№ 33-2095 Судья Богданова М.В. 2012 год
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего Гудковой М.В.,
судей Лозиной С.П. и Лозовой Н.В.,
с участием прокурора Жарлицына Н.В.
при секретаре судебного заседания Браташ Т.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
19 июня 2012 года
по докладу судьи Лозовой Н.В.
дело по апелляционному представлению прокурора Центрального района г.Твери Фролова Ю.В
на решение Заволжского районного суда г.Твери от 28 марта 2012 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Центрального района города Твери удовлетворить частично.
Признать действия Открытого акционерного общества «<данные изъяты>» по использованию заниженных нормативов потребления электрической энергии для предоставления льготы при взымании платы с Лебедевой В.А. незаконными и не соответствующими приказу РЭК Тверской области от 26.02.2010 № 81-нп «О нормативах потребления электрической энергии».
Обязать Открытое акционерное общество «<данные изъяты>» произвести перерасчет потребленной и оплаченной Лебедевой В.А. электрической энергии за период с января 2009 года по декабрь 2011 года включительно в размере <данные изъяты> рублей 52 копейки, согласно её права на льготу, предусмотренную п.9 ч.1 ст.14 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» с применением нормативов, установленных РЭК Тверской области.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать».
Судебная коллегия установила:
Прокурор Центрального района города Твери в защиту интересов Лебедевой В.А. обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «<данные изъяты>» с требованиями о признании действий по использованию заниженных нормативов потребления электрической энергии для предоставления льготы при взимании платы с Лебедевой В.А. незаконными и обязании произвести перерасчет потребленной и оплаченной электрической энергии за период с января 2009 года по январь 2012 года.
Свои требования мотивировал тем, что в Прокуратуру Центрального района города Твери поступило обращение от Лебедевой В.А. о нарушении ОАО «<данные изъяты>» её жилищных и социальных прав. В ходе проверки было установлено, что Лебедева В.А. является инвалидом <данные изъяты> группы, участником Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ФЗ «О ветеранах». Лебедева В.А. зарегистрирована и постоянно проживает со своей дочерью - ФИО8 в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. На основании личного заявления она состоит на учете в отделении социальных выплат Центрального района города Твери как инвалид <данные изъяты> группы, участник Великой Отечественной войны, в связи с чем, ей гарантировано право на получение мер социальной поддержки по месту её жительства в полном объеме.
В результате проведенной прокуратурой проверки было установлено, что на основании квитанций, направляемых ОАО «<данные изъяты>» в адрес Лебедевой В.А. в период с января 2009 года по май 2011 года Лебедевой предоставлялась льгота в размере 19.5 кВт/час, в июне 2011 года льгота предоставлена 3.50 кВт/час, в период с июля 2011 года по настоящее время льгота Лебедевой предоставлялась в размере 29 кВт/час, что нарушает закрепленные Конституцией РФ и федеральными законами жилищные и социальные права и законные интересы Лебедевой В.А. Ввиду того, что Лебедева В.А. в силу её преклонного возраста не имеет возможности защищать свои интересы самостоятельно, прокурор Центрального района города Твери, согласно статьи 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту прав и интересов Лебедевой В.А.
Определением суда от 21 февраля 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, были привлечены Министерство социальной защиты населения Тверской области и Территориальный отдел социальной защиты населения города Твери.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района города Твери Жарлицын Н.В. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в иске.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщила.
Представитель истца ФИО2 и третье лицо ФИО3 в судебном заседании заявленные прокурором исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОАО «<данные изъяты>» ФИО4 в судебном заседании исковые требования прокурора не признала. Дополнительно пояснила, что она согласна с незаконностью их действий по применению нормативов потребления утвержденных Тверской городской думой. Просила учесть, что с января 2012 года в соответствии с договором об организации совместной работы по выплате ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Тверской области №1080 от 19.12.2011 года льгота в денежном выражении компенсируется истцу ТОСЗН <адрес>, поэтому произвести перерасчет не представляется возможным. Помимо этого, в некоторые периоды льготник не потребил электроэнергию в пределах норматива, и льгота за данные периоды была предоставлена в расчете от количества фактически потребленной электроэнергии, а не от норматива, установленного приказом РЭК. Они не согласны с расчетом прокурора в части того, что льготу они должны предоставлять в пределах норматива РЭК независимо от фактически потребленной электроэнергии. Полагает, что в случае потребления электрической энергия менее норматива льготы предоставляются по фактически потребленной электроэнергии.
Представитель третьего лица - Территориального отдела социальной защиты населения города Твери, в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие и отзыв на заявленное исковое заявление, в котором считает ошибочными расчеты прокурора, из которых следует, что льгота должна предоставляться в размере 50% норматива потребления независимо от того, потребил ли льготник коммунальную услугу в пределах норматива потребления или нет. Считает данную позицию прокурора противоречащей действующему законодательству.
Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о слушании дела, доказательств уважительности причин неявки в адрес суда не представил.
