ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2095 от 01.04.2015 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

 Дело № 33-2095

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

 Председательствующего И.А.Чемякиной

 судей О.В.Герасимовой, Е.П.Иском

 при секретаре А.С.Солоха

 рассмотрела в открытом судебном заседании 01 апреля 2015 года дело по заявлению Рымаревой М. А. об оспаривании действий нотариуса, возложении обязанности по апелляционной жалобе нотариуса нотариального округа г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края ФИО1 на решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 января 2015 года.

 Заслушав доклад судьи Иском Е.П., пояснения представителя нотариуса Олисовой И.В., представителя КГУП «Хабкрайинвентаризация» Шевченко М.В., судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Рымарева М.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий нотариуса, возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к нотариусу нотариального округа г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края ФИО1 за выдачей свидетельства о праве на наследство по закону, открывшегося после смерти ее брата ФИО2. Наследство заключается в <данные изъяты> долей в праве собственности на жилое помещение - квартиру, расположенную по <адрес>. Нотариусом был запрошен комплект документов, в частности кадастровый паспорт, на данную квартиру, с целью определения размера госпошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство. ДД.ММ.ГГГГ была представлена квитанция КГУП «Хабкрайинвентаризация» № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием инвентаризационной стоимости квартиры. Однако письмом № от ДД.ММ.ГГГГ нотариус сообщила, что предъявленная справка об оценке наследственного имущества не может быть принята для определения стоимости этого имущества, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ нотариусы не вправе принимать для оформления наследственных прав справку КГУП «Хабкрайинвентаризация», содержащую сведения об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, поскольку она дана ненадлежащим органом. Органом по учету объектов недвижимого имущества, указанным в пп.8 п.1 ст.333.25 НК РФ, являются органы, осуществляющие кадастровый учет объектов недвижимого имущества. Статус органов технической инвентаризации как органов государственного учета объектов капитального строительства прекращен, также кадастровая стоимость объекта должна быть указана на дату смерти наследодателя. Полагает, что данными действиями нарушены ее права, а так же не нее незаконно возложена обязанность представить именно кадастровую стоимость объекта и его кадастровый паспорт.

 С учетом уточнения заявленных требований просила признать незаконными действия нотариуса, возложить на нотариуса нотариального округа г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края ФИО1 обязанность принять справку о стоимости объекта недвижимого имущества- <адрес>, выданную ХКГУП «Хабкрайинвентаризация» на дату смерти наследодателя, в целях определения стоимости наследственного имущества и исчисления государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство Рымаревой М.А.

 Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровска края от 20 января 2015 года заявление Рымаревой М.А. удовлетворено. Отказ нотариуса нотариального округа г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края – ФИО1 в принятии справки о стоимости объекта недвижимого имущества, выданной ХКГУП «Хабкрайинвентаризация» для определения стоимости наследственного имущества и исчисления государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство признан незаконным.

 На нотариуса нотариального округа г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края ФИО1 возложена обязанность принять справку о стоимости объекта недвижимого имущества –<адрес>, выданную ХКГУП «Хабкрайинвентаризация» на дату смерти наследодателя, в целях определения стоимости наследственного имущества и исчисления государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство Рымаревой М. А..

 В апелляционной жалобе нотариус нотариального округа г.Комсомольска- на- Амуре Хабаровского края ФИО1., с решением суда не согласна, считает его незаконным и необоснованным.

 Указывает, что в связи с утратой силы с 09.07.2013 г. Постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2.2000 г. № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» технический учет и техническая инвентаризация объектов капитального строительства не ведется. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ органы БТИ не осуществляют технический учет, техническую инвентаризацию объектов капитального строительства.

 Согласно письма Минфина России от 21.03.2014 г. № органы БТИ располагают сведениями об инвентаризационной стоимости объектов жилищного фонда согласно архивам, поскольку проводили до 1 января 2013 года государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, т.е. инвентаризационную оценку наследуемого имущества органа БТИ, вправе выдавать, если смерть наследодателя наступила до 01.01.2013 года.

 Следовательно, отчеты об инвентаризационной стоимости выдаются этими органами по состоянию на запрашиваемую дату, поскольку такие сведения имеются в архиве. Таким образом, предоставление отчета об инвентаризационной стоимости имущества на дату открытия наследства после смерти ФИО2, в отношении которого возник спор, на ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено действующим законодательством. Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.

 В возражениях на апелляционную жалобу М.А. Рымарева просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

 Согласно ч. 1 ст. 312 ГПК РФ заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по месту нахождения нотариуса или по месту нахождения должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий.

 В соответствии со ст. 15 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» нотариус имеет право, в том числе совершать предусмотренные Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему.

 Согласно ст. 48 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если: совершение такого действия противоречит закону; действие подлежит совершению другим нотариусом; с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин, либо представитель, не имеющий необходимых полномочий; сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении; сделка не соответствует требованиям закона; документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства.

 Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Рымарева М.А. является сестрой ФИО2 и наследником по закону второй очереди, что подтверждается материалами наследственного дела №/ДД.ММ.ГГГГ. открытого после смерти ФИО2

 Из материалов наследственного дела №/ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, следует, что в установленный законом шестимесячный срок с заявлениями о принятии наследства к нотариусу нотариального округа г.Комсомольска-на- Амуре Хабаровского края Нотариальной палаты Хабаровского края -ФИО1, обратился отец умершего - ФИО3, отказавшийся от наследства в пользу Рымаревой М.А. согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о принятии наследства после смерти брата обратилась сестра умершего - Рымарева М.А. В состав наследственного имущества включено: <данные изъяты> долей, квартиры по <адрес>.

 При обращении с заявлением о принятии наследства у Рымаревой М.А. нотариусом был запрошен комплект документов, в частности кадастровый паспорт, на квартиру расположенную по <адрес>, с целью определения размера госпошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство.

 ДД.ММ.ГГГГ заявителем Рымаревой М.А. нотариусу представлена справка КГУП «Хабкрайинвентаризация» № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием инвентаризационной стоимости квартиры.

 ДД.ММ.ГГГГ нотариус ФИО1 сообщила письмом заявителю о том, что предъявленная справка об оценке наследственного имущества от ДД.ММ.ГГГГ для определения стоимости этого имущества, не может быть принята, поскольку стоимость наследуемого имущества должна быть определена на день смерти наследодателя исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости и выдается только в виде кадастрового паспорта объекта. Кроме того, указала, что в связи со вступлением в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ отдельных положений Федерального закона «О государственном кадастре», нотариусы не вправе принимать для оформления наследственных прав справку КГУП «Хабкрайинвентаризация», поскольку она выдана ненадлежащим органом.

 Согласно п. 5 ст. 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство принимается стоимость наследуемого имущества, определенная в соответствии с п. п. 7 - 10 настоящего пункта. По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в п. п. 7 - 10 настоящего пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).

 В случае представления нескольких документов, выданных лицами, указанными в п. п. 7 - 10 настоящего пункта, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.

 В соответствии с п. 8 стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения.

 Анализируя приведенную норму во взаимосвязи с положениями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ, суд правильно указал, что для исчисления государственной пошлины может быть предоставлен документ с указанием инвентаризационной стоимости.

 В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).

 Исходя из положений п. 2 указанной статьи, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных ст. 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

 В соответствии с частями 2.3. и 3 ст. 43 Федерального закона N 221-ФЗ органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, а также подведомственные органу кадастрового учета государственные бюджетные учреждения осуществляли государственный учет объектов капитального строительства в переходный период до 1 января 2013 года.

 С 1 января 2013 года вместо государственного технического учета осуществляется государственный кадастровый учет объектов капитального строительства Росреестром. При этом в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, производится их государственная кадастровая оценка (глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").

 Под государственным техническим учетом признаются действия по внесению в Единый государственный реестр сведений об объектах учета, которые подтверждают существование таких объектов с характеристиками, позволяющими определить соответствующий объект учета в качестве индивидуально-определенной вещи.

 Согласно положениям части 3 статьи 44 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровые инженеры осуществляют в установленном Федеральным законом N 221-ФЗ порядке кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 1 января 2013 года. При этом с 1 января 2013 года и до 1 января 2014 года эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые 31 декабря 2012 года имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости.

