С***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
Судья Акиньшин А.В. Дело № 33-2092/13
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 марта 2013 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Алешко О.Б., Решетниковой И.Ф.,
при секретаре Ретунской Н.Г.,
с участием прокурора П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по Крутихинскому району на решение Крутихинского районного суда Алтайского края от 28 ноября 2012 года
по делу по иску прокурора Крутихинского района в интересах ФИО1, ФИО2 к Управлению социальной защиты населения по Крутихинскому району Алтайского края, Главному Управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий, взыскании недоначисленных сумм федеральной социальной доплаты.
Заслушав доклад судьи Алешко О.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор в интересах ФИО1, ФИО2 с учетом уточнений обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Крутихинскому району (далее УСЗН по <адрес>), Главному Управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее Главалтайсоцзащита), Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Крутихинском районе (далее ГУ-УПФР в Крутихинском районе) о признании незаконными действий, выразившихся в предоставлении в орган пенсионного обеспечения недостоверных сведений о выплатах, подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения инвалида ФИО2 и ветерана труда ФИО1, возложении на УСЗН по Крутихинскому району, Главалтайсоцзащиту обязанности предоставить в ГУ-УПФР в Крутихинском районе достоверные сведения о выплатах, подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения пенсионера инвалида ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, пенсионера и ветерана труда ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, и взыскании с ГУ-УПФР в Крутихинском районе недоначисленных сумм федеральной социальной доплаты в указанные периоды соответственно *** руб. и *** руб.
В обоснование заявленных требований указывалось, что ФИО1 как пенсионер и ветеран труда, ФИО2 как пенсионер и инвалид с ДД.ММ.ГГ имеют право на социальную доплату при условии, если общая сумма его материального обеспечения не превышает величину прожиточного минимума. С ДД.ММ.ГГ право инвалидов на бесплатный проезд на всех видах транспорта, наряду с другими льготами, заменено ежемесячной денежной выплатой. С ДД.ММ.ГГ истцы не пользовались правом на приобретение социального билета. Законных оснований для включения денежного эквивалента льготы по оплате проезда в общественном транспорте при определении общей суммы материального обеспечения, влияющей на размер социальной доплаты истцам с ДД.ММ.ГГ, не имелось.
В результате предоставления УСЗН по Крутихинскому району, Главалтайсоцзащитой в орган пенсионного обеспечения недостоверных сведений о выплатах, подлежащих учету при начислении общей суммы материального обеспечения истцам, ГУ-УПФР в Крутихинском районе общие суммы материального обеспечения с ДД.ММ.ГГ определялись с учетом денежного эквивалента льготы по оплате проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного (внутрирайонного) сообщения, в связи с чем не доначислены суммы федеральной социальной доплаты.
Решением Крутихинского районного суда Алтайского края от 28.11.2012 исковые требования прокурора Крутихинского района Алтайского края удовлетворены.
Признаны действия УСЗН по Крутихинскому району, Главного Управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выразившиеся в предоставлении в орган пенсионного обеспечения недостоверных сведений о выплатах, подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения ФИО1 и ФИО2, а также в предоставлении недостоверных сведений о размерах начисленных компенсаций расходов на оплату коммунальных услуг - незаконными.
Суд обязал УСЗН по Крутихинскому району, Главное Управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне предоставить в ГУ-УПФР в Крутихинском районе достоверные сведения о выплатах, подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Взыскано с ГУ-УПФР в Крутихинском районе Алтайского края в пользу ФИО1 недоначисленные суммы федеральной социальной доплаты за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме *** руб. *** коп., взыскать в пользу ФИО2 недоначисленную сумму федеральной социальной доплаты за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме *** руб. *** коп.
В апелляционной жалобе ответчик УСЗН по Крутихинскому району просит об отмене решения с вынесением нового об отказе в удовлетворении иска, ввиду неправильного применении и толкования материального закона, неправильного установления значимых по делу обстоятельств.
В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не принято во внимание, что постановлением администрации Алтайского края от 01.11.2008 № 467 «О порядке предоставления права льготного проезда отдельным категориям граждан» установлена мера социальной поддержки инвалидов - право приобретения проездных билетов по льготной цене (со скидкой). Граждане, учтенные в краевом и федеральном регистрах получателей мер социальной поддержки, имеют право на приобретение проездных билетов на всех виды городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильный транспорт в пределах административного района проживания, по льготной цене 200 руб. в месяц.
