ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2093 от 30.07.2015 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело № 33-2093 Судья Чикова М.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июля 2015 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Кабанова О.Ю.

судей Черенкова А.В., Назарова В.В.

с участием прокурора Чиненовой Е.В.

при секретаре Гребенкиной А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Веневский район на решение Веневского районного суда Тульской области от 7 апреля 2015 года по иску прокурора Веневского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Веневский район об обязании принять меры к получению заключения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасных производственных объектах.

Заслушав доклад судьи Черенкова А.В., судебная коллегия

установила:

прокурор Веневского района Тульской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Веневский район об обязании принять меры к получению заключения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасных производственных объектах.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, в ходе проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» котельная «Центральная» г. Венев, ул. Декабристов, 22а; теплотрасса от котельной «Центральная», участок №1,2,3; котельная г. Венев, ул. Стрешнева, д. 2в; сети теплоснабжения от котельной Южная, г. Венев, мкр. Южный; тепловой трубопровод от бойлерной № 5 г. Венев, мкр. Южный; здание бойлерной № 5, г. Венев, мкр. Южный, строение 50 (Лит. А); тепловой трубопровод от бойлерной № 6 г. Венев, мкр. Южный; здание бойлерной № 6 г. Венев, мкр. Южный, строение 50-Д (Лит. А); тепловой трубопровод бойлерный № 4 г. Венев, мкр. Южный (Лит 1); здание бойлерной № 4 г. Венев, мкр. Южный, строение 50г (Лит. А); тепловой трубопровод бойлерный № 3 г. Венев, мкр. Южный; здание бойлерной № 3 г. Венев, мкр. Южный, строение 50-в (Лит. А); тепловой трубопровод бойлерной № 1, № 2 г. Венев, мкр. Южный; здание бойлерной № 1,2 г. Венев, мкр. Южный, строение 50-а, (Лит А, А1); тепловая сеть, мкр. Южный, л. 34; котельная «Северная», г. Венев, мкр. Северный; тепловая трасса от котельной, г. Венев, мкр. Северный; котельная «Больничная», г. Венев, ул. Международная, д. 7А, стр. 1; тепловая сеть от котельной «Больничная», г. Венев, ул. Международная; котельная г. Венев, ул.Белова, строение 9а; котельная п. Метростроевский, пр. Бяковский, д. 2а, теплосеть п. Метростроевский; котельная п. Каменный, строение 2; сеть теплофикаций, п. Каменный (Лит 1), котельная п. Мордвес, ул. Советская, д. 20а здание котельной; сооружение; сооружение трубопроводного транспорта протяжен. 30м; сооружение трубопроводного транспорта протяженностью 13м, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию Веневский район, не подготовлены отопительному сезону 2014-2015 годы.

Считает, что установленные нарушения в эксплуатации опасных производственных объектах могут явиться причиной неудовлетворительной работы котельных, привести к порывам на тепловых сетях в зимний период времени 2014-2015 г.г., что приведёт к нарушению прав потребителей. Кроме того, выявленные нарушения на социально-значимых объектах представляют собой потенциальную опасность для жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, поскольку аварии на нем способны повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Бездействие администрации муниципального образования Веневский район по не финансированию мероприятий, связанных с устранением нарушений в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов, является незаконным и свидетельствует о ненадлежащем исполнении полномочий по организации теплоснабжения, предупреждению чрезвычайных ситуаций в границе поселения, организации и осуществлению мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций.

Просит обязать администрацию муниципального образования Веневский район принять меры к получению заключения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасных производственных объектах, а именно: котельная «Северная», г. Венев, мкр. Северный (здание и 5 котлов); котельная «Больничная», г.Венев, ул.Международная, д.7А, стр.1 (здание и 2 котла); котельная п. Метростроевский, пр. Бяковский, д. 2а (здание, дымовая труба и 1 котел); котельная п. Каменный, строение 2 (здание и 4 котла).

Представитель ответчика администрации муниципального образования Веневский район по доверенности Гостева С.С. возражала против удовлетворения исковых требований, указав на то, что между администрацией муниципального образования Веневский район и ООО «ВТК» были заключены договора аренды муниципального имущества теплоснабжения. Во всех договорах аренды муниципального имущественного теплоснабжения прописано, что арендатор обязан самостоятельно получить в случае необходимости соответствующие заключения органа государственного пожарного надзора, государственного органа санитарно-эпидемиологического надзора под функциональное использование имущества и иные разрешительные документы, необходимые для эксплуатации имущества. Также п. 5.4.7 обязывает арендатора содержать имущество в исправном состоянии, обеспечивать исправность используемых приборов и оборудования, связанных с производством и потреблением тепловой энергии и горячей воды. Производить за свой счет техническое обслуживание, эксплуатацию и текущий ремонт арендуемого имущества с периодичностью, установленное правилами технической эксплуатации, нести за свой счет расходы на содержание имущества и все иные расходы, связанные с деятельностью и использованием и эксплуатацией имущества. Пунктом 5.4.8 предусмотрено, что арендатор обязан соблюдать требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, установленные действующим законодательством, технические, санитарные, противопожарные и иные требования, предъявляемые к пользованию имуществом. Указанные обязанности, возложенные на арендатора, по мнению ответчика, являются следствием необходимости провести меры к заключению экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасных производственных объектах.

