченной государственной собственности, площадью 552959 кв.м., местоположение земельного участка: (адрес). Стороны договора - Администрация Сакмарского района Оренбургской области (далее – Администрация Сакмарского района) (арендодатель) и ФИО2 (арендатор).

Применены последствия недействительности - на ФИО2 возложена обязанность возвратить указанный земельный участок Администрации Сакмарского района.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 21 января 2020 года решение суда от 13 августа 2019 года оставлено без изменения.

(дата) между ФИО2 (арендатор) и Администрацией Сакмарского района (арендатор) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 471439 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: скотоводство (для выпаса сельскохозяйственных животных).

Срок действия договора аренды - с (дата) по (дата).

Решением Сакмарского районного суда Оренбургской области от 8 ноября 2021 года удовлетворены исковые требования прокурора Сакмарского района Оренбургской области в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации к ФИО2, Администрации Сакмарского района о признании недействительным договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки.

Решение суда в законную силу не вступило.

Согласно заключениям кадастрового инженера *** ФИО4 от (дата):

местоположение земельного участка площадью 289234 кв.м., согласно схеме расположения на кадастровом плане территории, большей частью накладывается на земельный участок с кадастровым номером площадью 471439 кв.м., адрес участка: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: выпас сельскохозяйственных животных;

местоположение земельного участка площадью 77488 кв.м., согласно схеме расположения на кадастровом плане территории, большей частью накладывается на земельный участок с кадастровым номером площадью 471439 кв.м., адрес участка: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: выпас сельскохозяйственных животных.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО1 просит предоставить земельные участки в пределах части сформированного земельного участка с кадастровым номером , находящимся в государственной собственности и предоставленного на момент рассмотрения обращений ФИО1 в аренду ФИО2

Учитывая изложенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что отказы администрации Сакмарского района и от (дата) на заявления ФИО1 от (дата) вх. и вх. являются правомерными.

Так, на момент обращения ФИО1 с указанными заявлениями спорные земельные участки налагались на земельный участок, предоставленный в аренду ФИО2 на основании договора от (дата). Соответственно, у Администрации Сакмарского района не имелось оснований для предоставления в аренду истцу требуемых им земельных участков. До настоящего времени данный договор аренды недействительным не признан (решение суда об этом не вступило в законную силу). То обстоятельство, что данный договор не прошёл государственную регистрацию, не свидетельствует о праве арендатора заключить ещё один договор в отношении земельных участков, которые налагаются на земельный участок, являющийся предметом ранее заключенного договора аренды.

При данных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что отказы администрации Сакмарского района и от (дата) на заявления ФИО1 от (дата) вх. и вх. являются правомерными, а требования ФИО1 являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В суде первой инстанции апеллянт указал, что земельный участок предоставлен ФИО2 незаконно, поскольку площадь земельного участка превышает предельно допустимый размер участка, который может быть предоставлен для данного вида разрешённого использования.

В гражданском деле № 2(1)-415/2021 прокурор Сакмарского района Оренбургской области, в интересах неопределённого круга лиц, муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области просит признать недействительным договор аренды земельного участка от (дата) в связи с тем, что отсутствовали основания для предоставления земельного участка ФИО2 без торгов, площадь земельного участка превышает максимальный размер участка, который может быть предоставлен для данного вида разрешённого использования.

В силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, защите подлежат только нарушенные, либо оспоренные права.

В рассматриваемом случае, оспариваемым договором аренды, постановлением, отказами Администрации Сакмарского района права и законные интересы ФИО1 не нарушены и не затронуты. Так, он не является правообладателем земельного участка, который предоставлен ФИО2 в аренду и в безусловном порядке право на земельные участки, на которые он претендует, у него не возникнет, в том числе и в случае признания недействительными вышеуказанного постановления Администрации Сакмарского района -П от (дата) и договора аренды от (дата). ФИО1, обращаясь в суд с настоящим иском, исходит из того, что предположительно у него могут возникнуть права на указанные им земельные участки, что также указывает на отсутствие оснований для судебной защиты.

На дату отказа Администрацией Сакмарского района ФИО1 о предварительном согласовании границ и площади земельного участка, отказы являлись правомерными по изложенным выше основаниям, оснований для признания их недействительными не имеется.

Решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сакмарского районного суда Оренбургской области от 4 августа 2021 года отменить.

Принять новое решение, которым ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Администрации Сакмарского района Оренбургской области, ФИО2 об оспаривании отказа в предварительном согласовании границ и площади предоставления земельных участков, возложении обязанности заключить договор аренды, признании недействительным договора аренды и постановления Администрации Сакмарского района Оренбургской области -п от (дата) «О предоставлении в аренду земельного участка» - отказать.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 3 марта 2022 года.