Истцы имеют право на меры социальной поддержки, в частности на приобретение проездного билета по льготной цене для проезда всеми видами городского пассажирского транспорта, в установленном законом порядке включен в реестр граждан, имеющих право на получение данной льготы.
Приказами Главалтайсоцзащиты в соответствии с указанным постановлением утверждались на каждый год размеры денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате проезда всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования и автомобильным транспортом пригородного (внутрирайонного) сообщения.
В соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 29.09.2009 № 415 «Об определении органов исполнительной власти Алтайского края, уполномоченных на ведение деятельности в целях установления социальной доплаты к пенсии» Главалтайсоцзащита в период с января 2010 г. по июнь 2012 г. ежемесячно предоставляла в учреждение Пенсионного фонда информацию о суммах денежных эквивалентов по оплате проезда в отношении ФИО1 и ФИО2
Согласно п.п. «г» п.12 Правил преобразования (оценки) мер социальной поддержки, предоставляемых пенсионерам в натуральной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации по оплате пользования телефоном, по оплате жилым помещением и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и международного), в денежные эквиваленты для подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера, утвержденных приказом Министерства здравоохранения социального развития Российской Федерации от 29.09.2009 № 804н, денежные эквиваленты мер социальной поддержки пересматриваются уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по заявлению пенсионера, исходя из фактически предоставленного объема мер социальной поддержки в натуральном виде за предыдущий год.
От указанной льготы истцы не отказывались, с заявлением о пересмотре денежных эквивалентов, исходя из фактического объёма социальной поддержки, в управление социальной поддержки населения не обращались.
Проверив материалы дела в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, выслушав прокурора, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с положениями ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» ФИО2 как инвалид 3 группы и пенсионер, ФИО1 как пенсионер и ветеран труда с ДД.ММ.ГГ имеют право на социальную доплату к пенсии при условии, если общая сумма его материального обеспечения не превышает величину прожиточного минимума.
В силу п.3 указанной нормы при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.
Если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, то федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации. (п.4 ст.12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации (ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», пп. 4 п. 5, 6 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30.09.2009 № 805н).
Величина прожиточного минимума пенсионера в Алтайском крае установлена на 2010 г. - в размере 4619 руб., на 2011 г. в размере - 4770 руб., на 2012 г. в размере - 5147 руб.
С 01 января 2005 г. в силу ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей. Таким образом, законодателем право инвалидов на бесплатный проезд на всех видах транспорта, наряду с другими льготами, заменено денежным выражением.
Согласно подпункту 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки инвалидов, в том числе за счет субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте.
В соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 01 ноября 2008 г. № 467 «О порядке предоставления права льготного проезда отдельным категориям граждан» с 01 ноября 2008 г. для льготной категории граждан введены проездные билеты, дающие право на льготный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования.
Таким образом, на территории Алтайского края установлена мера социальной поддержки не в виде бесплатного проезда и не в виде денежной компенсации, а в виде предоставления льготного проездного билета (со скидкой).
Согласно ч. 9 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» денежные эквиваленты мер социальной поддержки, перечисленных в части 3 настоящей статьи, определяются уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и доводятся до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по каждому конкретному пенсионеру. Правила преобразования (оценки) мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме и перечисленных в части 3 настоящей статьи, в денежные эквиваленты устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития.
В рамках предоставленных полномочий Минздравсоцразвития РФ 29 сентября 2009 г. издан Приказ № 804н «Об утверждении Правил преобразования (оценки) мер социальной поддержки, предоставляемых пенсионерам в натуральной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), в денежные эквиваленты для подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера».
Указанными Правилами предусмотрено преобразование меры социальной поддержки, предоставляемой в натуральной форме, по оплате льготного проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте, исходя из стоимости месячного проездного билета, выдаваемого льготным категориям граждан субъекта Российской Федерации, или исходя из стоимости среднего количества поездок в месяц, рассчитанных для каждого вида транспорта, с учетом размера предоставляемой меры социальной поддержки (п.8 и 9 Правил).