Судом определено о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся лиц.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Центрального района г.Твери Флоров Ю.В. жалобе ФИО5 просит решение отменить, вынести новое об удовлетворении исковых требований прокурора о признании о признании действий по использованию заниженных нормативов потребления электрической энергии для предоставления льготы при взимании платы с ФИО2 незаконными и обязании произвести перерасчет потребленной и оплаченной электрической энергии.
В обосновании апелляционной жалобе указывает на неверное толкование судом норм материального права и выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании действий ОАО «<данные изъяты>» по использованию заниженных нормативов потреблений электрической энергии для предоставления льгот при взымании платы с ФИО6 незаконными и не соответствующими приказу РЭК Тверской области от 29.11.2006 № 315-нп «О нормативах потребления электрической энергии», а также об обязании ОАО «<данные изъяты>» произвести перерасчет потребленной и оплаченной ФИО2 электрической энергии за период с января 2009 года по декабрь 2011 года в размере <данные изъяты> руб. 31 коп., согласно ее права на льготу. Считает, что судом неправильно произведен расчет денежных средств, подлежащих возврату ФИО2 При потреблении ФИО2 электроэнергии в меньшем размере от нормативного, льгота на оплату электроэнергии должна предоставляется на всю потребленную электроэнергию.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и отзывов, поступивших от ОАО «<данные изъяты>» и ТОСЗН г.Твери, в которых указывается на законность решения, заслушав прокурора Жарлицына Н.В., поддержавшего доводы представления, а также представителя ответчика ФИО4 и представителя третьего лица ФИО7, судебная коллегия считает подлежащим удовлетворению апелляционное представление прокурора Центрального района г.Твери в части признания действий ОАО «<данные изъяты>» по использованию заниженных нормативов потребления электрической энергии для предоставления льготы при взыскании платы с ФИО2 незаконными и не соответствующим приказу РЭК Тверской области № 315 -нп от 29 ноября 2006 года «О нормативах потребления электрической энергии», в связи с чем считает возможным дополнить резолютивную часть решения указанием на приказ РЭК Тверской области № 315 -нп от 29 ноября 2006 года «О нормативах потребления электрической энергии». Оснований для отмены постановленного по делу решения судебная коллегия не находит.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 является инвали<адрес> группы и участником Великой Отечественной войны, зарегистрирована и проживает совместно с дочерью ФИО3 в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей им на праве общей долевой собственности по <данные изъяты> доле каждой.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления).
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 настоящего Федерального закона инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
В соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.8 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
Согласно Постановлению Администрации Тверской области от 14 сентября 2006 года № 233-па «Об определении уполномоченного органа по установлению нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории <адрес> определена РЭК <адрес>.
РЭК Тверской области в пределах, предусмотренных в Положении о Региональной энергетической комиссии Тверской области, утвержденном Постановлением Администрации Тверской области от 22 июня 2004 N 116-па "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Тверской области", полномочий были изданы приказы от 29 ноября 2006 года № 315-нп «О нормативах потребления электрической энергии» и от 26 февраля 2010 года № 81-нп «О нормативах потребления электрической энергии», которыми установлены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Тверской области.
Данные нормативы потребления электрической энергии применяются для определения размера платы за электрическую энергию при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».
Суд пришел к обоснованному к выводу о том, что льготы по оплате за электроэнергию должны предоставляться ФИО1 в соответствии нормативами потребления, установленными указанными актами РЭК Тверской области.
Согласно приказов РЭК Тверской области от 29 ноября 2006 года №315-нп и от 26 февраля 2010 года № 81-нп ФИО2 должна были предоставлять льготы на оплату электрической энергии в период с января 2009 года по декабрь 2010 года включительно в размере 37 кВт/ч, из расчета 2-комнаты, 2 - количество зарегистрированных человек, 74 кВт/ч - норматив потребления на одного человека, расчет: 74кВт/ч х 50%= 37 кВт/ч; в период с января 2011 года включительно в размере 74 кВт/ч, из расчета 2-комнаты, 2 - количество зарегистрированных человек, 74 кВт/ч - норматив потребления на одного человека, расчет (74 кВт/ч х 2)х50% = 74 кВт/ч.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, на основании квитанций, направляемых ОАО «<данные изъяты>» в адрес ФИО2, в период с января 2009 года по май 2011 года включительно ФИО2 предоставлялась льгота на оплату потребленной электроэнергии в размере 19.5 кВт/ч, в период с июня 2011 года по настоящее время ФИО2 предоставляется льгота на оплату потребленной электроэнергии в размере 29 кВт/ч.
Судом обоснованно удовлетворены исковые требования прокурора в части признании действий ОАО «<данные изъяты>» по использованию заниженных нормативов потребления электрической энергии для предоставления льготы при взимании платы с ФИО2 незаконными и не соответствующими приказу РЭК Тверской области от 26 февраля 2010 года № 81-нп.
Но, так как судом были признаны незаконными действия ОАО «<данные изъяты>» за период с января 2009 года по декабрь 2011 года, то есть в период действия приказа РЭК Тверской области от 29 ноября 2006 года №315-нп, то судебная коллегия считает возможным дополнить резолютивную часть указанием на приказ РЭК Тверской области от 29 ноября 2006 года № 315 -нп «О нормативах потребления электрической энергии».
В соответствии с положениями ФЗ «О ветеранах» ФИО2 имеет права на льготы, в том числе оплату в размере 50 процентов коммунальных услуг(водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В соответствии с п. 11 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Тверской области в денежной форме, утвержденного Постановлением Администрации Тверской области от 24 июня 2010 г. N311-па расчет ежемесячных денежных компенсаций производят исполнители жилищной и (или) коммунальной услуги либо иные организации, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы, осуществляющие расчеты оплаты стоимости жилищно-коммунальных услуг гражданам по каждому гражданину индивидуально, исходя из объемов потребления жилищно-коммунальных услуг за месяц, предшествующий расчетному:
по действующим тарифам, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденным в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, - при отсутствии приборов учета;
исходя из фактического объема потребления гражданином (и членами его семьи - в законодательно установленных случаях) коммунальных услуг, определяемого по приборам учета (при их наличии), но в пределах нормативов потребления коммунальных услуг - в законодательно установленных случаях.
Суд обоснованно не согласился с расчетом льгот, сделанным прокурором, поскольку указанный расчет сделан без учета фактического потребления ФИО2 электрической энергии в пределах нормативов потребления коммунальных услуг. Указанный расчет противоречит требованиям закона, поскольку в случае потребления льготником электрической энергии менее норматива, но ему будет предоставлена льгота в объеме всего норматива, он получит льготу больше чем 50% от фактически потребленной коммунальной услуги.
Судом правомерно взят за основу перерасчет ответчика ОАО «<данные изъяты>» в размере <данные изъяты> рублей 52 копейки, который произведен с учетом фактического объема потребленной электроэнергии в месяц, размеров ранее предоставленных льгот, фактически произведенной ФИО2 оплаты и действующих тарифов на электроэнергию. Указанный расчет полностью соответствует положениям закона.
В связи с тем, что в спорный период действовал заключенный между ОАО «<данные изъяты>» и ТОСЗН г.Твери договор № 21-1 от 16 мая 2005 года «О возмещении расходов, связанных с реализацией федеральных законов по предоставлению льгот определённым категориям граждан», то судом обоснованно сделан вывод о виновных действиях ответчика по использованию заниженных нормативов потребления электрической для предоставления льготы, в связи с чем были нарушены права ФИО2 на получение льготы в установленном законом размере.
С учетом изложенного, судом обосновано не были удовлетворены требования прокурора Центрального района г.Твери о понуждении ОАО «<данные изъяты>» произвести перерасчет потребленной и оплаченной ФИО2 электрической энергии в размере <данные изъяты> руб. 31 коп.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении. Решение суда в части признания действий Открытого акционерного общества «Тверьэнергосбыт» по использованию заниженных нормативов потребления электрической энергии для предоставления льготы при взимании платы с ФИО2 незаконными и не соответствующими приказу РЭК Тверской области от 26 февраля 2010 № 81-нп «О нормативах потребления электрической энергии» не оспаривается и предметом апелляционного рассмотрения не является.
Обжалуемое судебное решение в указанной части, а также в части обязательства ответчика произвести перерасчет потребленной энергии и оплаченной ФИО2 в размере <данные изъяты> руб. 52 коп. вынесено в соответствии с требованиями закона, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не усматривается.
определила:
Апелляционное представление прокурора Центрального района г.Твери Фролова Ю.В удовлетворить частично.
Решение Заволжского районного суда г.Твери от 28 марта 2012 года в части признания ОАО «<данные изъяты>» по использованию заниженных нормативов потребления электрической энергии для предоставления льготы при взыскании платы с ФИО2 незаконными и не соответствующим приказу приказом РЭК Тверской области от 26.02.2010 года №81-нп «О нормативах потребления электрической энергии» изменить, дополнив резолютивную часть решения указанием на приказ РЭК Тверской области №315 -нп от 29.11.2006 года «О нормативах потребления электрической энергии».
Решение Заволжского районного суда г.Твери от 28 марта 2012 года в части: признания действий Открытого акционерного общества «<данные изъяты>» по использованию заниженных нормативов потребления электрической энергии для предоставления льготы при взимании платы с ФИО2 незаконными и не соответствующими приказу РЭК Тверской области от 26.02.2010 г. № 81-нп «О нормативах потребления электрической энергии»; обязании Открытого акционерного общества «Тверьэнергосбыт» произвести перерасчет потребленной и оплаченной ФИО2 электрической энергии за период с января 2009 года по декабрь 2011 года включительно в размере <данные изъяты> рублей 52 копейки, согласно её права на льготу, предусмотренную п.9 ч.1 ст.14 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» с применением нормативов, установленных РЭК Тверской области; отказа в удовлетворении остальной части исковых требований- оставить без изменения.
Председательствующий М.В.Гудкова
Судьи областного суда С.П.Лозина
ФИО8