ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2098/2015 от 22.12.2015 Псковского областного суда (Псковская область)

Судья Семенова Т.А. Дело 33-2098/2015

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

22 декабря 2015 года город Псков

в составе:

председательствующего: Ельчаниновой Г.А.,

судей: Яроцкой Н.В., Захаровой Л.В.,

при секретаре: Шевчук В.С.,

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Псковской области на решение Псковского городского суда Псковской области от 05 октября 2015 года, которым постановлено:

Исковые требования Веселова А. А. удовлетворить частично.

Признать за Веселовым А. А. право на обеспечение жилым помещением за счет средств субъекта Российской Федерации.

Обязать Главное государственное управлению социальной защиты населения Псковской области включить Веселова А. А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В иске к отделу Опочецкого района ГГУ социальной защиты населения Псковской области отказать.

Заслушав доклад судьи Ельчаниновой Г.А., объяснения представителя Администрации Псковской области – Белкина И.Н., представителя Веселова А.А. – Крус В.Л., судебная коллегия областного суда

у с т а н о в и л а :

Веселов А.А. обратился в Опочецкий районный суд Псковской области с иском, уточненным в порядке статьи 39 ГПК РФ, к ГГУ социальной защиты населения Псковской области, Территориальному отделу Опочецкого района ГГУ социальной защиты населения Псковской области, Администрации Опочецкого района об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В обоснование заявленных требований указал, что на основании решения Опочецкого районного суда от 14 апреля 1995 года его родители лишены родительских прав, в связи с чем Веселов А.А. воспитывался в Опочецкой школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а затем до 30 июня 2006 года обучался в ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 15» г. Пскова. В указанный период времени истец находился на полном государственном обеспечении и жильем не обеспечивался.

В настоящее время Веселов А.А. зарегистрирован в квартире, расположенной по адресу: <****>, общей площадью 25,3 кв.м, в которой зарегистрированы и проживают мать истца и его брат. Квартира принадлежит на праве собственности МО «Опочецкий район».

В 2009 году истец обращался с заявлением о постановке его на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но получил отказ.

В 2015 году ему также было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать за ним право на обеспечение жилым помещением и обязать включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями

Определением суда от 23 апреля 2015 года произведена замена ненадлежащего ответчика Администрация Опочецкого района Псковской области на надлежащего - Администрацию Псковской области и дело направлено по подсудности в Псковский городской суд.

В судебное заседание истец ФИО1 не вился, его представитель ФИО2 исковые требования поддержал, в обоснование привел доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика - Администрации Псковской области ФИО3 исковые требования не признал и пояснил, что, не смотря на то, что истец обратился в уполномоченные органы до достижение им 23-х лет, право на обеспечение жилым помещением у него не возникло, поскольку на основании действующего на тот период законодательства ФИО1 должен был встать на учет нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, за истцом закреплено жилое помещение, общей площадью 25,3 кв.м, и размер площади на каждого зарегистрированного в нем соответствует учетной норме в Опочецком районе.

Представитель ответчика - Главного Государственного управления социальной защиты населения Псковской области ФИО4 исковые требования считает необоснованными, поддержал позицию представителя Администрации Псковской области.

Представитель ответчика - ТО Опочецкого района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе администрации Псковской области ставится вопрос об отмене решения как постановленного с нарушением норм материального права.

В частности, апеллянт полагает, что суд, не учел нормы ранее действовавшего законодательства, которое предусматривало возможность обеспечения жильем за счет средств областного бюджета обладали лишь детей-сирот и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, в то время как за ФИО1 было закреплено жилое помещение. Исключение составляли лишь лица, состоявшие на учете нуждающихся в органах местного самоуправления, и имеющие право на внеочередное предоставление муниципального жилья по основаниям п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ.

Проживание в жилом помещении с матерью, лишенной родительских прав, не являлось основанием для предоставления детям-сиротам другого жилого помещения или постановке их на учет нуждающихся.

Ссылаясь на Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», апеллянт полагает, что положения этого распространяются на соответствующую категорию граждан до достижения ими 23-лет.

Поскольку возможность распространения положений закона зависела от наличия у истца нереализованного на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ права на обеспечение жильем, как лица из числа детей сирот, а такое право у ФИО1 до 01.01.2013 года не могло возникнуть в силу действовавшего на тот период законодательства, то в настоящее время вопрос о его сохранении не может быть поставлен.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации Псковской области – ФИО3 поддержал доводы апелляционной жалобы; представитель ФИО1 – ФИО2 выразил согласие с выводами суда первой инстанции.

Иные участвующие в деле лица, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению дела в силу ст.ст.167, 327 ГПК РФ.

Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к вмешательству в решение суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, ФИО1, (дд.мм.гг.) года рождения, как лицо, оставшееся без попечения родителей в связи с лишением родительских прав его родителей ФИО5 и ФИО1 относился к кругу лиц, на которых распространяется действие статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Так, судом установлено, что в связи с лишением родителей родительских прав ФИО1 и его брат ФИО1 были определены в государственные учреждения с закреплением за ними жилого помещения по адресу: <...>.

В период с 10 октября 1994 года по 31 августа 2003 года истец находился на воспитании в Опочецкой школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а до июня 2006 года обучался в ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 15» г. Пскова, находясь на полном государственном обеспечении.

Согласно выписке из домовой книги от 22 июля 2015 года, в вышеуказанной квартире без удобств, состоящей только из кухни и одной комнаты площадью 17,5 кв.м, зарегистрированы истец, его мать ФИО5 и брат ФИО1

В 2014 году ФИО1 обратился в органы социальной защиты населения Псковской области по обеспечению его жилым помещением, но решением жилищной комиссией, оформленным протоколом № 1 от 29 января 2015 года, истцу отказано во включение в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с отсутствием права на обеспечение жильем на основании п. 10 ст. 7 Закона области от 09.01.2013 № 1241- 03.

Оценив данную позицию, суд обоснованно признал её неправомерной.

Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, предусматривалось, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом из преамбулы указанного Федерального закона и его статьи 1 следует, что его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Аналогичное право на внеочередное обеспечение жильем указанной категории лиц было закреплено и в ст.37 ЖК РСФСР, а также в п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ.

Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были внесены изменения.

Так, согласно статье 8 Федерального Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в новой редакции) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Аналогичные по сути положения содержатся и в Законе Псковской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 1241-оз от 09.01.2013г.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Исходя из системного анализа приведенных норм, возможность удовлетворения настоящего иска ФИО1. зависела от наличия у него нереализованного на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ (01.01.2013г.) права на обеспечения жильем как лица из числа детей сирот, в целях чего он должен был своевременно (до достижения 23-х лет) встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Вместе с тем, суд при разрешении спора правильно исходил из того, что отсутствие ФИО1 на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении его требования о предоставлении жилого помещения.

Удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции обоснованно исходил из фактической нуждаемости истца в жилом помещении и из того, что он до достижения возраста 23-х лет обращался в орган местного самоуправления по вопросу реализации установленных законом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, льгот, что подтверждается материалами дела.

Между тем, это обращение, в котором ФИО1 указывалось на невозможность совместного проживания с матерью, злоупотребляющей спиртными напитками и не пускающей его в жилое помещение, должным образом не было рассмотрено, обстоятельства, связанные с фактической обеспеченностью истца жилым помещением, не были выяснены.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что жилое помещение - <...> общей площадью 22,4 кв.м, в том числе жилой - 17,5 кв.м, состоит из кухни и жилой комнаты, отопление печное, водопровода нет, туалет холодный. Как указано в акте межведомственной комиссии, жилое помещение нанимателем доведено до неудовлетворительного санитарного состояния, в квартире отсутствует электричество.

При этом органами опеки и попечительства, на которые в силу ст. 121 Семейного кодекса РФ возложена защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно необходимых действий к освобождению этого жилого помещения от проживания в нем матери ребенка, в отношении которого она была лишена родительских прав и совместное проживание с которой в однокомнатной квартире было невозможно, равно как и мер по сохранности закрепленного жилого помещения принято не было, что свидетельствует об имевшем месте фактическом отсутствии у истца по делу в период наличия у него соответствующего статуса жилого помещения для проживания.

Исковые же требования самого ФИО1 о принудительном обмене жилого помещения, которые были предъявлены в 2014 году, были оставлены судом без удовлетворения.

Оценив представленные доказательства применительно к положениям Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ), суд первой инстанции с учетом правовых позиций, изложенных в Обзоре судебной практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 года, пришел к верному выводу о том, что наличие уважительных причин пропуска истцом срока на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и невозможность проживания в ранее закрепленном жилом помещении являются основанием для удовлетворения иска ФИО1

При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы, основанные на утрате истцом статуса ребенка-сироты и отсутствии в период действия этого статуса учета ФИО1 в качестве нуждающегося в жилом помещении при наличии у него закрепленного жилья, не могут быть приняты во внимание как несостоятельные, поскольку не основаны на вышеперечисленных обстоятельствах, оценка которым дана в соответствии с требованиями закона.

Не может быть признана состоятельной и ссылка на то обстоятельство, что ФИО1 вправе поставить вопрос о выселении своей матери как лишенной родительских прав, поскольку ст.91 ЖК РФ связывает допустимость такого выселения с невозможностью проживания в одном жилом помещении лиц, лишенных родительских прав, и детей, в отношении которых они лишены родительских прав. ФИО6 же в настоящее время не относится к лицам, оставшимся без попечения родителей, чьи интересы защищает указанная норма.

Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Псковского городского суда Псковской области от 05 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Псковской области - без удовлетворения.

Председательствующий: Г.А.Ельчанинова

Судьи: Н.В.Яроцкая

ФИО7