 С учетом цели и видов деятельности, несмотря на окончание переходного периода, т.е. окончания осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, предприятие является организацией по учету объектов недвижимого имущества, поскольку продолжает осуществлять виды деятельности по учету объектов, которые относятся как к кадастровой деятельности, так и к иной деятельности по учету объектов недвижимости.

 Действующее законодательство не содержит запрета определять КГУП «Хабкрайинвентаризация», как организации по учету объектов недвижимости, инвентаризационную стоимость объектов недвижимости, установление которой в рамках государственного кадастрового учета не предусмотрено, в том числе с целью предоставления нотариусу при уплате государственной пошлины.

 При этом определение инвентаризационной стоимости объекта недвижимости по ФГУП КГУП «Хабкрайинвентаризация» не может быть расценено как деятельность по государственному техническому учету, поскольку стоимость объекта определяется не с целью государственного технического учета и включения сведений в Единый государственный реестр сведений об объектах учета, а с целью исчисления размера государственной пошлины при обращении за совершением нотариального действия.

 В соответствии с п. 4 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301 (ред. от 30.01.2013 г.) "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, действующее в настоящее время.

 Согласно п. 3 Положения Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.

 Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

 Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).

 В соответствии с п. 7 Положения в целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют: техническую инвентаризацию жилищного фонда; оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;

 Согласно п.9 инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в случаях, в том числе для исчисления и контроля базы налогообложения недвижимости в жилищной сфере.

 Поскольку Налоговым кодексом Российской Федерации предоставлено право плательщику государственной пошлины на представление документа с указанием инвентаризационной стоимости, постольку отсутствие с 01.01.2013 года у организации по учету объектов недвижимости полномочий на осуществление государственного технического учета и технической инвентаризации в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" с учетом приведенных действующих норм о государственном учете жилищного фонда, с учетом отсутствия нормы, прямо возлагающей на иной орган или организацию обязанности по определению инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, с учетом того обстоятельства, что кадастровый учет не включает в себя определение инвентаризационной стоимости объекта, не может быть оценено как невозможность определения органом по учету объектов недвижимости инвентаризационной стоимости квартиры и выдачи об этом выписки.

 С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм права суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что КГУП «Хабкрайинвентаризация», проводившая до 1 января 2013г. государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства и имеющая в своих архивах сведения об инвентаризационной стоимости объектов жилищного фонда, может выдавать собственникам недвижимости информацию об инвентаризационной стоимости по состоянию на запрашиваемую дату. Поэтому судом отказ нотариуса в принятии справки о стоимости объекта недвижимого имущества, выданной КГУП «Хабкрайинвентаризация», для исчисления государственной пошлины обоснованно расценен как незаконный.

 На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы жалобы об отсутствии оснований для признания незаконными действий нотариуса ввиду окончания с 01.01.2013 года переходного периода применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и невозможности в выдачи справки об инвентаризационной стоимости КГУП «Хабкрайинвентаризация» являются несостоятельными.

 Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения, поскольку направлены на иное толкование положений действующего законодательства, иную оценку выводов суда, но не опровергают их. Судебная коллегия считает, что суд в пределах заявленных требований полно и правильно установил обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, обоснованно применил нормы действующего законодательства. В мотивировочной части решения суд подробно проанализировал представленные сторонами доказательства, дал надлежащую оценку их доводам в обоснование заявленных требований и возражений. Несогласие заинтересованного лица с данной судом оценкой представленных сторонами доказательств не свидетельствует о неправомерности принятого судом решения и не может служить основанием к его отмене.

 Судом при вынесении решения нарушения норм материального и процессуального права не допущено, решение является законным и обоснованным.

 Руководствуясь ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 января 2015 года по делу по заявлению Рымаревой М. А. об оспаривании действий нотариуса, возложении обязанности оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя нотариуса нотариального округа г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края ФИО1– без удовлетворения.

 Председательствующий: И.А.Чемякина

 Судьи: О.В.Герасимова

 Е.П.Иском