Другой порядок преобразования меры социальной поддержки в натуральной форме по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта не предусмотрен.
Таким образом, исходя из приведенного действующего законодательства определение денежного эквивалента меры социальной поддержки по оплате проезда на некоторых видах пассажирского транспорта возможно только в том случае, если мера социальной поддержки установлена действующим законодательством в натуральном виде (бесплатный проезд или выдача бесплатных проездных билетов).
Аналогичная позиция изложена в Разъяснениях Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 «По вопросам определения общей суммы материального обеспечения пенсионера при установлении социальных доплат».
Иное толкование случаев определения денежного эквивалента меры социальной поддержки противоречит основам оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, в частности пенсионерам.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная доплата к пенсии представляет собой денежную сумму к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума.
Таким образом, при определении права пенсионера на социальную выплату учитываются только получаемые пенсионером денежные выплаты и денежный эквивалент отдельных предоставляемых мер социальной поддержки в натуральной форме. Не может учитываться денежный эквивалент такой меры социальной поддержки, которая не предоставляется пенсионеру в натуре. В противном случае сумма указанного эквивалента при зачете в общую сумму материального обеспечения пенсионера не соответствует его реальному обеспечению, так как фактически пенсионеру льгота в натуре не предоставляется.
Нарушение указанного правила приведет к завышению общей суммы материального обеспечения пенсионера и соответственно к занижению размера социальной доплаты к пенсии.
Судом установлено, что соответственно с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ ФИО2 и ФИО1 не пользовались правом на бесплатный проезд, вместе с тем денежный эквивалент меры социальной поддержки - льготного проезда в виде права на приобретение проездного билета со скидкой в нарушение Правил преобразования (оценки) мер социальной поддержки, предоставляемых пенсионерам в натуральной форме, учитывался при определении суммы материального обеспечения.
ГУ-УПФР в Крутихинском районе общие суммы материального обеспечения истца в указанные периоды определялись, в том числе и исходя из сведений, предоставляемых органом социальной защиты населения о размере денежного эквивалента льготы по оплате проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного (внутрирайонного) сообщения.
Правильно оценив указанные выше нормы, установив фактические обстоятельства, суд пришёл к выводу о том, что законных оснований для включения денежного эквивалента льготы по оплате проезда в общественном транспорте при определении общей суммы материального обеспечения истцам с января 2010 г. не имелось.
УСЗН по Крутихинскому району, Главалтайсоцзащитой представлены в орган пенсионного обеспечения недостоверные сведения о подлежащем учете при исчислении общей суммы материального обеспечения истцов в денежном эквиваленте по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта с целью установления суммы федеральной социальной доплаты за указанный период.
Таким образом, вывод суда о незаконности перечисленных действий и возложении обязанности выплатить недополученные суммы социальной доплаты к пенсии являются законным и обоснованным. Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.
Доводы жалобы ответчика о недоказанности выводов суда о нарушении прав истца, о том, что действия ответчиков соответствуют требованиям закона, судебная коллегия во внимание не принимает по вышеизложенным основаниям, как несостоятельные, поскольку они направлены на иное толкование и применение материального закона.
Ссылка ответчика в жалобе на то, что истцы были включены в реестр лиц, имеющих право на данную льготу, от которой не отказывались, о том, что не обращались за пересмотром денежных эквивалентов, на законность принятого судом решения не влияет, поскольку по делу достоверно установлено, что данной льготой в натуральной форме истцы не пользовался, о чём ответчикам было известно, однако в пенсионные органы представлялись сведения, как о фактическом пользователе указанной льготы.
Судебная коллегия отмечает, что в соответствии с п.6 ст.12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в ч.3 настоящей статьи, в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера предоставление документов пенсионером не требуется. Согласно п.9 этой же статьи денежные эквиваленты мер социальной поддержки доводятся до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по каждому конкретному пенсионеру. Таким образом, довод ответчика о непредставлении истцом заявления том, что он не пользуется льготой, довод, что денежный эквивалент рассчитывается и учитывается независимо от того, предоставлена ли реальная льгота, признаются судебной коллегией несостоятельными как противоречащие действующему законодательству.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по Крутихинскому району Алтайского края на решение Крутихинского районного суда Алтайского края от 28 ноября 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: