ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-20962/2017
14 ноября 2017 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Анфиловой Т.Л.,
судей: Киньягуловой Т.М.,
ФИО1,
при секретаре Идельбаеве З.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан, ИП ФИО3., ООО УК «ТЖХ» о защите прав потребителя, по апелляционной жалобе Администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 21 марта 2017 года, которым постановлено:
исковые требования ФИО2 к Администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан, ИП ФИО3., ООО УК «ТЖХ» о защите прав потребителя - удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан произвести асфальтирование придомовой территории жилого дома адрес - в течение года со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан в доход государства государственную пошлину в размере 300 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Анфиловой Т.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан, ИП ФИО3., ООО УК «ТЖХ» о защите прав потребителя.
В обоснование заявленных требований указано на то, что она является старшей по многоквартирному дому, расположенного по адресу: адрес, жильцы которого, неоднократно на протяжении нескольких лет, начиная с 2011 года обращались с заявлением в Администрацию г. Стерлитамак РБ с требованием произвести асфальтирование придомовой территории адрес. 15.11.2013 года была начата работа по укладке асфальтного покрытия на прилегающей придомовой территории, на основании заявления жильцов дома работы были приостановлены. Истцом было написано обращение, в котором жильцы дома просили приостановить работу, так как подрядчик ИП ФИО3 осуществлял данные работы с нарушением технологического процесса.
ФИО2 просила обязать ответчиков произвести асфальтирование придомовой территории жилого дома адрес в 2017 году.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Не согласившись с решением суда, Администрация городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, в том числе указывая о том, что Администрация городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан на судебное заседание, назначенное на 21.03.2017 г. не была извещена.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим обстоятельствам.
Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Законным решение является, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащего применению к доказываемым правоотношениям.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статья 59 – 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Из материалов дела усматривается, что гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан, ИП ФИО3, ООО УК «ТЖХ» о защите прав потребителя, назначенное на 21.03.2017 г. в 10 час. 30 мин., рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие ответчика Администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан.
Однако сведений об извещении ответчика Администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан о времени и месте рассмотрения дела, назначенного на 21.03.2017 года к 10 час. 30 мин., материалы дела не содержат.
Как следует из материалов дела, почтовым адресом Администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан значится: адрес Вместе с тем, данных о направлении судом в адрес Администрации городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан, в том числе по его почтовому адресу, извещений о дате и времени рассмотрения гражданского дела материалы дела не содержат.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела не проверено извещение ответчика, не выяснены причины неявки в судебное заседание, что противоречит требованиям ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Допущенные судом нарушения норм процессуального права в силу п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием к отмене решения суда первой инстанции.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 03.10.2017 г. постановлено перейти к рассмотрению гражданского дела по иску ФИО2 к Администрации городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан, ИП ФИО3., ООО УК «ТЖХ» о защите прав потребителя, об обязании произвести асфальтирование придомовой территории жилого дома адрес по правилам производства в суде первой инстанции.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Рассматривая, в силу положений ч.5 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан, ИП ФИО3., ООО УК «ТЖХ» о защите прав потребителя, об обязании произвести асфальтирование придомовой территории жилого дома адрес, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Как указано в п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ ("О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п.п.1 ч. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений) - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
В состав общего имущества включается, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
Судебной коллегией установлено, что истец ФИО2 проживает в жилом помещении - квартире №... многоквартирного жилого дома адрес, является председателем совета дома.
Из материалов дела следует, что истец обращался в Администрацию городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан с требованием произвести укладку асфальтового покрытия на прилегающей территории к жилому дому адрес
Согласно муниципального контракта №... от 09.12.2013 г., заключенному между МКУ «Отдел жилищно – коммунального хозяйства Администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан» (Заказчик) и ИП ФИО3 (Подрядчик), стороны заключили контракт, в соответствии с которым подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в адрес, согласно сметному расчету, приложение № 3 к контракту и передать их заказчику, заказчик обязуется принять выполненные работы и обеспечить целевое направление средств за выполненные работы подрядчику в размерах и порядке, предусмотренных контрактом.
В перечень объектов на ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в г. Стерлитамак РБ в том числе включен жилой дом адрес
Между тем, при осуществлении подготовительных работы подрядной организацией, жильцы дома адрес просили приостановить работы и возобновить их в мае 2014 года.
Согласно дополнительного соглашения к муниципальному контракту №... от 09.12.2013 г., заключенному между МКУ «Отдел жилищно–коммунального хозяйства администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан» и ИП ФИО3, МКУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан» городского округа город Стсрлитамак, в лице и.о. начальника ФИО4 с одной стороны, и ИП ФИО3 в лице директора ФИО3 с другой стороны, заключили настоящее дополнительное соглашение о том, что в приложении № 4 «Перечень объектов на «Ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в адрес» вместо адрес следует читать адрес а в связи с устным отказом жителей дома адрес от асфальтирования дворовых территорий в 2013 г. В остальной части муниципальный контракт остался без изменений.
Согласно ответов Администрации Городской округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 09.11.2016 г., 07.02.2017 г. на запросы суда, городской округ город Стерлитамак Республики Башкортостан три года (в период с 2011 года по 2013 год) принимал участие в федеральной программе по ремонту внутридворовых территорий, проездов к многоквартирным домам. В 2013 году был произведен ремонт 122 дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в адрес общей площадью 92 тыс. кв.м. Финансирование данных работ осуществлялось как за счет средств местного бюджета, так и за счет бюджета Республики Башкортостан.
В осенний период 2013 года из бюджета Республики Башкортостан были выделены денежные средства в размере 44 468 000 руб. на проведение ремонта соответствующего асфальтового покрытия дворовых территорий многоквартирных домов и проездов адрес. В список дворов, требующих ремонта были включены дома адрес.Однако при осуществлении подготовительных работы подрядной организацией, жильцы дома адрес просили приостановить работы и возобновить их в мае 2014 года. В связи с этим, денежные средства, выделенные на ремонт асфальтового покрытия жилого дома адрес были перераспределены на ремонт других внутриквартальных территорий, также были внесены изменения в Соглашение о предоставлении в 2013 году субсидий на софинансирование расходов по содержанию, ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан местного значения по согласованию с государственным комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству.
В 2014, 2015 годы денежные средства были выделены только на ремонт центральных городских дорог, ремонт дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям многоквартирным домов в адрес не предусмотрен ввиду отсутствия финансирования данного вида работ, как за счет средств местного бюджета, так и бюджета Республики Башкортостан.
Из пункта 1 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с п. 1-2 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Как следует из п. 2 порядка предоставления и распределения субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды на 2017 год, главным распорядителем средств бюджета Республики Башкортостан по предоставлению субсидий является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство, главный распорядитель бюджетных средств).
Из пункта 3 порядка следует, что целью предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований за счет средств, поступивших из федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан (далее - субсидии), является оказание финансовой помощи на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды на 2017 год, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том числе территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории), дворовых территорий (далее - соответственно муниципальная программа на 2017 год, муниципальные программы формирования современной городской среды на 2017 год).
В целях настоящего Порядка под дворовыми территориями многоквартирных домов понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.
Из пункта 5 порядка следует, что участниками реализации проекта являются городские округа, городские поселения Республики Башкортостан.
Из пункта 6 порядка следует, что субсидии распределяются между муниципальными образованиями исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований и количества расположенных на их территории многоквартирных домов, включенных в Республиканскую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Из пункта 9 порядка следует, что минимальный перечень работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, на которые направляются субсидии из бюджета Республики Башкортостан в 2017 году, включает в себя ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установку скамеек, урн для мусора.
Из пункта 10 порядка следует, что дополнительный перечень работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, на которые направляются субсидии из бюджета Республики Башкортостан в 2017 году, включает в себя оборудование автомобильных парковок, детских и (или) спортивных площадок, устройство и обустройство тротуаров, пешеходных дорожек.
Из пункта 11 порядка следует, что, субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели.
Из пункта 12 порядка следует, что условием предоставления субсидий является утверждение муниципальными образованиями муниципальных программ формирования современной городской среды на 2017 год, содержащих условие о финансовом и (или) трудовом участии собственников помещений в многоквартирных домах, собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству (далее - заинтересованные лица), в реализации мероприятия по благоустройству дворовых территорий в рамках минимального и дополнительного перечней работ по благоустройству. При этом доля финансового участия заинтересованных лиц должна составлять не менее 5% от стоимости мероприятий по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома.
Из пункта 23 порядка следует, что, не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидии подлежит возврату в бюджет Республики Башкортостан.
В случае, если неиспользованный остаток субсидии не перечислен в бюджет Республики Башкортостан, указанные средства подлежат взысканию в порядке, установленном бюджетным законодательством.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку в 2014, 2015 г. г. денежные средства Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан были выделены только на ремонт центральных городских дорог, а ремонт дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям многоквартирным домов в адрес не был предусмотрен в виду отсутствия финансирования данного вида работ, оснований для возложения на Администрацию городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан обязанности произвести асфальтирование придомовой территории жилого дома адрес в 2017 году не имеется.
Из материалов дела следует, что по состоянию на 2013 г. денежные средства на проведение ремонта асфальтового покрытия дворовой территорий многоквартирного дома адрес не были использованы на ремонт многоквартирного дома адрес
Кроме того, жильцы дома по своему усмотрению, устно отказались от асфальтирования дома адрес на основании чего Администрация городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан перераспределила денежные средства на ремонт внутриквартальной территории дома адрес
Судебная коллегия также не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 к ИП ФИО3., ООО УК «ТЖХ» по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им.
В силу ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2 - 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Сведений о том, что жильцами многоквартирного дома адрес было проведено общее собрания собственников помещений в многоквартирном доме относительно проведения ремонта асфальтового покрытия дворовой территорий многоквартирного дома адрес материалы дела не содержат.
Таким образом, оснований для возложения на ответчиков ИП ФИО3., ООО УК «ТЖХ» обязанности произвести асфальтирование придомовой территории жилого дома адрес также не имеется.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 21 марта 2017 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан, ИП ФИО3., ООО УК «ТЖХ» о защите прав потребителей, обязании произвести асфальтирование придомовой территории жилого дома адрес в 2017 году отказать.
Председательствующий: Т.Л. Анфилова
Судьи: Т.М. Киньягулова
ФИО1
Справка: судья Айдаров Р.Т.