Решением Веневского районного суда Тульской области от 7 апреля 2015 года удовлетворены исковые требования прокурора Веневского района Тульской области. Судом по делу постановлено: обязать администрацию муниципального образования Веневский район принять меры к получению заключения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасных производственных объектах, а именно: котельная «Северная», г. Венев, мкр. Северный (здание и 5 котлов); котельная «Больничная», г.Венев, ул. Международная, д.7А, стр.1 (здание и 2 котла); котельная п. Метростроевский, пр. Бяковский, д. 2а (здание, дымовая труба и 1 котел); котельная п. Каменный, строение 2 (здание и 4 котла).

Не соглашаясь с постановленным по делу решением, в апелляционной жалобе администрация муниципального образования Веневский район просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное по неправильно установленным обстоятельствам, имеющим значение для дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.4 ч. 1 ст.14 ФЗ Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация в границах поселения теплоснабжения, снабжения населения топливом.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

В соответствии с п.5 ст.20 вышеуказанного закона проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» разработаны Правила оценки готовности к отопительному периоду, утвержденные Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 года № 103.

Проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Правилами оценки готовности к отопительному периоду предусмотрено, что в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, паспорт готовности к отопительному периоду составляется и выдается уполномоченным органом не позднее 15 ноября – для муниципальных образований.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции на основании объяснений лиц, участвующих в деле, тщательного анализа представленных документов установил, что 13 ноября 2014 года прокуратурой Веневского района Тульской области совместно с Приокским Управлением Ростехнадзора, была проведена проверка готовности к отопительному периоду зданий и сооружений: котельной «Северная», г.Венев, мкр. Северный (здание и 5 котлов); котельной «Больничная», г.Венев, ул. Международная, д.7А, стр.1 (здание и 2 котла); котельной п. Метростроевский, пр. Бяковский, д. 2а (здание, дымовая труба и 1 котел); котельной п. Каменный, строение 2 (здание и 4 котла), собственником которых является муниципальное образование Веневский район.

По итогам проверки был составлен акт от 13 ноября 2014 года с приложением перечня замечаний комиссии, которые для готовности к отопительному сезону необходимо устранить в срок до 01.12.2014 года.

18 ноября 2014 года прокурором Веневского района Тульской области Главе администрации муниципального образования Веневский район было внесено представление об устранении нарушений жилищно-коммунального хозяйства.

Из материалов дела следует, что 18 декабря 2014 года вновь была организована и проведена проверка Приокским Управлением Ростехнадзора готовности к отопительному периоду муниципального образования Веневский район за период 2014-2015 г.г. По итогам проверки вновь были выявлены замечания к требованиям по готовности, что подтверждается актом от 18 декабря 2014 года и перечнем замечаний к акту проверки.

Судом установлено, что 22 января 2015 года Главой администрации Веневского района Тульской области в адрес прокурора был дан ответ, из которого следует, что администрацией муниципального образования Веневский район проведена работа по устранению замечаний по акту проверки от 18 декабря 2014 года готовности к отопительному периоду 2014-2015 г.г. Замечания указанные в п.1.1 не устранены в полном объеме, именно п.7, п.29 перечня замечаний предписания от 23 сентября 2014 года выданного ООО «ВТК», по причине отсутствия средств в бюджете. Для проведения экспертизы промышленной безопасности котельных необходимо <данные изъяты>, а для восстановления ограждения котельной «Южная» г. Венева необходимо около <данные изъяты>. На 1 января 2015 года средств на выполнение данных видов работ в бюджете муниципального образования Веневский район не предусмотрено. В связи с чем, акт проверки готовности к отопительному периоду муниципальным образованием Веневский район 2014-2015 г.г. не получен.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, а также то, что администрацией муниципального образования Веневский район Тульской области не выполнены требования Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 12.03.2013 года №103, что для получения паспорта готовности муниципального образования Веневский район Тульской области необходимо устранить выявленные нарушения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, что ответчиком до настоящего времени не исполнено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора и возложении обязанности на администрацию муниципального образования Веневский район принять меры к получению заключения экспертизы для дальнейшей безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и обеспечения надежности теплоснабжения в период прохождения отопительного сезона 2014-2015 г.г.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда у судебной коллегии не имеется, так как они основаны на материалах дела и обстоятельствах дела, установленных в судебном заседании.

Довод ответчика об отсутствии финансовых средств на устранение нарушений, судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку это обстоятельство не освобождает администрацию муниципального образования Веневский район от исполнения предусмотренных действующим законодательством обязанностей, и не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по принятию мер к получению заключения экспертизы следовало возложить на ООО «ВТК», как арендатора опасных производственных объектов, являлись предметом проверки суда первой инстанции, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и исследованных судом доказательств, их несостоятельность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, в связи с чем, отсутствует необходимость в приведении в апелляционном определении таких мотивов, подтверждающих законность решения.

Кроме того, как верно указал суд, для получения ООО «Веневская тепловая компания» лицензии на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности и получения паспорта готовности опасных объектов необходимы документы, подтверждающие ввод объектов в эксплуатацию, а в случае их отсутствия заключение экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, а также на здания и сооружения на объектах, что администрацией муниципального образования Веневский район сделано не было, при этом были заключены договора аренды муниципального имущества теплоснабжения.

Другие доводы апелляционной жалобы судебная коллегия также считает несостоятельными, поскольку по существу они аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст.ст. 67, 198 ГПК РФ.

Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого решения суда.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Веневского районного суда Тульской области от 7 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Веневский район - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи